CIL VI 1288.Рим, Гробница Сципионов Фото: И. А. Шурыгин
Надпись на саркофаге Публия Корнелия Сципиона, сына Сципиона Африканского.
CIL VI 1288.
Рим, Гробница Сципионов.
Quei apice insigne Dial[is fl]aminis gesistei / mors perfec[it] tua ut essent omnia / brevia honos fama virtusque / gloria atque ingenium quibus sei / in longa licuiset tibe utier vita / facile facteis superases gloriam / maiorum qua re lubens te in gremiu / Scipio recipit terra Publi / prognatum Publio Corneli
(О) ты, носивший шапочку фламина Юпитера! Смерть сделала так, чтобы кратким оказалось для тебя всё: честь, слава, доблесть, доброе имя и дарования. Если бы ты мог применить их в долгой жизни, то легко превзошел бы славой предков. По этой причине земля охотно принимает тебя в глубины свои, (о) Публий Корнелий Сципион, рожденный от Публия.
Средняя высота букв: первая строка — 3,5 см; прочие строки — 4—
НАДПИСЬ ФЛАМИНА ЮПИТЕРА
(по материалам сайта http://www.antika.it)
В знаменитой гробнице Сципионов в Риме были обнаружены саркофаги с надписями-элогиями, посвященными различным представителям известного римского рода, среди которых есть надпись фламина Юпитера, предположительно, Публия Корнелия Сципиона, одного из двух сыновей Сципиона Африканского.
Оригинал надписи на двух плитах габийского камня, размерами
CIL I, 10:
QUEI∙APICE INSIGNE∙DIAL[IS FL]AMINIS∙GESISTEI
MORS∙PERFE[CIT] TUA∙UT∙ESSENT∙OMNIA
BREVIA∙HONOS∙FAMA∙VIRTUSQUE
GLORIA∙ATQUE∙INGENIUM∙QUIBUS SEI
IN∙LONGA∙LICU[I]SET∙TIBE UTIER VITA
FACILE∙FACTEIS SUPERASES∙GLORIAM
MAIORUM QUA∙RE∙LUBENS∙TE∙IN GREMIU
SCIPIO RECIP[I]T∙TERRA∙PUBLI
PROGNATUM∙PUBLIO∙CORNELI
Текст написан сатурновым стихом. Первая строка, высеченная более мелкими буквами, чем последующие, была добавлена позднее с целью отметить жреческую должность, которую замещал покойный. Должность фламина Юпитера относилась к числу важнейших, поскольку жрец являлся живой персонификацией Юпитера, проводил посвященные ему священнодействия, получал почести, соответствовавшие сану, но и был связан многими ограничениями и запретами. Он был обязан постоянно носить шапочку необычной формы из белой кожи (apex) с кружком на верхней части, к которому прикреплялся кончик оливковой ветви. Фламин пользовался неприкосновенностью, на его пути прекращалась любая работа и соблюдалась тишина, чтобы не нарушать постоянный контакт Юпитера с его «живой статуей».
Как мы указали выше, предполагается, что это эпитафия старшего сына Сципиона Африканского. Он отличался слабым здоровьем и умер молодым, о чем свидетельствует как данная надпись, так и текст Цицерона (Cato maior, 11, 35; De officiis 1, 33, 121). Однако такая атрибуция обоснована недостаточно убедительно и рождает противоречия, а потому поддерживается далеко не всеми. Известно, что в 180 г. до н. э. Публий Корнелий Сципион был авгуром (Liv. XL, 42, 13), но этот автор не упоминает о его фламинате.
Вся надпись, за исключением последней строки, содержащей ономастические данные, состоит из восхвалений покойного. Качества, приписываемые ему, не являются совсем незаслуженными, что, похоже, подтверждается Цицероном (Brutus 77). Публий действительно составил несколько коротких речей и написал Historia Graeca, однако самой крупной его заслугой, которой он и запомнился, явилось усыновление им отпрыска Луция Эмилия Павла — Сципиона Эмилиана — разрушителя Нуманции, а также Карфагена в ходе Третьей Пунической войны — одной из самых значительных фигур в Риме II века до н. э.
