Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря
Лунский мрамор. 170—180 гг. н. э.
Дл. 247 см, выс. 124 см, шир. 110 см.
Рим, Галерея Дориа-Памфили Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.

Лунский мрамор. 170—180 гг. н. э.
Дл. 247 см, выс. 124 см, шир. 110 см.

Рим, Галерея Дориа-Памфили.

Описание:
На релье­фах сар­ко­фа­га пред­став­лен миф о Меле­а­г­ре, кото­рый начи­на­ет­ся со спо­ра об охо­те и закан­чи­ва­ет­ся пере­но­сом тела героя в гроб­ни­цу.

В левой части ниж­не­го, высо­ко­го, реги­ст­ра, пока­зан Ойней, кото­ро­го одо­ле­ва­ют сомне­ния отно­си­тель­но уча­стия Ата­лан­ты в охо­те. Боро­да­тый царь, оде­тый в рос­кош­ную тогу, сто­ит в вели­че­ст­вен­ной позе, под­няв пра­вую руку в пре­до­сте­ре­гаю­щем жесте. Спра­ва, на фоне фигур зад­не­го пла­на, лица кото­рых обра­ще­ны к Ойнею, высту­па­ет мощ­ная фигу­ра вои­на, частич­но при­кры­тая шку­рой. В левой руке он дер­жит топор, пра­вая же обна­же­на, ее муску­ла­ту­ра под­черк­ну­та. Меж­ду его нога­ми нахо­дит­ся соба­ка, взгляд кото­рой устрем­лен на зве­ря. Жен­ская фигу­ра перед охот­ни­ком не под­да­ет­ся уве­рен­ной интер­пре­та­ции. Воз­мож­но, это Арте­ми­да, воз­гла­вив­шая охоту в самом ее нача­ле, или Ата­лан­та, кото­рая, в таком слу­чае, изо­бра­же­на на релье­фе два­жды: сна­ча­ла в чис­ле участ­ни­ков пер­вой сце­ны, и затем повтор­но в сцене охоты. Пер­вая интер­пре­та­ция пред­став­ля­ет­ся более прав­до­по­доб­ной, посколь­ку лицо жен­щи­ны направ­ле­но на веп­ря, и она не участ­ву­ет в спо­ре с Ойне­ем. Копье, кото­рое она дер­жит руке, явля­ет­ся атри­бу­том как одной, так и дру­гой жен­щи­ны, и пото­му не может слу­жить аргу­мен­том в иден­ти­фи­ка­ции. Спра­ва от жен­ской фигу­ры на вто­ром и зад­нем плане, поза­ди собак, нахо­дят­ся Дио­с­ку­ры. Один из них в глу­бине наме­чен низ­ким релье­фом, а вто­рой, стоя поза­ди Меле­а­г­ра, помо­га­ет тому, под­тал­ки­вая его руку сво­ей. Меле­агр сто­ит в реши­тель­ной позе, с упо­ром на левую ногу. Он обна­жен, и лишь слег­ка при­крыт свер­ху хла­мидой; в его руках копье, он смот­рит в гла­за веп­рю и готов нане­сти смер­тель­ный удар. Меж­ду ним и веп­рем вид­ны две соба­ки, одна из кото­рых вце­пи­лась зуба­ми в ногу зве­ря. Спра­ва от Меле­а­г­ра на вто­ром плане чет­ко выде­ля­ет­ся фигу­ра Ата­лан­ты. Ее взгляд устрем­лен на веп­ря, кото­ро­го она гото­ва пора­зить сво­им ору­жи­ем, воло­сы стя­ну­ты узлом на затыл­ке, за пле­ча­ми кол­чан. Стре­ми­тель­ность дви­же­ний Ата­лан­ты и Меле­а­г­ра под­чер­ки­ва­ют их раз­ве­ваю­щи­е­ся оде­я­ния. Цен­тром ком­по­зи­ции, на кото­рый направ­ле­ны все дви­же­ния геро­ев, слу­жит фигу­ра огром­но­го, злоб­но­го, пок­ры­то­го густой шер­стью веп­ря, гото­во­го к напа­де­нию. Поза­ди него вид­не­ют­ся дру­гие участ­ни­ки охоты, воору­жен­ные копья­ми и кам­ня­ми. Спра­ва сце­ну замы­ка­ют три фигу­ры, состав­ля­ю­щие отдель­ную груп­пу: пав­ший охот­ник (види­мо, Анкей), сто­я­щий над ним юно­ша, лицо кото­ро­го обра­ще­но к Меле­а­г­ру, и охот­ник, ране­ный в ногу. Таким обра­зом, сюжет начи­на­ет­ся с отно­си­тель­но спо­кой­ной пер­вой сце­ны, но по мере раз­ви­тия собы­тий дра­ма­тизм их нарас­та­ет.

