Портрет Марцелла?
Белый мрамор. 26—25 гг. до н. э.
Инв. № CRY. 51. 00. 22.
Арль, Музей античности.

Портрет Марцелла?

Белый мрамор. 26—25 гг. до н. э.
Инв. № CRY. 51. 00. 22.

Арль, Музей античности.

Происхождение:
Най­ден в Арле в 1952 г., в север­ной гале­рее крип­то­пор­ти­ка.

Описание:

110. ПОРТРЕТ МАРЦЕЛЛА?

26—25 гг. до н. э.
Рис. 84.

Арль, Музей антич­но­го Арля, инв. № CRY. 51. 00. 22.
Голо­ва с соеди­ни­тель­ной встав­кой.
Белый мра­мор.

Най­де­на в Арле в 1952 г., в север­ной гале­рее крип­то­пор­ти­ка (ср. с порт­ре­том Тибе­рия, кат. № 113).

Раз­ме­ры: общая высота 42 см (до края груди 0,37 см), высота голо­вы 25 см. Vidi.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu — R. Lantier, XV, 8752 (Окта­виан); F. Benoît, BSAF, 1950—1, p. 161 (Окта­виан); Id., 1952, p. 33—48, fig. 1—8; H. Schoppa, 1957, p. 47, pl. 1; V. Poulsen, 1962, p. 22; P. Zanker, 1973, p. 50 n. 28 (член семьи Юли­ев-Клав­ди­ев); K. Fittschen, 1977, p. 37—38 (Г. Цезарь); J.-Ch. Balty, 1977, p. 102—118, pl. 25—2, 27—2 (Мар­целл); K. Fittschen, 1977, p. 35, II-2 (наслед­ник из Юли­ев-Клав­ди­ев: Гай Цезарь?); с. 323 J. M. C. Toynbee, 1978, p. 54, fig. 73 (Окта­виан); F. Salviat — D. Terrer, 1981, p. 18—19, 36—37 (fig.) (Окта­виан); H. G. Frenz, 1982, p. 379 n. 36, pl. 39—37 (Окта­виан); P. Gros, 1987b, p. 349, fig. 9 (Гай Цезарь); Z. Kiss, 1975, p. 39, 117, 164—165, fig. 604309 (Август); K. Fittschen, 1977, p. 35 (II2); U. Hausmann, 1981, p. 529, 533 (Окта­виан); H. Jucker, 1981b, p. 294 (Окта­виан); A. K. Massner, 1982, p. 11 n. 58 n° 1, 12 n. 65, 17, 26, pl. 4 c-d, 5 b (Окта­виан, тип B); J. Pollini, 1987, p. 60, 71, n° 30 p. 104, pl. 31 (Гай Цезарь, тип V, нача­ло прав­ле­ния Тибе­рия); P. Gros, 1991, p. 137—138 (Гай Цезарь); D. Boschung, 1993a, p. 51, n. 183 (Гай Цезарь); Cl. Sintès (dir.), 1996, n° 26 p. 50 (Гай Цезарь).

Сохран­ность: Порт­рет почти не повреж­ден: отсут­ст­ву­ет толь­ко часть лево­го уха. Несколь­ко цара­пин на лбу, кон­чи­ке носа, верх­нем левом веке, как и на пряди волос над левым гла­зом. Нако­нец, рядом с макуш­кой отсут­ст­ву­ет доволь­но круп­ный кусок мра­мо­ра.

Опи­са­ние: Этот порт­рет пред­на­зна­чал­ся для встав­ки в тело ста­туи. Раз­рез соеди­ни­тель­ной встав­ки, види­мо, ука­зы­ва­ет, что на тор­се были доспе­хи. Голо­ва чуть повер­ну­та впра­во, лицо вытя­ну­тое и узкое, нос немно­го выгнут, рот с пол­ной ниж­ней губой приот­крыт. Щеки и под­бо­ро­док пок­ры­ты малень­кой бород­кой, выпол­нен­ной тон­ки­ми насеч­ка­ми в фор­ме завит­ков.

Воло­сы выпол­не­ны в доволь­но гра­фи­че­ской мане­ре: за пер­вой груп­пой парал­лель­ных прядей, заче­сан­ных вле­во, в пра­вой поло­вине лба, сле­ду­ет «клеш­ня» над внут­рен­ним углом пра­во­го гла­за, кото­рая под­готав­ли­ва­ет пере­ход ко вто­рой груп­пе из четы­рех прядей, обра­щен­ных впра­во; дру­гие пряди заче­са­ны к вис­ку, созда­вая при этом «вил­ку» над левым гла­зом.

