Портрет Марцелла?Белый мрамор. 26—25 гг. до н. э.
Инв. № CRY. 51. 00. 22.
Арль, Музей античности
110. ПОРТРЕТ МАРЦЕЛЛА?
26—25 гг. до н. э.
Рис. 84.
Арль, Музей античного Арля, инв. № CRY. 51. 00. 22.
Голова с соединительной вставкой.
Белый мрамор.
Найдена в Арле в 1952 г., в северной галерее криптопортика (ср. с портретом Тиберия, кат. № 113).
Размеры: общая высота 42 см (до края груди 0,37 см), высота головы 25 см. Vidi.
Библиография: Espérandieu — R. Lantier, XV, 8752 (Октавиан); F. Benoît, BSAF, 1950—1, p. 161 (Октавиан); Id., 1952, p. 33—48, fig. 1—8; H. Schoppa, 1957, p. 47, pl. 1; V. Poulsen, 1962, p. 22; P. Zanker, 1973, p. 50 n. 28 (член семьи Юлиев-Клавдиев); K. Fittschen, 1977, p. 37—38 (Г. Цезарь); J.-Ch. Balty, 1977, p. 102—118, pl. 25—2, 27—2 (Марцелл); K. Fittschen, 1977, p. 35, II-2 (наследник из Юлиев-Клавдиев: Гай Цезарь?); с. 323 J. M. C. Toynbee, 1978, p. 54, fig. 73 (Октавиан); F. Salviat — D. Terrer, 1981, p. 18—19, 36—37 (fig.) (Октавиан); H. G. Frenz, 1982, p. 379 n. 36, pl. 39—37 (Октавиан); P. Gros, 1987b, p. 349, fig. 9 (Гай Цезарь); Z. Kiss, 1975, p. 39, 117, 164—165, fig. 604309 (Август); K. Fittschen, 1977, p. 35 (II2); U. Hausmann, 1981, p. 529, 533 (Октавиан); H. Jucker, 1981b, p. 294 (Октавиан); A. K. Massner, 1982, p. 11 n. 58 n° 1, 12 n. 65, 17, 26, pl. 4 c-d, 5 b (Октавиан, тип B); J. Pollini, 1987, p. 60, 71, n° 30 p. 104, pl. 31 (Гай Цезарь, тип V, начало правления Тиберия); P. Gros, 1991, p. 137—138 (Гай Цезарь); D. Boschung, 1993a, p. 51, n. 183 (Гай Цезарь); Cl. Sintès (dir.), 1996, n° 26 p. 50 (Гай Цезарь).
Сохранность: Портрет почти не поврежден: отсутствует только часть левого уха. Несколько царапин на лбу, кончике носа, верхнем левом веке, как и на пряди волос над левым глазом. Наконец, рядом с макушкой отсутствует довольно крупный кусок мрамора.
Описание: Этот портрет предназначался для вставки в тело статуи. Разрез соединительной вставки, видимо, указывает, что на торсе были доспехи. Голова чуть повернута вправо, лицо вытянутое и узкое, нос немного выгнут, рот с полной нижней губой приоткрыт. Щеки и подбородок покрыты маленькой бородкой, выполненной тонкими насечками в форме завитков.
Волосы выполнены в довольно графической манере: за первой группой параллельных прядей, зачесанных влево, в правой половине лба, следует «клешня» над внутренним углом правого глаза, которая подготавливает переход ко второй группе из четырех прядей, обращенных вправо; другие пряди зачесаны к виску, создавая при этом «вилку» над левым глазом.
с. 324 Комментарий: Серия реплик, в которой арльский портрет — одно из лучших изображений, входит в число самых спорных иконографических типов августовской эпохи. После исследования О. Бренделя, который в 1931 г. разработал первую типологическую классификацию того, что он идентифицировал как «тип B» иконографии Октавиана, датируемый 43—37 гг. до н. э. (Ф. Бенуа сохранил эту атрибуцию, когда был обнаружен арльский портрет), дискуссия «кристаллизовалась» в основном вокруг двух версий: молодой Август и Гай Цезарь.
