Марк Аврелий, Антонин Пий, маленький Луций Вер и Адриан. Сцена цикла «Усыновление» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса. Фото: И. А. Шурыгин

Марк Аврелий, Антонин Пий, маленький Луций Вер и Адриан. Сцена цикла «Усыновление» римского Парфянского фриза в Эфесе.

Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.

Вена, Музей Эфеса.

Происхождение:
Основ­ная часть релье­фов памят­ни­ка Пар­фян­ской войне была обна­ру­же­на в Эфе­се австрий­ски­ми архео­ло­га­ми в 1897—1901 гг. При­бли­зи­тель­но в это вре­мя они были пере­ве­зе­ны в Вену с раз­ре­ше­ния сул­та­на Абдул Хамида II. В 1905 г. неко­то­рые из них были выстав­ле­ны в Вен­ском музее исто­рии искус­ства; в 1932 г. они были пере­ме­ще­ны в ста­рые конюш­ни прин­ца Евге­ния. После мно­го­крат­ных пере­ме­ще­ний во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны и в после­во­ен­ном пери­о­де релье­фы были под­верг­ну­ты рестав­ра­ции и выстав­ле­ны в отдель­ном поме­ще­нии музея Эфе­са в Вене. Релье­фы с деко­ра­тив­ны­ми моти­ва­ми хра­нят­ся в Эфе­се.

Описание:
Пер­вый тема­ти­че­ский цикл фри­за повест­ву­ет о поли­ти­че­ском акте усы­нов­ле­ния Анто­ни­на Пия (138—161 гг.) с его пре­ем­ни­ка­ми, Мар­ком Авре­ли­ем (161—180 гг.) и Луци­ем Вером (161—169 гг.) импе­ра­то­ром Адри­а­ном в послед­ний год его прав­ле­ния (138 г.). Актом усы­нов­ле­ния Адри­ан обес­пе­чил пере­да­чу вла­сти ува­жае­мо­му сена­то­ру Анто­ни­ну Пию, а в послед­ст­вии — Мар­ку Авре­лию и Луцию Веру. Соглас­но заве­ща­нию Адри­а­на, Марк Авре­лий и Луций Вер долж­ны были пра­вить сов­мест­но.

От цик­ла «Усы­нов­ле­ние» сох­ра­ни­лось шесть рельеф­ных плит. В сред­ней части цен­траль­но­го релье­фа по сто­ро­нам от ски­пет­ра, сим­во­ла импе­ра­тор­ской вла­сти, изо­бра­же­ны буду­щий импе­ра­тор Анто­нин Пий (сле­ва) и сла­бый, уми­раю­щий Адри­ан (спра­ва). Оба они в гре­че­ских одеж­дах, голо­вы пок­ры­ты гима­ти­ем, что гово­рит об их глав­ной роли в сцене жерт­во­при­но­ше­ния, изо­бра­жен­ной на сосед­них пли­тах. Сле­ва от Анто­ни­на сто­ит его пре­ем­ник, 17-лет­ний Марк Авре­лий, в то вре­мя как маль­чик, на чье пле­чо опи­ра­ет­ся Адри­ан, иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся как Луций Вер, сын пер­во­го пре­ем­ни­ка Адри­а­на, Элия Ком­мо­да Вера, умер­ше­го дву­мя года­ми рань­ше, в 136 г. Фигу­ру юно­ши за пле­чом Адри­а­на опре­де­ля­ют как Гения, алле­го­ри­че­ски пред­став­ля­ю­ще­го семью Элия Вера. Ико­но­гра­фи­че­ский акцент на фигу­рах импе­ра­то­ров сде­лан посред­ст­вом их цен­траль­но­го рас­по­ло­же­ния в ком­по­зи­ции, а так­же за счет подъ­ема осно­ва­ния, на кото­ром они сто­ят, отно­си­тель­но зем­ли. Кро­ме того, в отли­чие от осталь­ных сцен, кар­низ над кото­ры­ми име­ет трех­част­ную струк­ту­ру, цен­траль­ная сце­на усы­нов­ле­ния увен­ча­на четы­рех­част­ным кар­ни­зом.


Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рельеф имперский римский император публий элий адриан адриана imperator publius aelius hadrianus антонин пий антонина пия antoninus pius марк аврелий марка аврелия marcus aurelius луций вер луция вера lucius verus парфянский фриз в эфесе памятник монумент из эфеса эфесский эфес портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина династия антонинов антонины рельефы рельефный доломитовый мрамор усыновление capite velato с покрытой головой под покрывалом тога претекста тога-претекста exigua praetexta тогатус togatus гиматий