с. 324 Ком­мен­та­рий: Серия реплик, в кото­рой арль­ский порт­рет — одно из луч­ших изо­бра­же­ний, вхо­дит в чис­ло самых спор­ных ико­но­гра­фи­че­ских типов авгу­стов­ской эпо­хи. После иссле­до­ва­ния О. Брен­де­ля, кото­рый в 1931 г. раз­ра­ботал первую типо­ло­ги­че­скую клас­си­фи­ка­цию того, что он иден­ти­фи­ци­ро­вал как «тип B» ико­но­гра­фии Окта­ви­а­на, дати­ру­е­мый 43—37 гг. до н. э. (Ф. Бенуа сох­ра­нил эту атри­бу­цию, когда был обна­ру­жен арль­ский порт­рет), дис­кус­сия «кри­стал­ли­зо­ва­лась» в основ­ном вокруг двух вер­сий: моло­дой Август и Гай Цезарь.

Одна из немно­гих харак­те­ри­стик это­го бюста, не вызы­ваю­щая сомне­ний, — это пора­зи­тель­ное сход­ство с изо­бра­же­ни­я­ми Авгу­ста типа «При­ма-Пор­та»; в зави­си­мо­сти от того, какая из двух пред­по­ла­га­е­мых иден­ти­фи­ка­ций при­ни­ма­ет­ся, ее счи­та­ют либо пред­ве­щаю­щей тип «При­ма-Пор­та», либо про­ис­хо­дя­щей от него. Кро­ме того, если эта серия изо­бра­жа­ет Гая, то сход­ство с прин­цеп­сом может объ­яс­нять­ся дина­сти­че­ски­ми сооб­ра­же­ни­я­ми: буду­ще­го пре­ем­ни­ка Авгу­ста стре­ми­лись изо­бра­зить как «ново­го Окта­ви­а­на». Кро­ме того, бород­ка на неко­то­рых экзем­пля­рах, в том чис­ле арль­ском и верон­ском310, объ­яс­ня­ет­ся либо как знак тра­у­ра Окта­ви­а­на после смер­ти Цеза­ря, либо как знак тра­у­ра Гая после смер­ти Луция. Понят­но, что глав­ная труд­ность состо­ит в том, что аргу­мен­ты в поль­зу одной иден­ти­фи­ка­ции точ­но так же могут быть исполь­зо­ва­ны в под­держ­ку дру­гой. Дис­кус­сия зашла в тупик, и в резуль­та­те атри­бу­ция пери­о­ди­че­ски колеб­лет­ся; когда каза­лось, что все участ­ни­ки дис­кус­сии при­шли к отно­си­тель­но­му сог­ла­сию в том, что это Гай, А. К. Мас­снер и позд­нее Б. Грас­си и С. Зани­ни311 (отно­си­тель­но порт­ре­тов из Веро­ны и Акви­леи) вер­ну­лись к иден­ти­фи­ка­ции с Окта­виа­ном, несмот­ря на серь­ез­ную мето­до­ло­ги­че­скую труд­ность, кото­рая состо­ит в том, что тип «При­ма-Пор­та» явно пред­ше­ст­ву­ет реп­ли­кам «типа B» Брен­де­ля312. Тем не менее напра­ши­ва­ет­ся вывод: ни на иден­ти­фи­ка­ции с Гаем, ни на иден­ти­фи­ка­ции с Окта­виа­ном сог­ла­сие не достиг­ну­то. При­ме­ча­тель­но, что чер­ты лица одно­вре­мен­но отли­ча­ют­ся и от реплик Окта­ви­а­на типа «Аль­кудиа», и от порт­ре­та Гая из бази­ли­ки в Корин­фе: лицо более длин­ное и угло­ва­тое, рот более мяси­стый, ску­лы высту­па­ют силь­нее.

В этой дис­кус­сии одно пред­по­ло­же­ние обыч­но обхо­дят мол­ча­ни­ем: Ж. Ш. Бал­ти пред­ло­жил счи­тать эту груп­пу порт­ре­та­ми Мар­цел­ла, пле­мян­ни­ка и пред­по­ла­га­е­мо­го наслед­ни­ка Авгу­ста313. Такая иден­ти­фи­ка­ция поз­во­ля­ет одно­вре­мен­но объ­яс­нить и сход­ство с прин­цеп­сом — этот тип был создан почти одно­вре­мен­но с типом «При­ма-Пор­та», — и замет­ные физио­но­ми­че­ские и типо­ло­ги­че­ские рас­хож­де­ния с порт­ре­та­ми Цеза­рей.