В верх­нем реги­ст­ре, мень­шем по высо­те, пред­став­ле­ны, без соблюде­ния хро­но­ло­гии, три сце­ны, из кото­рых куль­ми­на­ци­он­ной явля­ет­ся цен­траль­ная, где тело Меле­а­г­ра пере­но­сят в гроб­ни­цу. Сле­ва пока­за­но при­бы­тие юно­ши на колес­ни­це, запря­жен­ной лошадь­ми, в окру­же­нии несколь­ких пер­со­на­жей. Сидя­щая соба­ка, воз­мож­но, слу­жит аллю­зи­ей на охоту. Веро­ят­но, здесь изо­бра­жен Меле­агр, вер­нув­ший­ся с охоты на веп­ря. Пра­вее чет­ве­ро пере­но­сят мерт­во­го героя в гроб­ни­цу. Его тело пол­но­стью обна­же­но, рука бес­силь­но сви­са­ет, а ноги поко­ят­ся на пле­чах одно­го из муж­чин. Сце­на пере­но­са мерт­во­го Меле­а­г­ра изо­бра­же­на на мно­гих рим­ских сар­ко­фа­гах, но на памят­ни­ках это­го типа она слу­жит лишь допол­не­ни­ем к основ­но­му сюже­ту. Ее мож­но встре­тить на сар­ко­фа­гах палац­цо Шьяр­ра, палац­цо Бар­бе­ри­ни, Капи­то­лий­ских и Вати­кан­ских музеев (Рим), гале­реи Уффи­ци (Фло­рен­ция), в Пизе и в Архео­ло­ги­че­ском музее Стам­бу­ла. Окру­жаю­щие юно­шу выра­жа­ют свою скорбь и смот­рят на лежа­ще­го героя. Спра­ва тра­ур­ную про­цес­сию воз­глав­ля­ет отец-Ойней, под­няв­ший руку в дра­ма­ти­че­ском жесте. Его фигу­ра рас­по­ла­га­ет­ся на пере­д­нем плане. С про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны к груп­пе при­бли­жа­ют­ся две жен­щи­ны, из кото­рых одна обни­ма­ет и под­дер­жи­ва­ет Алтею, нахо­дя­щу­ю­ся в отча­я­нии. На пра­вой сцене пред­став­лен пред­ше­ст­ву­ю­щий момент, когда два вест­ни­ка сооб­ща­ют Алтее о гибе­ли ее бра­тьев, уби­тых Меле­а­гром за оскорб­ле­ние, кото­рое они нанес­ли Ата­лан­те. В руках жен­щи­на дер­жит голов­ню, кото­рую она поту­ши­ла при рож­де­нии Меле­а­г­ра, сле­дуя про­ро­че­ству Мойр, и соби­ра­ет­ся бро­сить ее в огонь. За ее спи­ной Ойней, узнав­ший о смер­ти двух юно­шей, выра­жа­ет свое отча­я­ние.

Giulia Masone (http://www.iconos.it/index.php?id=1975)

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2012 г. Текст: пер. с итал. И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные греческая мифология mythologia graeca диоскуры кастор и полидевк поллукс gemini dioscuri castor et pollux мелеагр мелеагра meleager аталанта аталанты atalanta калидонский вепрь кабан калидонская охота на калидонского вепря кабана aper calydonius sus саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi лунский мрамор рельеф