Апофеоз Луция Вера
Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
209 × 306 см.
Инв. № I 867.Вена, Музей Эфеса. Фото: И. А. Шурыгин

Апофеоз Луция Вера.

Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
209 × 306 см.
Инв. № I 867.

Вена, Музей Эфеса.

Происхождение:
Основ­ная часть релье­фов памят­ни­ка Пар­фян­ской войне была обна­ру­же­на в Эфе­се австрий­ски­ми архео­ло­га­ми в 1897—1901 гг. При­бли­зи­тель­но в это вре­мя они были пере­ве­зе­ны в Вену с раз­ре­ше­ния сул­та­на Абдул Хамида II. В 1905 г. неко­то­рые из них были выстав­ле­ны в Вен­ском музее исто­рии искус­ства; в 1932 г. они были пере­ме­ще­ны в ста­рые конюш­ни прин­ца Евге­ния. После мно­го­крат­ных пере­ме­ще­ний во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны и в после­во­ен­ном пери­о­де релье­фы были под­верг­ну­ты рестав­ра­ции и выстав­ле­ны в отдель­ном поме­ще­нии музея Эфе­са в Вене. Релье­фы с деко­ра­тив­ны­ми моти­ва­ми хра­нят­ся в Эфе­се.

Описание:
Цикл релье­фов, пред­став­ля­ю­щих т. н. «апо­фе­оз» Луция Вера, пред­став­ля­ет­ся очень важ­ным в ико­но­гра­фи­че­ском отно­ше­нии, одна­ко его интер­пре­та­ция оста­ет­ся спор­ной. После смер­ти Луция Вера (169 г.) сенат по пред­ло­же­нию Мар­ка Авре­лия про­воз­гла­сил его богом (divus). Боль­шая ком­по­зи­ция, посвя­щен­ная это­му собы­тию, состо­ит из трех отдель­ных сцен. Пер­вая (состав­лен­ная по край­ней мере из двух плит) изо­бра­жа­ет Цеза­ря в лори­ке на колес­ни­це Гелиоса. Его дер­жит за руку Ника (Вик­то­рия), кото­рая пра­вит коня­ми. Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что колес­ни­ца дви­жет­ся в вос­хо­дя­щем направ­ле­нии. Сто­я­щая пред ней Доб­лесть (Virtus) явля­ет­ся пер­со­ни­фи­ка­ци­ей муже­ства импе­ра­то­ра. Фигу­ра в лучи­стом вен­це на зад­нем плане до послед­не­го вре­ме­ни счи­та­лась изо­бра­же­ни­ем Гелиоса, одна­ко недав­но Oberleitner выдви­нул пред­по­ло­же­ние о том, что это Люци­фер. Под колес­ни­цей лежит жен­ская фигу­ра с рогом изоби­лия. Воз­мож­но, это пер­со­ни­фи­ка­ция места, напри­мер, Ита­лии, или Тел­лус (= зем­ля), либо Мир, при­но­ся­щий изоби­лие; в послед­нем слу­чае ребе­нок с фрук­та­ми рядом с ней — это Плу­тос. Сим­во­лизм сце­ны чита­ет­ся без труда: пар­фян­ский три­умф Цеза­ря при­нес стране мир и про­цве­та­ние.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© Текст: http://www.ehw.gr/l.aspx?id=8219
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф имперский греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana гриф грифы грифон грифоны грифона gryphus крылатая богиня нике ника ники nice nike крылатая богиня виктория виктории победа персонификация победы dea victoria римский император луций вер луция вера imperator lucius verus богиня теллус теллура dea tellus mater terra mater бог гелий гелиос гелия гелиоса deus helios helius парфянский фриз в эфесе памятник монумент из эфеса эфесский эфес портрет портреты портретный портретная римский династия антонинов антонины доломитовый мрамор рельеф парфянский фриз парфянский монумент в эфесе эфес римский император луций вер апофеоз луция вера палудаментум лорика анатомическая кюраса кираса гераклов узел геркулеса геракла грифон грифоны колесница гелиос ника виктория теллус рог изобилия инв № i 867