Надпись на саркофаге Публия Корнелия Сципиона, сына Сципиона Африканского
Копия.
CIL VI 1288.
Рим, Гробница Сципионов Фото: И. А. Шурыгин

Надпись на саркофаге Публия Корнелия Сципиона, сына Сципиона Африканского.

Копия.
CIL VI 1288.

Рим, Гробница Сципионов.

Происхождение:
На сним­ке пред­став­ле­на копия, уста­нов­лен­ная в гроб­ни­це Сци­пи­о­нов. Ори­ги­нал выстав­лен в музе­ях Вати­ка­на.

Описание:
CIL VI 1288:

Quei apice insigne Dial[is fl]aminis gesistei / mors perfec[it] tua ut essent omnia / brevia honos fama virtusque / gloria atque ingenium quibus sei / in longa licuiset tibe utier vita / facile facteis superases gloriam / maiorum qua re lubens te in gremiu / Scipio recipit terra Publi / prognatum Publio Corneli
(О) ты, носив­ший шапоч­ку фла­ми­на Юпи­те­ра! Смерть сде­ла­ла так, чтобы крат­ким ока­за­лось для тебя всё: честь, сла­ва, доб­лесть, доб­рое имя и даро­ва­ния. Если бы ты мог при­ме­нить их в дол­гой жиз­ни, то лег­ко пре­взо­шел бы сла­вой пред­ков. По этой при­чине зем­ля охот­но при­ни­ма­ет тебя в глу­би­ны свои, (о) Пуб­лий Кор­не­лий Сци­пи­он, рож­ден­ный от Пуб­лия.

Сред­няя высота букв: пер­вая стро­ка — 3,5 см; про­чие стро­ки — 4—5 см.


НАДПИСЬ ФЛАМИНА ЮПИТЕРА
(по мате­ри­а­лам сай­та http://www.antika.it)


В зна­ме­ни­той гроб­ни­це Сци­пи­о­нов в Риме были обна­ру­же­ны сар­ко­фа­ги с над­пи­ся­ми-эло­ги­я­ми, посвя­щен­ны­ми раз­лич­ным пред­ста­ви­те­лям извест­но­го рим­ско­го рода, сре­ди кото­рых есть над­пись фла­ми­на Юпи­те­ра, пред­по­ло­жи­тель­но, Пуб­лия Кор­не­лия Сци­пи­о­на, одно­го из двух сыно­вей Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го.

Ори­ги­нал над­пи­си на двух пли­тах габий­ско­го кам­ня, раз­ме­ра­ми 0,61 × 0,75 м и 0,61 × 0,73 м, хра­нит­ся в музе­ях Вати­ка­на.

CIL I, 10:

QUEI∙APICE INSIGNE∙DIAL[IS FL]AMINIS∙GESISTEI
MORS∙PERFE[CIT] TUA∙UT∙ESSENT∙OMNIA
BREVIA∙HONOS∙FAMA∙VIRTUSQUE
GLORIA∙ATQUE∙INGENIUM∙QUIBUS SEI
IN∙LONGA∙LICU[I]SET∙TIBE UTIER VITA
FACILE∙FACTEIS SUPERASES∙GLORIAM
MAIORUM QUA∙RE∙LUBENS∙TE∙IN GREMIU
SCIPIO RECIP[I]T∙TERRA∙PUBLI
PROGNATUM∙PUBLIO∙CORNELI

Текст напи­сан сатур­но­вым сти­хом. Пер­вая стро­ка, высе­чен­ная более мел­ки­ми бук­ва­ми, чем после­дую­щие, была добав­ле­на позд­нее с целью отме­тить жре­че­скую долж­ность, кото­рую заме­щал покой­ный. Долж­ность фла­ми­на Юпи­те­ра отно­си­лась к чис­лу важ­ней­ших, посколь­ку жрец являл­ся живой пер­со­ни­фи­ка­ци­ей Юпи­те­ра, про­во­дил посвя­щен­ные ему свя­щен­но­дей­ст­вия, полу­чал поче­сти, соот­вет­ст­во­вав­шие сану, но и был свя­зан мно­ги­ми огра­ни­че­ни­я­ми и запре­та­ми. Он был обя­зан посто­ян­но носить шапоч­ку необыч­ной фор­мы из белой кожи (apex) с круж­ком на верх­ней части, к кото­ро­му при­креп­лял­ся кон­чик олив­ко­вой вет­ви. Фла­мин поль­зо­вал­ся непри­кос­но­вен­но­стью, на его пути пре­кра­ща­лась любая работа и соблюда­лась тиши­на, чтобы не нару­шать посто­ян­ный кон­такт Юпи­те­ра с его «живой ста­ту­ей».