Ж. Ш. Бал­ти раз­ли­ча­ет два ико­но­гра­фи­че­ских типа умер­ше­го в моло­дом воз­расте наслед­ни­ка: тип, создан­ный при его жиз­ни, око­ло 26—25 гг., когда опре­де­ли­лась дина­сти­че­ская поли­ти­ка режи­ма, и посмерт­ный тип, с более иде­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми чер­та­ми, на кото­рые силь­но повли­я­ла зна­ме­ни­тая ста­туя работы Клео­ме­на, хра­ня­ща­я­ся в Лув­ре (инв. № Ma 1207. K. de Kersauson, 1986, n° 18, p. 46—47). Реп­ли­ка из Арля, кото­рая несо­мнен­но отно­сит­ся к пер­вой груп­пе, таким обра­зом доволь­но точ­но дати­ру­ет­ся 26—25 гг. до н. э.: бород­ка под­твер­жда­ет эту вер­сию и ука­зы­ва­ет на дату, пред­ше­ст­ву­ю­щую бра­ку наслед­ни­ка с Юли­ей. На этом эта­пе рас­суж­де­ний мож­но при­ба­вить важ­ное сопут­ст­ву­ю­щее обсто­я­тель­ство: это вновь акту­аль­ная мра­мор­ная копия «щита доб­ле­стей» из рим­ской курии, кото­рая дати­ру­ет­ся этим же вре­ме­нем. Моло­дой наслед­ник вме­сте с Авгу­стом участ­во­вал в войне про­тив кан­та­бров, с. 325 и его воен­ные успе­хи заслу­жи­ли осо­бое про­слав­ле­ние в лите­ра­ту­ре314; мож­но пред­ста­вить, что две эти работы, посвя­щен­ные одним чело­ве­ком, пред­на­зна­ча­лись для того, чтобы почтить доб­ле­сти импе­ра­то­ра и его буду­ще­го зятя.

ПРИМЕЧАНИЯ:

309Инвер­сия рис. 604 и 577 (про­филь порт­ре­та из Инсти­ту­та искусств Дет­рой­та).

310Веро­на, Архео­ло­ги­че­ский музей рим­ско­го теат­ра, 147.

311G. Sena Chiesa (éd.), Augusto in Cisalpina. Ritratti augustei e giulio-claudi in Italia settentrionale, Bologne, 1995.

312D. Boschung, «Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht», JRA, 6, 1993, c. 51: «Уста­нов­лен­ная К. Фит­ше­ном зави­си­мость от типа “При­ма-Пор­та”, по мое­му мне­нию, пол­но­стью иск­лю­ча­ет созда­ние спор­но­го вари­ан­та изо­бра­же­ния в 40 г. до н. э.». Встреч­ные аргу­мен­ты за иден­ти­фи­ка­цию с Окта­виа­ном см.: Goette H. R. // JRA, 1993, p. 309.

313J.-Ch. Balty, «Notes d’iconographie julio-claudienne, IV: M. Claudius Marcellus et le type B de l’iconographie d’Auguste jeune», AK, 20, p. 102—118.

314Ссыл­ки на лите­ра­тур­ные источ­ни­ки см. выше, гл. VI, с. 133 и № 79. Един­ст­вен­ная сла­бость этой гипо­те­зы, воз­мож­но, состо­ит в том, что отсут­ст­ву­ют посвя­ще­ния порт­ре­тов Мар­цел­ла.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 322—325, кат. № 110, илл. 84.
© 2012 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура γλυπτική sculptura рим ρώμη имперский портрет αυτοκρατορικό πορτρέτο римский император октавиан август octavianus augustus октавиана августа ρωμαίος αυτοκράτορας οκταβιανός αύγουστος imperator юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев ιουλιο-κλαυδιανή δυναστεία iulio-claudia наследник гай цезарь g148 γάιος καίσαρας caius gaius caesar απεικόνιση голова κεφάλι κεφαλή мрамор мужской портрет бюст голова римский император октавиан август юлии-клавдии марк клавдий марцелл g154 бородка инв № cry 51 00 22