Зеркало с изображением Сциллы
Бронза. IV—II вв. до н. э.
Диаметр 21 см.
Инв. № Арт. 75.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фото: С. И. Сосновский

Зеркало с изображением Сциллы.

Бронза. IV—II вв. до н. э.
Диаметр 21 см.
Инв. № Арт. 75.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Таман­ский полу­ост­ров, Артю­хов­ский кур­ган. Поступ­ле­ние 1878—1880 гг. из рас­ко­пок Н. П. Кон­да­ко­ва, В. Г. Тизен­гау­зе­на, С. И. Вереб­рю­со­ва.

Описание:
1. Круг­лое зер­ка­ло с крыш­кой, укра­шен­ной изо­бра­же­ни­ем Сцил­лы (рис. на с. 31)343. Зер­ка­ло име­ет фор­му слег­ка выпук­ло­го дис­ка с ото­гну­ты­ми кра­я­ми. Лице­вая сто­ро­на зер­ка­ла отпо­ли­ро­ва­на, на обо­ро­те оно укра­ше­но гра­ви­ро­ван­ны­ми кон­цен­три­че­ски­ми кру­га­ми. Крыш­ка выко­ва­на из тон­ко­го брон­зо­во­го листа. Она при­креп­ля­лась к зер­ка­лу при помо­щи шар­ни­ра, поме­щаю­ще­го­ся над голо­вой Сцил­лы.

Фигур­ное укра­ше­ние крыш­ки испол­не­но в высо­ком релье­фе. Изо­бра­жен бой мор­ско­го чудо­ви­ща Сцил­лы с юно­шей-спут­ни­ком Одис­сея. Сцил­ла, фигу­ра кото­рой поме­ще­на в цен­тре ком­по­зи­ции и зани­ма­ет в ней глав­ное место, пред­став­ле­на в обра­зе жен­щи­ны с кры­лья­ми за спи­ной и длин­ным рыбьим хво­стом вме­сто ног. Ниж­няя часть туло­ви­ща Сцил­лы опо­я­са­на вее­ро­об­раз­ной обор­кой с греб­нем, из-под кото­рой как бы выска­ки­ва­ют две обра­щен­ные в про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны соба­ки. Пра­вая рука Сцил­лы, дер­жа­щая вес­ло, под­ня­та квер­ху для нане­се­ния уда­ра, левой рукой она схва­ти­ла юно­шу за воло­сы; локо­ны Сцил­лы раз­ве­ва­ют­ся по вет­ру, кры­лья под­ня­ты и рас­про­стер­ты, пок­ры­тый чешу­ей огром­ный хвост, закан­чи­ваю­щий­ся плав­ни­ком, согнут в дугу. Юно­ша, фигу­ра кото­ро­го почти цели­ком утра­че­на, был, види­мо, пред­став­лен тщет­но пытав­шим­ся ускольз­нуть от бес­по­щад­но­го про­тив­ни­ка. Ниж­нюю часть релье­фа зани­ма­ет изо­бра­же­ние мор­ских волн, пере­дан­ных в виде набе­гаю­щих друг на дру­га завит­ков.

Тех­ни­ка изготов­ле­ния зер­ка­ла доволь­но слож­ная. Диск отлит в фор­ме и дора­ботан на токар­ном стан­ке. Крыш­ка выко­ва­на от руки. Рельеф выбит по моде­ли, и выпук­лые его части зали­ты свин­цом. Неко­то­рые дета­ли релье­фа (локо­ны Сцил­лы, плав­ник, мор­ские вол­ны) прой­де­ны рез­цом; дру­гие дета­ли (чешуя на хво­сте, круж­ки на кры­льях и обор­ке) испол­не­ны штам­пов­кой. Рельеф был при­па­ян к крыш­ке. Сле­дов позо­лоты, отме­чен­ных Сте­фа­ни, в насто­я­щее вре­мя не наблюда­ет­ся.

