Веспасиан.

Аметист. Рим. I в.
1,8 × 1,2 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
После ожив­ле­ния в эпо­ху Неро­на тра­ди­ций элли­ни­сти­че­ской глип­ти­ки не удив­ля­ет обра­ще­ние неиз­вест­но­го масте­ра 70-х гг. I в. к тако­му арха­ич­но­му при­е­му, как камея из одно­цвет­но­го мине­ра­ла. Автор порт­ре­та импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на выбрал про­зрач­ный лило­вый аме­тист. Изо­бра­жен­ный в фас, доб­ро­душ­ный и про­стец­кий импе­ра­тор-сол­дат начи­сто лишен в этом порт­ре­те всех тра­ди­ци­он­ных черт офи­ци­о­за: мы не видим и внеш­них атри­бу­тов вла­сти — лав­ро­во­го вен­ка, пан­ци­ря пол­ко­во­д­ца и т. п. Исто­ри­ки рас­ска­зы­ва­ют, что Вес­па­си­ан был про­тив­ни­ком рос­ко­ши и неоправ­дан­ных «рас­хо­дов на пред­ста­ви­тель­ство». Когда рабо­леп­ст­ву­ю­щие сена­то­ры вынес­ли поста­нов­ле­ние об уста­нов­ке ему ста­туй из золота, он, по пре­да­нию, вме­сто про­те­ста, протя­нув ладонь, заявил: «Давай­те, вот для них поста­мент!» В длин­ной серии порт­ре­тов-масок это чело­ве­че­ское лицо вызы­ва­ет сим­па­тию.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 136—137, № 56.

комм.
Ключевые слова: аметист камея камеи мужской портрет римский император Веспасиан Флавии Инв № Ж 337