Как мы ука­за­ли выше, пред­по­ла­га­ет­ся, что это эпи­та­фия стар­ше­го сына Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го. Он отли­чал­ся сла­бым здо­ро­вьем и умер моло­дым, о чем свиде­тель­ст­ву­ет как дан­ная над­пись, так и текст Цице­ро­на (Cato maior, 11, 35; De officiis 1, 33, 121). Одна­ко такая атри­бу­ция обос­но­ва­на недо­ста­точ­но убеди­тель­но и рож­да­ет про­ти­во­ре­чия, а пото­му под­дер­жи­ва­ет­ся дале­ко не все­ми. Извест­но, что в 180 г. до н. э. Пуб­лий Кор­не­лий Сци­пи­он был авгу­ром (Liv. XL, 42, 13), но этот автор не упо­ми­на­ет о его фла­ми­на­те.

Вся над­пись, за иск­лю­че­ни­ем послед­ней стро­ки, содер­жа­щей оно­ма­сти­че­ские дан­ные, состо­ит из вос­хва­ле­ний покой­но­го. Каче­ства, при­пи­сы­вае­мые ему, не явля­ют­ся совсем неза­слу­жен­ны­ми, что, похо­же, под­твер­жда­ет­ся Цице­ро­ном (Brutus 77). Пуб­лий дей­ст­ви­тель­но соста­вил несколь­ко корот­ких речей и напи­сал Historia Graeca, одна­ко самой круп­ной его заслу­гой, кото­рой он и запом­нил­ся, яви­лось усы­нов­ле­ние им отпрыс­ка Луция Эми­лия Пав­ла — Сци­пи­о­на Эми­ли­а­на — раз­ру­ши­те­ля Нуман­ции, а так­же Кар­фа­ге­на в ходе Третьей Пуни­че­ской вой­ны — одной из самых зна­чи­тель­ных фигур в Риме II века до н. э.

Эти исто­ри­че­ские сведе­ния поз­во­ля­ют дати­ро­вать над­пись 180—160 гг. до н. э. Такой дати­ров­ке соот­вет­ст­ву­ют и дан­ные эпи­гра­фи­че­ско­го ана­ли­за, в част­но­сти, напи­са­ние L с пря­мым углом; E и F с попе­ре­ч­ны­ми эле­мен­та­ми рав­ной или почти рав­ной дли­ны; S более скруг­лен­но­го вида.

Клю­че­вой вопрос дан­ной эпи­та­фии — лич­ность, кото­рая опи­са­на в эло­гии — оста­ет­ся нере­шен­ным. Пред­по­ло­же­ние о том, что это может быть сын Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го, впер­вые выска­зал E. Q. Visconti в 1785 г.1. На пер­вом эта­пе обсуж­де­ния зву­ча­ло мно­го несо­глас­ных голо­сов, в том чис­ле и голос авто­ри­тет­ней­ше­го Момм­зе­на, одна­ко затем насту­пил вто­рой этап, когда общей тен­ден­ци­ей ста­ло при­зна­ние такой иден­ти­фи­ка­ции. Аргу­мен­том в ее поль­зу стал моло­дой воз­раст покой­но­го, что соот­вет­ст­во­ва­ло свиде­тель­ству Цице­ро­на о том, что сын Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го был слаб здо­ро­вьем и упраж­нял­ся в ора­тор­ском искус­стве. Одна­ко ука­за­ние на долж­ность фла­ми­на Юпи­те­ра всту­па­ет в про­ти­во­ре­чие с такой иден­ти­фи­ка­ци­ей, посколь­ку в лите­ра­тур­ных источ­ни­ках не упо­ми­на­ет­ся иной жре­че­ской долж­но­сти юно­ши кро­ме авгу­ра.

