Марк Аврелий, Антонин Пий, маленький Луций Вер и Адриан. Сцена цикла «Усыновление» римского Парфянского фриза в Эфесе.

Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.

Вена, Музей Эфеса.

Происхождение:
Основ­ная часть релье­фов памят­ни­ка Пар­фян­ской войне была обна­ру­же­на в Эфе­се австрий­ски­ми архео­ло­га­ми в 1897—1901 гг. При­бли­зи­тель­но в это вре­мя они были пере­ве­зе­ны в Вену с раз­ре­ше­ния сул­та­на Абдул Хамида II. В 1905 г. неко­то­рые из них были выстав­ле­ны в Вен­ском музее исто­рии искус­ства; в 1932 г. они были пере­ме­ще­ны в ста­рые конюш­ни прин­ца Евге­ния. После мно­го­крат­ных пере­ме­ще­ний во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны и в после­во­ен­ном пери­о­де релье­фы были под­верг­ну­ты рестав­ра­ции и выстав­ле­ны в отдель­ном поме­ще­нии музея Эфе­са в Вене. Релье­фы с деко­ра­тив­ны­ми моти­ва­ми хра­нят­ся в Эфе­се.

Описание:
Пер­вый тема­ти­че­ский цикл фри­за повест­ву­ет о поли­ти­че­ском акте усы­нов­ле­ния Анто­ни­на Пия (138—161 гг.) с его пре­ем­ни­ка­ми, Мар­ком Авре­ли­ем (161—180 гг.) и Луци­ем Вером (161—169 гг.) импе­ра­то­ром Адри­а­ном в послед­ний год его прав­ле­ния (138 г.). Актом усы­нов­ле­ния Адри­ан обес­пе­чил переда­чу вла­сти ува­жа­е­мо­му сена­то­ру Анто­ни­ну Пию, а в послед­ст­вии — Мар­ку Авре­лию и Луцию Веру. Соглас­но заве­ща­нию Адри­а­на, Марк Авре­лий и Луций Вер долж­ны были пра­вить сов­мест­но.

От цик­ла «Усы­нов­ле­ние» сох­ра­ни­лось шесть рельеф­ных плит. В сред­ней части цен­траль­но­го релье­фа по сто­ро­нам от ски­пет­ра, сим­во­ла импе­ра­тор­ской вла­сти, изо­бра­же­ны буду­щий импе­ра­тор Анто­нин Пий (сле­ва) и сла­бый, уми­раю­щий Адри­ан (спра­ва). Оба они в гре­че­ских одеж­дах, голо­вы пок­ры­ты гима­ти­ем, что гово­рит об их глав­ной роли в сцене жерт­во­при­но­ше­ния, изо­бра­жен­ной на сосед­них пли­тах. Сле­ва от Анто­ни­на сто­ит его пре­ем­ник, 17-лет­ний Марк Авре­лий, в то вре­мя как маль­чик, на чье пле­чо опи­ра­ет­ся Адри­ан, иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся как Луций Вер, сын пер­во­го пре­ем­ни­ка Адри­а­на, Элия Ком­мо­да Вера, умер­ше­го дву­мя года­ми рань­ше, в 136 г. Фигу­ру юно­ши за пле­чом Адри­а­на опре­де­ля­ют как Гения, алле­го­ри­че­ски пред­став­ля­ю­ще­го семью Элия Вера. Ико­но­гра­фи­че­ский акцент на фигу­рах импе­ра­то­ров сде­лан посред­ст­вом их цен­траль­но­го рас­по­ло­же­ния в ком­по­зи­ции, а так­же за счет подъ­ема осно­ва­ния, на кото­ром они сто­ят, отно­си­тель­но зем­ли. Кро­ме того, в отли­чие от осталь­ных сцен, кар­низ над кото­ры­ми име­ет трех­част­ную струк­ту­ру, цен­траль­ная сце­на усы­нов­ле­ния увен­ча­на четы­рех­част­ным кар­ни­зом.


Источники:
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: доломитовый мрамор рельеф Парфянский фриз Парфянский монумент в Эфесе Эфес мужской портрет римский император Марк Аврелий Антонин Пий маленький Луций Вер Адриан усыновление Луция Вера усыновление Марка Аврелия усыновление Антонина Пия capite velato с покрытой головой под покрывалом тога претекста тога-претекста exigua praetexta тогатус togatus гиматий
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА