Апофеоз Луция Вера.

Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
209 × 306 см.
Инв. № I 867.

Вена, Музей Эфеса.

Происхождение:
Основ­ная часть релье­фов памят­ни­ка Пар­фян­ской войне была обна­ру­же­на в Эфе­се австрий­ски­ми архео­ло­га­ми в 1897—1901 гг. При­бли­зи­тель­но в это вре­мя они были пере­ве­зе­ны в Вену с раз­ре­ше­ния сул­та­на Абдул Хамида II. В 1905 г. некото­рые из них были выстав­ле­ны в Вен­ском музее исто­рии искус­ства; в 1932 г. они были пере­ме­ще­ны в ста­рые конюш­ни прин­ца Евге­ния. После мно­го­крат­ных пере­ме­ще­ний во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны и в после­во­ен­ном пери­о­де релье­фы были под­верг­ну­ты рестав­ра­ции и выстав­ле­ны в отдель­ном поме­ще­нии музея Эфе­са в Вене. Релье­фы с деко­ра­тив­ны­ми моти­ва­ми хра­нят­ся в Эфе­се.

Описание:
Цикл релье­фов, пред­став­ля­ю­щих т. н. «апо­фе­оз» Луция Вера, пред­став­ля­ет­ся очень важ­ным в ико­но­гра­фи­че­ском отно­ше­нии, одна­ко его интер­пре­та­ция оста­ет­ся спор­ной. После смер­ти Луция Вера (169 г.) сенат по пред­ло­же­нию Мар­ка Авре­лия про­воз­гла­сил его богом (divus). Боль­шая ком­по­зи­ция, посвя­щен­ная это­му собы­тию, состо­ит из трех отдель­ных сцен. Пер­вая (состав­лен­ная по край­ней мере из двух плит) изо­бра­жа­ет Цеза­ря в лори­ке на колес­ни­це Гелиоса. Его дер­жит за руку Ника (Вик­то­рия), кото­рая пра­вит коня­ми. Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что колес­ни­ца дви­жет­ся в вос­хо­дя­щем направ­ле­нии. Сто­я­щая пред ней Доб­лесть (Virtus) явля­ет­ся пер­со­ни­фи­ка­ци­ей муже­ства импе­ра­то­ра. Фигу­ра в лучи­стом вен­це на зад­нем плане до послед­не­го вре­ме­ни счи­та­лась изо­бра­же­ни­ем Гелиоса, одна­ко недав­но Oberleitner выдви­нул пред­по­ло­же­ние о том, что это Люци­фер. Под колес­ни­цей лежит жен­ская фигу­ра с рогом изоби­лия. Воз­мож­но, это пер­со­ни­фи­ка­ция места, напри­мер, Ита­лии, или Тел­лус (= зем­ля), либо Мир, при­но­ся­щий изоби­лие; в послед­нем слу­чае ребе­нок с фрук­та­ми рядом с ней — это Плу­тос. Сим­во­лизм сце­ны чита­ет­ся без труда: пар­фян­ский три­умф Цеза­ря при­нес стране мир и про­цве­та­ние.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© Текст: http://www.ehw.gr/l.aspx?id=8219
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: доломитовый мрамор рельеф Парфянский фриз Парфянский монумент в Эфесе Эфес римский император Луций Вер апофеоз Луция Вера палудаментум лорика анатомическая кюраса кираса узел Геркулеса Геракла грифон грифоны колесница Гелиос Ника Виктория Теллус рог изобилия Инв № I 867