Орест убивает Эгиста и Клитемнестру
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
56 × 233 см.
Инв. № А 461.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фото: И. А. Шурыгин

Орест убивает Эгиста и Клитемнестру.

Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
56 × 233 см.
Инв. № А 461.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Рим, палац­цо Чир­чи, позд­нее палац­цо Лец­ца­ни (до 1869 г.).
При­об­ре­тен в 1869 г.

Описание:
Дати­ро­ва­ние:
по Биль­фельд­ту: 170-е гг.;
по Савер­ки­ной: 160—180 гг.;
по Коху-Зих­тер­ма­ну: после 150 г.

381. Стен­ка сар­ко­фа­га II в. по Р. Х.

Орест, сын Ага­мем­но­на, уби­ва­ет свою мать Кли­тем­не­стру и ее воз­люб­лен­но­го Эги­ста. Куп­ле­на в Риме в 1869 г. Высота 0,56 м. Моти­вы отча­сти вос­хо­дят к образ­цам живо­пи­си нача­ла V в. до Р. Х.; такое вли­я­ние осо­бен­но замет­но в цен­траль­ной груп­пе.

Вальд­гау­ер О. Ф. Антич­ная скульп­ту­ра. Изда­тель­ство Брок­гауз-Ефрон, Пет­ро­град, 1924. С. 151, кат. № 381.

I. Убий­ство Кли­те­ме­ст­ры и Эги­ста.

Таб­ли­ца LIV.

154) Санкт-Петер­бург, Импе­ра­тор­ский Эрми­таж (336). Рис. 154. Незна­чи­тель­но реста­ври­ро­ван. Дли­на 2,28 м, высота 0,55 м, высота релье­фа 0,05 м. Рису­нок C. L. Becker’а по фото­гра­фии, сде­лан­ной с любез­но­го раз­ре­ше­ния Г. Кизе­риц­ко­го в 1884 г.

Преж­де в Риме, в палац­цо Чир­чи (позд­нее Лец­ца­ни) в Педак­кье, где во вре­ме­на Вис­кон­ти и Соэ­ги рельеф был вму­ро­ван в сте­ну на вто­ром эта­же «на вер­ху лест­ни­цы ...... в вести­бю­ле пер­вой ком­на­ты» (Visconti), поз­же во дво­ре. Уже в то вре­мя отби­тые руки были допол­не­ны. В Санкт-Петер­бург посту­пил в 1870 г., после того, как еще раз был реста­ври­ро­ван скуль­п­то­ром Ф. Шуль­цем.

Иллю­ст­ра­ции: E. Q. Visconti, Il Museo Pio-Clementino, V 1796 tav. d’agg. A nr. 5 (без угло­вых фигур). Затем Millin, Galerie mythologique, 1811 pl. 165 nr. 618; Guigniaut, Les religions de t antiquité, 1825 pl. 235 nr. 831; Overbeck, Bildwerke zum thebischen und troischen Heldenkreis, 1857 Taf. 28 Nr. 9. — Monumenti dell’ Instituto VIII tav. 15 nr. 2.

Лите­ра­ту­ра: E. Q. Visconti, ук. соч., p. 43 n. f. p. 83; Zoega, App. Fol. 593 меж­ду 1799 и 1806 (= Welcker, Zeitschrift für Geschichte und Auslegung der alten Kunst, 1818 S. 444); Böttiger, Die Furienmaske 1801 S. 76 A.* (= Kleine Schriften I 1837 S. 236 A.**); Millin, ук. соч.; Welcker, ук. соч. S. 435 A.; Guigniaut, ук. соч.; Raoul Rochette, Monumens inédits, 1827—1833 p. 146; K. O. Müller, Handbuch der Archäologie der Kunst, 1830 S. 577 (3. Aufl. von Welcker 1848 S. 718) § 416, 2; Feuerbach, Der Vatikanische Apollo, 1833 S. 362; Rathgeber, Orestes (in Hallischen Allgemeinen с. 167 Encyklopädie der Wissenschaften und Künste von Ersch und Gruber III. Sect. 5. Theil 1834) S. 114; Clarac, Musée de sculpture, II 1841 p. 681 n.; Grifi, Atti della Pontificia Accademia Romana di archeologia, X 1842 p. 309 n. 1; Gerhard, Etruskische und Kampanische Vasenbilder, 1843 S. 35 A. 7. A. 10. S. 36 A. 12. A. 16 ; Overbeck, ук. соч., S. 698 Nr. 26; Stephani, Compte-rendu de la Commission Impériale archéologique, 1863 S. 181 Nr. 36. S. 256; Benndorf, Annali dell’ Instituto, XXXVII 1865 p. 224; Rosenberg, Die Erinyen, 1874 S. 48 Nr. 2; Bursian, Litterarisches Centralblatt, 1874 Nr. 47 S. 1558; Michaelis, Archäologische Zeitung, XXXIII 1875 S. 108; Robert, Bild und Lied, S. 185 A. 34.