Зер­ка­ло из Артю­хов­ско­го кур­га­на при­над­ле­жит к типу зер­кал, воз­ник­ше­му в IV в. и очень рас­про­стра­нен­но­му в эпо­ху элли­низ­ма344. В лите­ра­ту­ре неод­но­крат­но отме­ча­лось, что рельеф его крыш­ки тема­ти­че­ски и ком­по­зи­ци­он­но тес­но свя­зан с брон­зо­вым зер­ка­лом из Эре­трии345 и брон­зо­вой пла­сти­ной из Додо­ны346. Про­веден­ный З. А. Били­мо­вич срав­ни­тель­ный сти­ли­сти­че­ский ана­лиз этих релье­фов, а так­же элли­ни­сти­че­ско­го рез­но­го кам­ня с той же ком­по­зи­ци­ей347 убеди­тель­но пока­зал, что рельеф зер­ка­ла из Артю­хов­ско­го кур­га­на, веро­ят­но, вос­хо­дит еще к IV в. З. А. Били­мо­вич уда­лось дока­зать вто­рич­ное исполь­зо­ва­ние рельеф­но­го укра­ше­ния его крыш­ки, посколь­ку рельеф, изо­бра­жаю­щий Сцил­лу, пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­чал­ся для како­го-то дру­го­го изде­лия боль­ше­го раз­ме­ра, чем с. 90 крыш­ка зер­ка­ла Артю­хов­ско­го кур­га­на. Таким обра­зом, отне­се­ние релье­фа наше­го зер­ка­ла ко вре­ме­ни зна­чи­тель­но более ран­не­му, чем пред­ла­га­е­мая нами дата Артю­хов­ско­го кур­га­на, не про­ти­во­ре­чит новой дати­ров­ке все­го ком­плек­са кур­га­на и в то же вре­мя это инте­рес­ный при­мер береж­но­го сох­ра­не­ния в мест­ной обще­ст­вен­ной среде Бос­по­ра выдаю­ще­го­ся про­из­веде­ния элли­ни­сти­че­ско­го худо­же­ст­вен­но­го ремес­ла.


ПРИМЕЧАНИЯ:

343 Арт. 75. Гроб­ни­ца II. Изда­на: ОАК за 1880 г. Спб., 1882, табл. III, 13, с. 19, № 65, с. 80; Reinach S. Répertoire des reliefs, Paris, 1912, vol. 3, № 495. В послед­нее вре­мя зер­ка­ло было осно­ва­тель­но иссле­до­ва­но З. А. Били­мо­вич (см.: Били­мо­вич З. А. Зер­ка­ло из Артю­хов­ско­го кур­га­на). Диа­метр 0,21 м. Судя по печат­но­му отче­ту о рас­коп­ках, зер­ка­ло было испор­че­но оки­сью метал­ла (см. подроб­ное опи­са­ние повреж­де­ний зер­ка­ла в ука­зан­ной ста­тье З. А. Били­мо­вич, с. 139).

344 См.: Züchner W. Griechische Klappspiegel. Berlin. 1942, S. 56.

345 AA. 1894, S. 118, Nr. 14, Abb. 15 (A. Furtwängler); Züchner «W. Op. cit., S. 57, Abb. 120.

346 Carapanos C. Dodone et ses mines. Paris, 1878, pl. XVIII, № 1; Neugebauer K. A. Zeus von Dodona. — JdI, 1934, Abb. 12.

347 Furtwängler, A. G., Taf. XXXII, 45.


Источники:
(сс) 2012 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись.
© 1979 г. Описание: Максимова М. И. Артюховский курган. Ленинград, Искусство, 1979. С. 89—90, кат. № 1.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca торевтика чеканка греческая греческое греческий бронза зеркало скилла сцилла весло юноша молосская порода собака собаки молосский пес молосские псы волны артюховский курган инв № арт. 75