Надгробный рельеф вольноотпущенника Авла Туррания Фавста
Мрамор. Ок. 30—13 гг. до н. э.
Инв. № 260342.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах. Фото: Роджер Б. Ульрих

Надгробный рельеф вольноотпущенника Авла Туррания Фавста.

Мрамор. Ок. 30—13 гг. до н. э.
Инв. № 260342.

Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но.

Описание:
48. РЕЛЬЕФ АВЛА ТУРРАНИЯ ФАВСТА (инв. № 260342).

Мел­ко­зер­ни­стый белый мра­мор; высота 59 см; дли­на 76 см; глу­би­на 32 см.

Края обрам­ле­ния частич­но отби­ты; ниж­ние углы отло­ма­ны. Лицо силь­но повреж­де­но, не хва­та­ет носа.

Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но.

На левой сто­роне памят­ни­ка1 изва­ян три­глиф, состо­я­щий из двух целых кан­не­люр и еще поло­ви­ны спра­ва; длин­ный бор­тик вни­зу состо­ит из пяти тре­уголь­ных гутт, выпол­нен­ных в релье­фе.

Эта деталь гово­рит о том, что памят­ник пред­на­зна­чал­ся преж­де все­го для соору­же­ния: он дол­жен был нахо­дить­ся на левой сто­роне фаса­да мону­мен­та.

В глу­бо­кой нише в высо­ком релье­фе фрон­таль­но изо­бра­жен порт­рет­ный бюст еще моло­до­го чело­ве­ка, в одеж­де и с жестом, харак­тер­ным для это­го типа погре­баль­ных релье­фов: он одет в туни­ку с тогой, из с.255 sinus’а кото­рой высо­вы­ва­ет­ся пра­вая рука, при­кры­ваю­щая грудь, с паль­ца­ми, сло­жен­ны­ми таким обра­зом, чтобы удер­жи­вать край дра­пи­ров­ки.

У фигу­ры креп­кое тело­сло­же­ние, лицо широ­кое с высту­паю­щи­ми ску­ла­ми и тор­ча­щи­ми уша­ми. Гла­за мин­дале­вид­ной фор­мы, слег­ка асим­мет­рич­ные. Воло­сы, выпол­нен­ные в виде корот­ких и тон­ких прядей, спа­да­ют на лоб и на вис­ки, при­ле­гая к чере­пу.

Склад­ки тоги широ­кие, выпол­не­ны схе­ма­тич­но.

Сти­ли­сти­че­ски и типо­ло­ги­че­ски порт­рет бли­зок к порт­ре­ту Айедия на бер­лин­ском релье­фе (Staatliche Museen zu Berlin — C. Blümel, Römische Bildnisse, Berlin 1933, с. 3, R 7, табл. 4, I), порт­ре­ту на релье­фе с вил­лы Мат­теи (T. Botticelli, in StMisc, 20, 1972, табл. LV, a), и порт­ре­ту на релье­фе в Тор Сапи­ен­ца в Риме (Kleiner, с. 231, № 62), дати­ру­е­мы­ми пери­о­дом меж­ду 30 и 13 гг. до н. э., к кото­ро­му отно­сит­ся и рельеф А. Тур­ра­ния Фав­ста.

Биб­лио­гра­фия: D. E. E. и F. S. Kleiner, in Mél., 88, I, 1976, с. 254 сл., илл. 12; Frenz, с. 13, 129, B6; Kleiner, с. 65, илл. 95.

Нега­тив: DAI 73.768.

Вир­джи­ния Пичот­ти Джор­нет­ти

Над­пись сох­ра­ни­лась пол­но­стью; высота букв 4,5 см; меж­ду сло­ва­ми разде­ли­тель­ные зна­ки.

A(ulus) Turranius A(ulorum duorum)
l(ibertus)
Faustus

(Авл Тур­ра­ний Фавст, воль­ноот­пу­щен­ник двух Авлов).

Умер­ший был воль­ноот­пу­щен­ни­ком двух лиц, обо­их зва­ли Авл Тур­ра­ний — воз­мож­но, это отец и сын, сов­мест­но осво­бо­див­шие Фав­ста. Палео­гра­фия над­пи­си мало помо­га­ет нам в вопро­се дати­ро­ва­ния. Более полез­ным здесь ока­зы­ва­ет­ся архео­ло­ги­че­ский ана­лиз порт­ре­та.

Пат­ри­ция Саб­ба­ти­ни Тумо­ле­зи

ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:

1 На фото­гра­фии в ката­ло­ге три­глиф на пра­вой сто­роне.


Источники:
© 2005 г. Фото, текст: Роджер Б. Ульрих.
© 1981 г. Текст описания: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 2. De Luca Editore. Roma, 1981, pp. 254—255, cat. no. III. 48.
© 2012 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: мрамор надгробие надгробный рельеф мужской портрет Авл Турраний Фавст Фауст Aulus Turranius Faustus вольноотпущенник тога Aulus Turranius Aulorum duorum libertus Faustus A TVRRANIVS A A L FAVSTVS Инв № 260342