Сюжет рас­па­да­ет­ся на две сле­дую­щие друг за дру­гом по вре­ме­ни сце­ны, где пер­вая (сле­ва) изо­бра­жа­ет убий­ство Эги­ста, вто­рая (спра­ва) — Кли­те­ме­ст­ры.

На трон­ном крес­ле Ага­мем­но­на сидит Эгист, с длин­ны­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми голо­вы и боро­ды, с витой цар­ской повяз­кой вокруг голо­вы и в длин­ном пла­ще, обер­ну­том вокруг ног, край кото­ро­го, с ото­дви­ну­той пряж­кой, лежит на его левом пле­че. Ноги Эги­ста опи­ра­ют­ся на ска­ме­еч­ку с льви­ны­ми лапа­ми, левой рукой он судо­рож­но хва­та­ет­ся за верх­ний конец нож­ки тро­на, а вытя­ну­той пра­вой рукой пыта­ет­ся оттолк­нуть Оре­ста, кото­рый напа­да­ет на него сле­ва с обна­жен­ным мечом в пра­вой руке, упе­ре­в­шись левой ногой в левое коле­но Эги­ста и схва­тив его за воло­сы левой рукой, чтобы ста­щить царя с при­сво­ен­но­го тро­на и убить. На Оре­сте пере­вязь и хла­мида, край кото­рой, с ото­дви­ну­той пряж­кой, лежит на его левом пле­че; поза­ди него на зем­ле сто­ит его щит. Фурия в длин­ном высо­ко­опо­я­сан­ном хитоне с рука­ва­ми и дуго­об­раз­но раз­ве­ваю­щей­ся хла­миде спе­шит за Оре­стом, дер­жа в под­ня­той пра­вой руке корот­кий бич, левая рука при этом пове­ли­тель­но протя­ну­та, слов­но под­тал­ки­вая Оре­ста к воз­мездию. Спра­ва на помощь к Эги­сту торо­пит­ся девуш­ка, веро­ят­но Три­го­на, его дочь от Кли­те­ме­ст­ры; она оде­та в дори­че­ский хитон, из скла­док кото­ро­го высту­па­ет обна­жен­ная пра­вая нога, обу­тая в сан­да­лию; воло­сы пок­ры­ты сфен­до­ной. В под­ня­тых руках она дер­жит неболь­шую шка­тул­ку с льви­ны­ми лапа­ми, зама­хи­ва­ясь ею как ору­жи­ем. Сле­ва Пилад и Элек­тра, оба испу­ган­но отпря­нув­шие назад. Пилад, как и Орест, одет в хла­миду с ото­дви­ну­той пряж­кой и носит пере­вязь на груди; опу­щен­ная левая рука охва­ты­ва­ет руч­ку вло­жен­но­го в нож­ны меча, пра­вая под­ня­та к груди. Элек­тра, в ужа­се возде­ваю­щая обе руки, оде­та в дори­че­ский хитон с подо­ткну­ты­ми под пояс пола­ми, дуго­об­раз­но раз­ве­ваю­щу­ю­ся хла­миду, кото­рую она при­дер­жи­ва­ет пра­вой рукой, и сан­да­лии; из-под хито­на высту­па­ет обна­жен­ная пра­вая нога. Стя­ну­тые лен­той воло­сы собра­ны в бант надо лбом и свя­за­ны узлом на затыл­ке. Сле­ва на зем­ле сто­ит ее пле­те­ная кор­зи­на с шер­стью.