Эти исторические сведения позволяют датировать надпись 180—
Ключевой вопрос данной эпитафии — личность, которая описана в элогии — остается нерешенным. Предположение о том, что это может быть сын Сципиона Африканского, впервые высказал
Возможно, установив даты рождения и смерти сына Африканца, нам удастся разрешить все сомнения. В комментарии к надписи Моммзен утверждал, что человек, которому она посвящена, жил в промежутке между 204 и 164 гг. до н. э. Он аргументировал свое мнение тем, что, согласно его теории, Lex Villia (180 г. до н. э.) устанавливал минимальный возраст для претуры 30 лет, а для консулата — 33 или 36 лет. Публий из элогия не достиг даже претуры, следовательно, заключает Моммзен, исходя из Lex Villia, предполагаемый сын Сципиона Африканского мог умереть в возрасте 40 лет, не реализовав себя как политик. Однако предложенная Моммзеном дата рождения, безусловно, чересчур поздняя.
Серьезным подспорьем могут служить сведения о Луции Эмилии Павле, чей ребенок был усыновлен Публием. Теория Моммзена, основанная на Lex Villia, вызвала бурную критику. Так, Astin, исследователь англосаксонского происхождения, отметил, что в 180 г. минимальный возраст для вступления в должность курульного эдила составлял 36 лет, претора — 39 лет, а консула — 42 г.2. Согласно этим данным, Луций родился ок. 213 г. до н. э., а Публий — между 214 и 211 гг. до н. э.
Приняв, что Публий занимал должность фламина Юпитера, можно попробовать установить год его смерти. Данные Ливия позволяют более точно вычислить временной промежуток. В 209 г. до н. э. эту должность занял Г. Валерий Флакк (Liv. XXVII, 8, 4—
Результаты анализа письменных источников также не дают надежного ответа. Необходимо заметить, что представители знати, nobilitas, оставляли сведения о своих должностях в эпиграфических материалах. В обсуждаемой эпитафии первая строка с упоминанием о фламинате, которая является поздним добавлением, соответствует этой традиции, однако трудно найти убедительное объяснение тому, что в ней не упомянуты прочие должности.
С моей точки зрения, это самая красивая эпитафия из всех найденных в гробнице. Начальная строка содержит обращение к покойному во втором лице, и представляет собой вступление к элогию, которое заканчивается указанием на должность фламина.
Ранний уход из жизни стал трагедией, поскольку не позволил ему реализовать себя. Перечисление достоинств молодого человека занимает всю третью строку и более половины четвертой: это honos (почетные общественные должности) , а также fama virtusque gloria atque ingenium (восхваление моральных качеств и силы ума). Преждевременная смерть воспрепятствовала тому, чтобы он смог сравняться славой с предками и превзойти их (gloriam maiorum); перечень его достоинств убеждает в том, что он обладал всеми качествами, чтобы суметь оправдать ожидания, которые общество связывало с ним как с представителем одного из самых блистательных родов римской знати (nobilitas). Через формулу facile facteis выражается уверенность в том, что он был способен реализовать себя, и одновременно сожаление о том, что ему это не удалось.
В последних строках пафос эпитафии усиливается обращением к земле, которая охотно примет покойного, и повторным подчеркиванием его достоинств, а также в финале призывом к нему по имени тройным вокативом (Scipio Publi Corneli). Ономастическая формула в последних двух строках побуждает к их торжественной декламации, обращенной к вечности.
Элогий, служивший утверждению на века величия рода, превозносит достоинства покойного, и тем самым превращается в его апофеоз.
1 E. Q. Visconti, Monumenti degli Scipioni, Roma 1785.
2 A. E. Astin, The Lex Annalis before Sulla, in «Latomus» XVII, Bruxelles 1958, с. 41 слл.
Тэйтум У. Дж. Эпитафия Публия Сципиона — критические замечания.
Мойр К. Эпитафия Публия Сципиона — ответ.
© 2011 г. Текст: Serena Maria Assunta Sfameni (Источник текста: http://www.antika.it/006516_iscrizione-del-flamen-dialis.html)