Одна из немногих характеристик этого бюста, не вызывающая сомнений, — это поразительное сходство с изображениями Августа типа «Прима-Порта»; в зависимости от того, какая из двух предполагаемых идентификаций принимается, ее считают либо предвещающей тип «Прима-Порта», либо происходящей от него. Кроме того, если эта серия изображает Гая, то сходство с принцепсом может объясняться династическими соображениями: будущего преемника Августа стремились изобразить как «нового Октавиана». Кроме того, бородка на некоторых экземплярах, в том числе арльском и веронском310, объясняется либо как знак траура Октавиана после смерти Цезаря, либо как знак траура Гая после смерти Луция. Понятно, что главная трудность состоит в том, что аргументы в пользу одной идентификации точно так же могут быть использованы в поддержку другой. Дискуссия зашла в тупик, и в результате атрибуция периодически колеблется; когда казалось, что все участники дискуссии пришли к относительному согласию в том, что это Гай, А. К. Масснер и позднее Б. Грасси и С. Занини311 (относительно портретов из Вероны и Аквилеи) вернулись к идентификации с Октавианом, несмотря на серьезную методологическую трудность, которая состоит в том, что тип «Прима-Порта» явно предшествует репликам «типа B» Бренделя312. Тем не менее напрашивается вывод: ни на идентификации с Гаем, ни на идентификации с Октавианом согласие не достигнуто. Примечательно, что черты лица одновременно отличаются и от реплик Октавиана типа «Алькудиа», и от портрета Гая из базилики в Коринфе: лицо более длинное и угловатое, рот более мясистый, скулы выступают сильнее.
В этой дискуссии одно предположение обычно обходят молчанием: Ж. Ш. Балти предложил считать эту группу портретами Марцелла, племянника и предполагаемого наследника Августа313. Такая идентификация позволяет одновременно объяснить и сходство с принцепсом — этот тип был создан почти одновременно с типом «Прима-Порта», — и заметные физиономические и типологические расхождения с портретами Цезарей.
Ж. Ш. Балти различает два иконографических типа умершего в молодом возрасте наследника: тип, созданный при его жизни, около 26—25 гг., когда определилась династическая политика режима, и посмертный тип, с более идеализированными чертами, на которые сильно повлияла знаменитая статуя работы Клеомена, хранящаяся в Лувре (инв. № Ma 1207. K. de Kersauson, 1986, n° 18, p. 46—47). Реплика из Арля, которая несомненно относится к первой группе, таким образом довольно точно датируется 26—25 гг. до н. э.: бородка подтверждает эту версию и указывает на дату, предшествующую браку наследника с Юлией. На этом этапе рассуждений можно прибавить важное сопутствующее обстоятельство: это вновь актуальная мраморная копия «щита доблестей» из римской курии, которая датируется этим же временем. Молодой наследник вместе с Августом участвовал в войне против кантабров, с. 325 и его военные успехи заслужили особое прославление в литературе314; можно представить, что две эти работы, посвященные одним человеком, предназначались для того, чтобы почтить доблести императора и его будущего зятя.
ПРИМЕЧАНИЯ:
309Инверсия рис. 604 и 577 (профиль
портрета из Института искусств Детройта).
310Верона,
Археологический музей римского театра, 147.
311G. Sena Chiesa (éd.),
Augusto in Cisalpina. Ritratti augustei e giulio-claudi in Italia settentrionale, Bologne, 1995.
312D. Boschung, «Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht»,
JRA, 6, 1993, c. 51: «Установленная К. Фитченом зависимость от типа “Прима-Порта”, по моему мнению, полностью исключает создание спорного варианта изображения в 40 г. до н. э.». Встречные аргументы за идентификацию с Октавианом см.: Goette
H. R. //
JRA, 1993, p. 309.
313J.-Ch. Balty, «Notes d’iconographie julio-claudienne, IV: M. Claudius Marcellus et le type B de l’iconographie d’Auguste jeune»,
AK, 20, p. 102—
118.
314Ссылки на литературные источники см. выше, гл. VI, с. 133 и № 79. Единственная слабость этой гипотезы, возможно, состоит в том, что отсутствуют посвящения портретов Марцелла.