Бла­го­да­ря мно­гим про­ме­жу­точ­ным дета­лям глав­ная груп­па пред­став­ля­ет собой вари­ант стро­гих крас­но­фи­гур­ных ваз, сле­дую­щих в изо­бра­же­нии собы­тия «Оре­стее» Сте­си­хо­ра (Gerhard, Etruskische und Kampanische Vasenbilder, Taf. 24; Monumenti dell’ Instituto VIII tav. 15 nr. 1; Zannoni, Scavi della Certosa di Bologna, tav. 79 nr. 1). Одна­ко здесь место Кли­те­ме­ст­ры, зама­хи­ваю­щей­ся топо­ром на сына, зани­ма­ет Эри­го­на, зама­хи­ваю­ща­я­ся шка­тул­кой для укра­ше­ний, и, таким обра­зом, в осно­ве сюже­та так­же лежит дру­гая вер­сия леген­ды. Мож­но пред­по­ло­жить, что лите­ра­тур­ным источ­ни­ком это­го нов­ше­ства была та же гре­че­ская тра­гедия, кото­рой вос­поль­зо­вал­ся Паку­вий в сво­ей тра­гедии «Орест раб» (Dulorestes), см. выше: Jahn, Hermes II S. 229; Robert, Bild und Lied S. 185 A. 33. A. 34. Тот же прото­тип изо­бра­же­ния исполь­зо­ван на этрус­ских урнах для сце­ны убий­ства Ага­мем­но­на — Кли­те­ме­ст­ра зама­хи­ва­ет­ся там ска­ме­еч­кой для ног вме­сто топо­ра, см. Brunn, I Rilievi delle Urne etrusche, tav. 74.

Цен­тром при­мы­каю­щей спра­ва сце­ны явля­ет­ся опу­стив­ша­я­ся на пра­вое коле­но Кли­те­ме­ст­ра. Она сры­ва­ет с пра­во­го пле­ча тон­кий хитон, чтобы пока­зать Оре­сту вскор­мив­шую его грудь. Эсхил, «Хое­фо­ры», V. 896—898:

ἐπίσχες, ὦ παῖ, τόνδε δ’ αἴδεσαι, τέκνον,
μαστὸν, πρὸς ᾧ οὺ πολλὰ δὴ βρὶζων ἅμα
οὔλοισιν ἐξήμελξας εὐτραφὲς γάλα
.

Постой, дитя, о сын мой, эту грудь, молю,
Ты поща­ди. Ведь преж­де ты дре­мал на ней,
Она тебя, мой сын, кор­ми­ла неко­гда.

(пер. С. Апта)

Ср. пом­пей­скую кар­ти­ну из Casa di Sirico в «Archäologische Zeitung», XLI 1883 Taf. 9 Nr. 1, см. там же с. 259. Край пла­ща, обви­ваю­ще­го ниж­нюю поло­ви­ну ее туло­ви­ща, пере­бро­шен через левое пле­чо. Выра­жаю­щее отча­я­ние лицо обра­ще­но к Оре­сту, кото­ро­го она пыта­ет­ся оттолк­нуть пра­вой рукой, в то вре­мя как под­ня­той левой рукой мать ста­ра­ет­ся осво­бо­дить­ся от вце­пив­шей­ся ей в воло­сы руки сына. Орест, с обна­жен­ным мечом, напа­да­ет на нее сле­ва, поста­вив левое коле­но на ее пра­вое бед­ро и схва­тив за воло­сы левой рукой. На его голо­ве повяз­ка, а на пле­чи набро­ше­на хла­мида. Поза­ди него тороп­ли­во при­бли­жа­ет­ся его ста­рая кор­ми­ли­ца. Каса­ясь левой рукой его голо­вы, а пра­вой — пле­ча, она в ужа­се отво­ра­чи­ва­ет лицо, как буд­то хочет удер­жать его от ужас­но­го зло­де­я­ния. Она оде­та в обыч­ную одеж­ду кор­ми­лиц, плот­ную косын­ку, соскаль­зы­ваю­щий с пра­во­го пле­ча хитон и гру­бый плащ, пере­бро­шен­ный через левое пле­чо. Перед Оре­стом спе­шит Фурия с кры­лыш­ка­ми надо лбом, оде­тая в хитон с рука­ва­ми и дуго­об­раз­но раз­ве­ваю­щий­ся плащ. Воздев обе руки и дер­жа в пра­вой плеть, она обра­ща­ет лицо к Оре­сту, с. 168 под­тал­ки­вая его совер­шить убий­ство мате­ри. К падаю­щей Кли­те­ме­ст­ре спра­ва спе­шит на помощь обна­жен­ный юно­ша с тяже­лым сосудом в обе­их руках, кото­рым он зама­хи­ва­ет­ся, чтобы швыр­нуть его в Оре­ста; в воло­сах он носит повяз­ку. Может быть, мож­но пред­по­ло­жить, что это сын Нав­плия Эакс, жених Эри­го­ны1.

