Дл. 247 см, выс. 124 см, шир. 110 см.Рим, Галерея Дориа-Памфили Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Дл. 247 см, выс. 124 см, шир. 110 см.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
В левой части нижнего, высокого, регистра, показан Ойней, которого одолевают сомнения относительно участия Аталанты в охоте. Бородатый царь, одетый в роскошную тогу, стоит в величественной позе, подняв правую руку в предостерегающем жесте. Справа, на фоне фигур заднего плана, лица которых обращены к Ойнею, выступает мощная фигура воина, частично прикрытая шкурой. В левой руке он держит топор, правая же обнажена, ее мускулатура подчеркнута. Между его ногами находится собака, взгляд которой устремлен на зверя. Женская фигура перед охотником не поддается уверенной интерпретации. Возможно, это Артемида, возглавившая охоту в самом ее начале, или Аталанта, которая, в таком случае, изображена на рельефе дважды: сначала в числе участников первой сцены, и затем повторно в сцене охоты. Первая интерпретация представляется более правдоподобной, поскольку лицо женщины направлено на вепря, и она не участвует в споре с Ойнеем. Копье, которое она держит руке, является атрибутом как одной, так и другой женщины, и потому не может служить аргументом в идентификации. Справа от женской фигуры на втором и заднем плане, позади собак, находятся Диоскуры. Один из них в глубине намечен низким рельефом, а второй, стоя позади Мелеагра, помогает тому, подталкивая его руку своей. Мелеагр стоит в решительной позе, с упором на левую ногу. Он обнажен, и лишь слегка прикрыт сверху хламидой; в его руках копье, он смотрит в глаза вепрю и готов нанести смертельный удар. Между ним и вепрем видны две собаки, одна из которых вцепилась зубами в ногу зверя. Справа от Мелеагра на втором плане четко выделяется фигура Аталанты. Ее взгляд устремлен на вепря, которого она готова поразить своим оружием, волосы стянуты узлом на затылке, за плечами колчан. Стремительность движений Аталанты и Мелеагра подчеркивают их развевающиеся одеяния. Центром композиции, на который направлены все движения героев, служит фигура огромного, злобного, покрытого густой шерстью вепря, готового к нападению. Позади него виднеются другие участники охоты, вооруженные копьями и камнями. Справа сцену замыкают три фигуры, составляющие отдельную группу: павший охотник (видимо, Анкей), стоящий над ним юноша, лицо которого обращено к Мелеагру, и охотник, раненый в ногу. Таким образом, сюжет начинается с относительно спокойной первой сцены, но по мере развития событий драматизм их нарастает.
В верхнем регистре, меньшем по высоте, представлены, без соблюдения хронологии, три сцены, из которых кульминационной является центральная, где тело Мелеагра переносят в гробницу. Слева показано прибытие юноши на колеснице, запряженной лошадьми, в окружении нескольких персонажей. Сидящая собака, возможно, служит аллюзией на охоту. Вероятно, здесь изображен Мелеагр, вернувшийся с охоты на вепря. Правее четверо переносят мертвого героя в гробницу. Его тело полностью обнажено, рука бессильно свисает, а ноги покоятся на плечах одного из мужчин. Сцена переноса мертвого Мелеагра изображена на многих римских саркофагах, но на памятниках этого типа она служит лишь дополнением к основному сюжету. Ее можно встретить на саркофагах палаццо Шьярра, палаццо Барберини, Капитолийских и Ватиканских музеев (Рим), галереи Уффици (Флоренция), в Пизе и в Археологическом музее Стамбула. Окружающие юношу выражают свою скорбь и смотрят на лежащего героя. Справа траурную процессию возглавляет отец-Ойней, поднявший руку в драматическом жесте. Его фигура располагается на переднем плане. С противоположной стороны к группе приближаются две женщины, из которых одна обнимает и поддерживает Алтею, находящуюся в отчаянии. На правой сцене представлен предшествующий момент, когда два вестника сообщают Алтее о гибели ее братьев, убитых Мелеагром за оскорбление, которое они нанесли Аталанте. В руках женщина держит головню, которую она потушила при рождении Мелеагра, следуя пророчеству Мойр, и собирается бросить ее в огонь. За ее спиной Ойней, узнавший о смерти двух юношей, выражает свое отчаяние.