Милосердие императора. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
350 × 238 см.
Инв. № MC 809.Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница. Фото: И. А. Шурыгин

Милосердие императора. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).

Мрамор. 177—180 гг. н. э.
350 × 238 см.
Инв. № MC 809.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Монументальная лестница.

Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, пер­во­на­чаль­но рельеф являл­ся частью отдел­ки арки Мар­ка Авре­лия на Рим­ском фору­ме. В VI в. релье­фы арки были вмон­ти­ро­ва­ны в сте­ны церк­ви S. Martina на Фору­ме. В 1515 г. по рас­по­ря­же­нию папы Льва X релье­фы были пере­ме­ще­ны во двор palazzo dei Conservatori, а в 1572 г. были вмон­ти­ро­ва­ны в сте­ну лест­ни­цы это­го двор­ца, где и нахо­дят­ся поныне.

Описание:
В 1595 г. релье­фы глав­ной лест­ни­цы палац­цо Кон­сер­ва­то­ров были реста­ври­ро­ва­ны лом­бард­ским скуль­п­то­ром Руд­же­ро Бес­ка­пе. На одной лишь пане­ли «Мило­сер­дие» ему при­над­ле­жат не менее 35 мра­мор­ных вста­вок.

Рекон­стру­и­ро­ван­ные в XVI в. пра­вая рука и нога импе­ра­то­ра высту­па­ют за пре­де­лы релье­фа, тогда как в ори­ги­на­ле они долж­ны были нахо­дить­ся бли­же к лоша­ди, о чем свиде­тель­ст­ву­ют остат­ки малень­ких мра­мор­ных мости­ков. Пра­вая ладонь исход­но была обра­ще­на вверх как знак при­вет­ст­вия и выра­же­ние доб­рой воли в отно­ше­нии вар­ва­ров; теперь же она раз­вер­ну­та вниз как у брон­зо­вой кон­ной ста­туи Мар­ка Авре­лия, пере­ме­щен­ной на Капи­то­лий­скую пло­щадь в 1538 г. Даже голо­ва лоша­ди, рекон­стру­и­ро­ван­ная выше ниж­ней челю­сти, очень напо­ми­на­ет лошадь брон­зо­вой ста­туи. Лоша­ди­ная мор­да черес­чур силь­но высту­па­ет из релье­фа и слиш­ком раз­вер­ну­та на зри­те­ля по срав­не­нию с тем, как она долж­на была выглядеть в рим­ском ори­ги­на­ле.

Еще силь­нее изме­не­но поло­же­ние пра­вой ноги лоша­ди. В ори­ги­на­ле она была лишь слег­ка согну­та, но не под­ня­та в воздух. Это не ошиб­ки рестав­ра­то­ра, а пред­на­ме­рен­ные изме­не­ния: следы мра­мор­ных мости­ков на зад­нем плане и осно­ва­нии, по кото­рым любой скуль­п­тор мог бы вос­ста­но­вить ори­ги­нал, были пол­но­стью сте­са­ны. Все это свиде­тель­ст­ву­ет об убеж­ден­но­сти Бес­ка­пе в том, что он улуч­ша­ет антич­ную работу, делая жесты более выра­зи­тель­ны­ми, и при­да­ет боль­ше тор­же­ст­вен­но­сти и геро­из­ма рим­ско­му ори­ги­на­лу.

Janet Grossman

Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2003 г. Janet Grossman. History of Restoration of Ancient Stone Sculptures. Getty Publications, 2003. P. 183—184.
© 2012 г. Пер. с англ.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим рельеф римлянин имперский портрет римский император марк аврелий марка аврелия imperator marcus aurelius портрет портреты римский портрет династия антонинов антонины мрамор рельеф арка марка аврелия римский император марк аврелий милосердие clementia варвары тиберий клавдий помпеян инв № mc 809