Воз­мож­но, уста­но­вив даты рож­де­ния и смер­ти сына Афри­кан­ца, нам удаст­ся раз­ре­шить все сомне­ния. В ком­мен­та­рии к над­пи­си Момм­зен утвер­ждал, что чело­век, кото­ро­му она посвя­ще­на, жил в про­ме­жут­ке меж­ду 204 и 164 гг. до н. э. Он аргу­мен­ти­ро­вал свое мне­ние тем, что, соглас­но его тео­рии, Lex Villia (180 г. до н. э.) уста­нав­ли­вал мини­маль­ный воз­раст для пре­ту­ры 30 лет, а для кон­су­ла­та — 33 или 36 лет. Пуб­лий из эло­гия не достиг даже пре­ту­ры, сле­до­ва­тель­но, зак­лю­ча­ет Момм­зен, исхо­дя из Lex Villia, пред­по­ла­гае­мый сын Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го мог уме­реть в воз­расте 40 лет, не реа­ли­зо­вав себя как поли­тик. Одна­ко пред­ло­жен­ная Момм­зе­ном дата рож­де­ния, без­услов­но, черес­чур позд­няя.

Серь­ез­ным под­спо­рьем могут слу­жить сведе­ния о Луции Эми­лии Пав­ле, чей ребе­нок был усы­нов­лен Пуб­ли­ем. Тео­рия Момм­зе­на, осно­ван­ная на Lex Villia, выз­ва­ла бур­ную кри­ти­ку. Так, Astin, иссле­до­ва­тель англо­са­к­сон­ско­го про­ис­хож­де­ния, отме­тил, что в 180 г. мини­маль­ный воз­раст для вступ­ле­ния в долж­ность куруль­но­го эди­ла состав­лял 36 лет, пре­то­ра — 39 лет, а кон­су­ла — 42 г.2. Соглас­но этим дан­ным, Луций родил­ся ок. 213 г. до н. э., а Пуб­лий — меж­ду 214 и 211 гг. до н. э.

При­няв, что Пуб­лий зани­мал долж­ность фла­ми­на Юпи­те­ра, мож­но попро­бо­вать уста­но­вить год его смер­ти. Дан­ные Ливия поз­во­ля­ют более точ­но вычис­лить вре­мен­ной про­ме­жу­ток. В 209 г. до н. э. эту долж­ность занял Г. Вале­рий Флакк (Liv. XXVII, 8, 4—10), а в 174 г. фла­ми­ном был некий Гней Кор­не­лий (Liv. XLI, 28, 7). Посколь­ку Флакк умер ок. 183 г. до н. э., то, воз­мож­но, в про­ме­жут­ке, рав­ном 9 годам, сын Афри­кан­ца мог занять долж­ность фла­ми­на Юпи­те­ра, и вско­ре уме­реть. Тем не менее, убеди­тель­но дока­зать эти гипо­те­зы невоз­мож­но, посколь­ку в про­ме­жут­ке меж­ду 182 и 179 гг. до н. э. у Ливия не упо­ми­на­ет­ся смерть ни Г. Вале­рия Флак­ка, ни П. Кор­не­лия Сци­пи­о­на, как его пре­ем­ни­ка по фла­ми­на­ту. Это не под­да­ет­ся объ­яс­не­нию, посколь­ку исто­рик не мог не упо­мя­нуть факт пере­хо­да столь важ­ной долж­но­сти к чле­ну одной из самых знат­ных рим­ских семей.