В каче­стве деко­ра­тив­ных угло­вых фигур исполь­зо­ва­ны две Фурии; обе повер­ну­ли к середине релье­фа голо­вы с кры­лыш­ка­ми надо лбом, они оде­ты в высо­ко­опо­я­сан­ный теат­раль­ный хитон и котур­ны. Обра­щен­ная внутрь нога — сво­бод­ная. Сто­я­щая сле­ва дер­жит в левой руке горя­щий факел, дру­гая (спра­ва) дер­жит в пра­вой руке бич.

1Эакс и Эри­го­на изо­бра­же­ны, веро­ят­но, так­же и на позд­не­апу­лий­ской вазе в Бари, кото­рую опи­сы­ва­ет Фурт­вэн­глер (Furtwängler, Berliner Philologische Wochenschrift 1888 S. 1451). Изо­бра­же­ние на вазе в целом при­дер­жи­ва­ет­ся ста­ро­го атти­че­ско­го типа. Спра­ва от Эги­ста там изо­бра­же­ны еще один уда­ля­ю­щий­ся юно­ша с обна­жен­ным мечом и спе­ша­щая на помощь жен­щи­на, зама­хи­ваю­ща­я­ся ска­ме­еч­кой, кото­рых Фурт­вэн­глер име­ну­ет Пила­дом и Электрой. Я бы пред­по­чел интер­пре­ти­ро­вать их как Эак­са и Эри­го­ну.

Robert C., Die antiken Sarkophag-Reliefs. Mythologische Cyklen,
Bd. II, Berlin 1890, S. 166-168 Cat. no. 154 Pl. 54.
© 2012 г. Пере­вод с нем.: Сос­нов­ский С. И. под ред. Г. Ран­ге.

Литература:
R. Bielfeldt, Orestes auf römischen Sarkophagen (2005) 333 Ill. 33-35 Cat. no. I. 1 Pl. 1;
G. Koch — H. Sichtermann, Römische Sarkophage, HdArch (1982) 171. 263 Cat. no. 193;
C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs. Mythologische Cyklen, ASR 2 (Berlin 1890) Cat. no. 154 Pl. 54;
I. I. Saverkina, Römische Sarkophage in der Ermitage (1979) 35 ff. Cat. no. 13;
FA photo reprints: Inst. Neg. Rom 70.3851.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© Текст, библиография: http://arachne.uni-koeln.de/item/objekt/18591
© 1924 г. Описание: Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Изд-во Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 151, кат. № 381.
© 1890 г. Описание: Robert C., Die antiken Sarkophag-Reliefs. Mythologische Cyklen, Bd. II (Berlin 1890), S. 166-168 Cat. no. 154 Pl. 54.
© 2012 г. Перевод с нем.: С. И. Сосновский. под ред. Г. Ранге.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальные рельеф греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana орест ореста orestes эриния эринии эринния эриннии эвмениды евмениды erinyes erinys eumenides фурия фурии furia furiae dirae клитемнестра клитеместра clytaemnestra clytemestra мрамор рельеф саркофаг миф об оресте орест убивает эгиста орест пилад эгисф эгист клитеместра клитемнестра электра эринии эриния фурии фурия слуги слуга раб рабы месть убийство трон круглый щит аспис aspis инв № а 461