Треножник для жертвоприношений с ногами в форме молодых итифаллических сатиров
Бронза. I в. н. э.
Выс. 91,5 см, шир. 57 см, диам. по верху жаровни 47 см.
Инв. № 27874.Неаполь, Национальный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Треножник для жертвоприношений с ногами в форме молодых итифаллических сатиров.

Бронза. I в. н. э.
Выс. 91,5 см, шир. 57 см, диам. по верху жаровни 47 см.
Инв. № 27874.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из сак­ра­рия ком­плек­са Юлии Феликс в Пом­пе­ях (II. 4. 6). Обна­ру­жен 15 июня 1755 г.

Описание:
Дру­гим типом сто­лов были пере­нос­ные сто­ли­ки с изящ­но изо­гну­ты­ми нож­ка­ми, кото­рые окан­чи­ва­ют­ся козьи­ми копыт­ца­ми. На одной из эрми­таж­ных лекан изо­бра­жен этот сто­лик. Эта гре­че­ская утварь при­жи­лась в Риме. На пом­пей­ской фрес­ке вокруг тако­го сто­ли­ка собра­лась весе­лая ком­па­ния, заня­тая игрой в кости; на фрес­ке из Гер­ку­ла­ну­ма изо­бра­жен такой же круг­лый трех­но­гий сто­лик, на кото­ром сто­ит раз­лич­ная посуда. Очень веро­ят­но, что такие сто­ли­ки сто­я­ли в спаль­нях око­ло кро­ва­тей: малень­кий све­тиль­ник, невы­со­кий кан­де­лябр, чаш­ка с водой, сви­ток — все эти лег­кие вещи мож­но было удоб­но раз­ме­стить на его дос­ке.

К это­му же типу лег­ких сто­ли­ков отно­сят­ся и сто­ли­ки-под­став­ки, несколь­ко образ­цов кото­рых дошло до нас из Пом­пей. Они тоже родом из Гре­ции. В Брюс­сель­ском музее хра­нит­ся вели­ко­леп­ный экзем­пляр тако­го сто­ли­ка, цели­ком дере­вян­но­го, на трех нож­ках. Мастер не побо­ял­ся соеди­нить в этих нож­ках моти­вы не толь­ко раз­ные, но про­сто чуже­род­ные (нога анти­ло­пы, выто­чен­ная с искус­ст­вом несрав­нен­ным, закан­чи­ва­ет­ся буке­том акан­фо­вых листьев, из кото­рых под­ни­ма­ет­ся на изо­гну­той шее голо­ва лебедя), но тем не менее вся вещь вос­при­ни­ма­ет­ся как нечто худо­же­ст­вен­но цель­ное и создаю­щее то впе­чат­ле­ние, кото­рое мастер хотел под­ска­зать зри­те­лю: впе­чат­ле­ние лег­ко­сти. Ита­лий­ские масте­ра пере­ня­ли стиль сво­их элли­ни­сти­че­ских образ­цов, но в соот­вет­ст­вии с рим­ским вку­сом пере­гру­зи­ли их в неко­то­рых слу­ча­ях орна­мен­ти­ров­кой и тем самым несколь­ко утя­же­ли­ли. Масте­ров сто­ли­ка, най­ден­но­го в доме Юлии Феликс в Пом­пе­ях, в этом не упрек­нешь. Его верх, сра­ботан­ный в виде круг­лой кор­зи­ны, несут на голо­вах трое юных сати­ров. Им лег­ко, вся поза их гово­рит об этом: сво­бод­но отки­ну­тый назад торс; одна рука небреж­но упер­та в бок, дру­гая протя­ну­та впе­ред жестом власт­ным и пре­до­сте­ре­гаю­щим — «не под­хо­ди»; весе­лая и лука­вая улыб­ка, смяг­чаю­щая эту угро­зу, — все это так оча­ро­ва­тель­но, что даже хищ­ная ког­ти­стая лапа, в кото­рую пере­хо­дит мох­на­тое бед­ро сати­ров, не нару­ша­ет обще­го впе­чат­ле­ния про­ду­ман­ной сла­жен­но­сти цело­го.

М. Е. Сер­ге­ен­ко. Жизнь Древ­не­го Рима. С. 85—86.


…Ни сего­дня, ни вче­ра я не успел про­честь дис­сер­та­цию Вашей Мило­сти о тре­нож­ни­ке. Не сомне­ва­юсь, что она охва­ты­ва­ет пред­мет со всех сто­рон, доступ­ных чело­ве­че­ско­му разу­му, но тем не менее, обод­рен­ный обыч­ной Вашей снис­хо­ди­тель­но­стью, я поз­во­лю себе с обыч­ной моей сме­ло­стью выска­зать все, что думаю по это­му пово­ду. Во-пер­вых, все пред­ме­ты о трех нож­ках назы­ва­лись в древ­но­сти тре­нож­ни­ка­ми, даже если они име­ли самое раз­лич­ное назна­че­ние, как то: сто­лы, крес­ла, све­тиль­ни­ки, мис­ки и т. д.

…Но древ­ние при­да­ва­ли этой утва­ри пре­крас­ней­шие про­пор­ции, и я пола­гаю, что имен­но таков был тре­нож­ник, упо­ми­на­е­мый Гоме­ром, рав­но как и дру­ги­ми гре­че­ски­ми поэта­ми и исто­ри­ка­ми, и употреб­ляв­ший­ся in re culinaria для вар­ки мяса. Позд­нее рас­смат­ри­ва­ние внут­рен­но­стей при жерт­во­при­но­ше­ни­ях пре­вра­ти­ло тре­нож­ник inter sacram supellectilem ad eundum usum [в свя­щен­ную утварь, пред­на­зна­чен­ную для тако­го употреб­ле­ния. — лат.]…

…Бли­же отно­сит­ся к наше­му вопро­су и заслу­жи­ва­ет осо­бо­го вни­ма­ния то обсто­я­тель­ство, что древ­ние поль­зо­ва­лись жаров­ня­ми, или, по-фран­цуз­ски, rechaud, сде­лан­ны­ми из брон­зы, чтобы выдер­жи­вать огонь [При­пис­ка на полях: в Пари­же есть две такие жаров­ни из сереб­ра]. Эти жаров­ни в фор­ме тре­нож­ни­ков употреб­ля­лись при жерт­во­при­но­ше­ни­ях и, воз­мож­но, на пирах. Несо­мнен­но, имен­но таков был мед­ный тре­нож­ник, слу­жив­ший для сжи­га­ния бла­го­во­ний перед идо­ла­ми, о кото­ром так часто гово­рит Евсе­вий в сво­ей «Цер­ков­ной Исто­рии», да и дру­гие авто­ры…

Из пись­ма Пете­ра Пау­ля Рубен­са Пей­рес­ку (1630 г.).


Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские греческая мифология mythologia graeca божество бог пан deus pan сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые бронза треножник жаровня медник итифаллический сатир сатиры пан фавн итифаллические сатиры фаллос триада эллинизм эллинистическое искусство эротика помпеи комплекс дом юлии феликс ii 4 6 инв № 27874