Резуль­та­ты ана­ли­за пись­мен­ных источ­ни­ков так­же не дают надеж­но­го отве­та. Необ­хо­ди­мо заме­тить, что пред­ста­ви­те­ли зна­ти, nobilitas, остав­ля­ли сведе­ния о сво­их долж­но­стях в эпи­гра­фи­че­ских мате­ри­а­лах. В обсуж­дае­мой эпи­та­фии пер­вая стро­ка с упо­ми­на­ни­ем о фла­ми­на­те, кото­рая явля­ет­ся позд­ним добав­ле­ни­ем, соот­вет­ст­ву­ет этой тра­ди­ции, одна­ко труд­но най­ти убеди­тель­ное объ­яс­не­ние тому, что в ней не упо­мя­ну­ты про­чие долж­но­сти.

С моей точ­ки зре­ния, это самая кра­си­вая эпи­та­фия из всех най­ден­ных в гроб­ни­це. Началь­ная стро­ка содер­жит обра­ще­ние к покой­но­му во вто­ром лице, и пред­став­ля­ет собой вступ­ле­ние к эло­гию, кото­рое закан­чи­ва­ет­ся ука­за­ни­ем на долж­ность фла­ми­на.

Ран­ний уход из жиз­ни стал тра­геди­ей, посколь­ку не поз­во­лил ему реа­ли­зо­вать себя. Пере­чис­ле­ние досто­инств моло­до­го чело­ве­ка зани­ма­ет всю третью стро­ку и более поло­ви­ны чет­вер­той: это honos (почет­ные обще­ст­вен­ные долж­но­сти) , а так­же fama virtusque gloria atque ingenium (вос­хва­ле­ние мораль­ных качеств и силы ума). Преж­дев­ре­мен­ная смерть вос­пре­пят­ст­во­ва­ла тому, чтобы он смог срав­нять­ся сла­вой с пред­ка­ми и пре­взой­ти их (gloriam maiorum); пере­чень его досто­инств убеж­да­ет в том, что он обла­дал все­ми каче­ства­ми, чтобы суметь оправ­дать ожи­да­ния, кото­рые обще­ство свя­зы­ва­ло с ним как с пред­ста­ви­те­лем одно­го из самых бли­ста­тель­ных родов рим­ской зна­ти (nobilitas). Через фор­му­лу facile facteis выра­жа­ет­ся уве­рен­ность в том, что он был спо­со­бен реа­ли­зо­вать себя, и одно­вре­мен­но сожа­ле­ние о том, что ему это не уда­лось.

В послед­них стро­ках пафос эпи­та­фии уси­ли­ва­ет­ся обра­ще­ни­ем к зем­ле, кото­рая охот­но при­мет покой­но­го, и повтор­ным под­чер­ки­ва­ни­ем его досто­инств, а так­же в фина­ле при­зы­вом к нему по име­ни трой­ным вока­ти­вом (Scipio Publi Corneli). Оно­ма­сти­че­ская фор­му­ла в послед­них двух стро­ках побуж­да­ет к их тор­же­ст­вен­ной дек­ла­ма­ции, обра­щен­ной к веч­но­сти.

Эло­гий, слу­жив­ший утвер­жде­нию на века вели­чия рода, пре­воз­но­сит досто­ин­ства покой­но­го, и тем самым пре­вра­ща­ет­ся в его апо­фе­оз.


1 E. Q. Visconti, Monumenti degli Scipioni, Roma 1785.

2 A. E. Astin, The Lex Annalis before Sulla, in «Latomus» XVII, Bruxelles 1958, с. 41 слл.

Serena Maria Assunta Sfameni

Литература:

Источники:
© 2012 г. Фото, пер. с лат. и итал.: И. А. Шурыгин.
© 2011 г. Текст: Serena Maria Assunta Sfameni (Источник текста: http://www.antika.it/006516_iscrizione-del-flamen-dialis.html)
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia римская римские надгробная эпитафия аппиева дорога гипогей гробница сципионов галерея туф саркофаг публий корнелий сципион g489 сын сципиона африканского с quei apice insigne dialis flaminis gesistei mors perfecit tua ut essent omnia brevia honos fama virtusque gloria atque ingenium quibus sei in longa licuiset tibe utier vita facile facteis superases gloriam maiorum qua re lubens te gremiu scipio recipit terra publi prognatum publio corneli cil vi 1288 ils 4