Битва римлян с парфянами
Сцена из цикла «Парфянская война» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса. Фото: И. А. Шурыгин

Битва римлян с парфянами.

Сцена из цикла «Парфянская война» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.

Вена, Музей Эфеса.

Описание:
В релье­фе, по-види­мо­му, зани­мав­шем цен­траль­ное место в ком­по­зи­ции, доми­ни­ру­ю­щее поло­же­ние при­над­ле­жит фигу­ре вои­на, замах­нув­ше­го­ся мечом, чтобы нане­сти послед­ний удар повер­жен­но­му про­тив­ни­ку. Он одет лишь в корот­кий хитон и не защи­щен доспе­ха­ми. Воин сто­ит в клас­си­че­ской позе героя, типич­ной для той эпо­хи. Его мож­но пред­по­ло­жи­тель­но опре­де­лить как оли­це­тво­ре­ние Доб­ле­сти (Virtus), либо как геро­и­че­ско­го союз­ни­ка рим­лян, напри­мер, Анд­рок­ла из Эфе­са. Рядом с геро­ем бьет­ся с про­тив­ни­ком кон­ный рим­ский вое­на­чаль­ник. Кро­ме типич­но­го рим­ско­го обла­че­ния на нем наде­ты ана­к­си­риды, что поз­во­ля­ет думать о его ино­стран­ном про­ис­хож­де­нии (ана­к­си­риды — широ­кие шаро­ва­ры; (?) на релье­фе в ана­к­си­риды одет пеший пар­фян­ский воин — край­няя фигу­ра спра­ва — И. Ш.). Stähler счи­та­ет, что это Авидий Кас­сий, вое­на­чаль­ник Луция Вера. Рим­ский всад­ник, раз­вер­нув­ший­ся спи­ной к зри­те­лю на сле­дую­щем релье­фе, может, таким обра­зом, быть иден­ти­фи­ци­ро­ван как вто­рой коман­дую­щий экс­пе­ди­ци­он­ны­ми сила­ми Ста­тий Приск.

Источники:
Ключевые слова: архитектура architectura скульптура скульптурный sculptura рельеф римский император луций вер луция вера imperator lucius verus парфянский фриз в эфесе памятник монумент из эфеса эфесский эфес династия антонинов антонины доломитовый мрамор рельеф парфянский фриз парфянский монумент в эфесе эфес битва римлян с парфянами