Дл. ок. 2 м, выс. 0,9 м.Инв. № 111070.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Дл. ок. 2 м, выс. 0,9 м.
Неаполь, Национальный археологический музей.
В статье, опубликованной в «Archivio Storico delle Provincie Napoletane dell’anno 1877», fasc. 3, упоминается о приобретении в Сант-Антимо Археологическим музеем Неаполя саркофага без крышки, длиной ок. 2 м и высотой 0,9 м. Это был единственный саркофаг, обнаруженный в районе Ателла. О саркофаге надолго забыли, и он практически не упоминался специалистами вплоть до декабря 1999 г., когда на конференции, организованной ассоциацией «La Strada» в содружестве с Археологическим клубом Ателла, ему был посвящен доклад.
На панели саркофага представлен миф об Эндимионе и Селене. В античности эта тема часто использовалась в погребальном искусстве, однако данный рельеф обладает некоторыми особенностями, которые нуждаются в обсуждении.
Первый вариант мифа известен в изложении Гесиода: в дар от Зевса Эндимион получил способность самостоятельно выбрать момент своей смерти. Из этого первичного ядра развилось множество версий мифа, рассмотреть которые в рамках данного сообщения не представляется возможным. Наиболее известна версия Аполлодора. Селена без памяти влюбилась в прекрасного пастуха Эндимиона, когда тот спал в гроте на горе Латме (др.-греч. Λάτμος), и попросила Зевса исполнить желание своего возлюбленного — получить бессмертие и навсегда остаться молодым. Отец богов подарил Эндимиону вечную юность, но погрузил его в вечный сон.
Древность саркофага, а также то, что он долгое время использовался в качестве поильни для скота, стали причиной многочисленных повреждений, делающих невозможной идентификацию некоторых персонажей, имеющих вторичное значение.
Фигура Эндимиона, спящего на скале, находится в правой нижней части рельефа. Предположительно, скульптор был вдохновлен одним из диалогов Лукиана, в котором Афродита и Селена разговаривают о безумной страсти небесного светила к юноше, и где Селена описывает его красоту:
Мне он кажется необычайно красивым, Афродита. В особенности когда он, разостлав на скале свой плащ, спит, держа в левой руке дротики, выскальзывающие незаметно у него из левой руки, а правая, закинутая вверх вокруг головы, красиво обрамляет лицо. Так лежит он, объятый сном, и дышит своим небесным дыханием. Тогда я бесшумно спускаюсь на землю, иду на цыпочках, чтобы не разбудить и не напугать его… Что следует дальше, ты сама знаешь, мне незачем тебе говорить. Одно знай: я погибаю от любви.
Хламида, скрепленная фибулой на правом плече, полностью раскрыта, тело юноши обнажено. Голова его, по единодушному мнению исследователей, представляет собой скульптурный портрет покойного. С большой долей уверенности можно также предположить, что лицо Селены наделено чертами его супруги. В течение III в. н. э. покойных нередко представляли в образах влюбленных друг в друга героев мифов, и для того, чтобы выразить отношения покойных через миф, их стремились изображать с большой портретной точностью.
Подтверждением может служить саркофаг III в. н. э. с мифом об Эндимионе из Лувра, на котором лица влюбленных остались необработанными, и представлены лишь в виде черновых заготовок, которым впоследствии должны были быть приданы черты лиц покойной пары. Также на саркофаге, хранящемся в Вобурнском аббатстве, лицо Селены закончено, тогда как голова Эндимиона оставлена в виде заготовки. Но, по моему скромному мнению, уникальной чертой саркофага из Сант-Антимо являются открытые глаза Эндимиона, лежащего в типичной для него позе.
Этот вариант мифа был предложен Ликимнием Хиосским, автором дифирамбов и ритором IV в. до н. э., согласно которому Гипнос, влюбившись в Эндимиона, погрузил его в вечный сон, оставив его глаза открытыми, чтобы наслаждаться его чарующим взглядом. Некоторые исследователи, от Jahn’а до Robert’а, связали этот вариант мифа с изображениями Эндимиона, на которых тот представлен с открытыми глазами, такими как помпейские фрески и саркофаг из Сант-Антимо. Следует, однако, отметить, что на трех фресках, упомянутых этими авторами, Гипнос отсутствует, и, кроме того, Эндимион изображен встречающим богиню сидя или стоя, а не во сне.
Над Эндимионом склонился Сон, изображенный в виде крылатой женщины (левая рука отсутствует), льющей на пастуха снотворную жидкость из флакона. Рядом с Эндимионом отдыхает его собака. Голова ее не сохранилась, но, учитывая другие изображения этого сюжета, она была повернута влево, в сторону прибывающей Селены. Выше, между богиней и Сном, видны две фигуры, идентифицировать которые не представляется возможным из-за повреждений. Вероятно, это персонификации знаков Зодиака, либо другого астрального символа.
В центральной части сцены изображена Селена, которая легко сходит с колесницы и на цыпочках приближается к своему возлюбленному, двигаясь слева направо. Руками она придерживает накидку, которая развевается у нее над головой наподобие паруса (velificatio), обозначая ее принадлежность к небесным богам.
Ее облегает длинный хитон, через который угадываются формы тела. Хитон соскальзывает с правого плеча Селены, оставляя обнаженной грудь и привлекая внимание к цветущей юности богини. Двое маленьких амуров влекут ее за руки к возлюбленному. Другие амуры заполняют центральную часть сцены: один из них на переднем плане схватился за конский хвост; другой балансирует на крупе коня, держась за сбрую; третий приподнимает накидку богини, отчего та раздувается на ветру.
Перед бигой, с которой сходит Селена, придерживает двух лошадей за уздцы Ирида, любимая посланница богини с золотыми крыльями, символ радуги, моста между Землей и Небом, между людьми и богами. Некоторые полагают, что это не Ирида, а Эос, Аврора, сестра Солнца и Луны. Среди ее многочисленных возлюбленных был и Тифон, судьба которого в некотором отношении перекликается с мифом об Эндимионе: Эос попросила Зевса, чтобы юноше была дарована вечная жизнь, но забыла попросить для него вечную молодость. Тифон, состарившись, одряхлел, и богиня спрятала его, заперев в комнате, откуда доносился лишь голос несчастного, превратившегося в цикаду. Характерные символы фигуры, ведущей лошадей под уздцы, дают основание утверждать, что это Ирида. Большие крылья позволяют отнести данный персонаж к ангелам, т. е. посланникам; они служат характерным иконографическим элементом Ириды, равно как и ее одеяние: это короткий хитон eteromascalos, накинутый через левое плечо и оставляющий открытым правое, не мешающий ходьбе, и не стесняющий движения. Такой хитон носили вестники, передвигавшиеся с большой скоростью.
Внизу лежит женская фигура, божество места. В правой руке она держит рог изобилия, символ процветания и богатства, а левой приподнимает накидку, которая развевается над головой (velificatio). Как и Селена, она одета в длинный хитон, который соскальзывает с правого плеча, обнажая молодую грудь.
Слева композицию завершает группа фигур: бородатый пастух, сидящий на скале, опираясь на посох (pedum), смотрит на собак перед собой. Его стадо на холмах разбилось на три части: два быка на вершине холма, две овцы на середине, и третья вместе с собаками внизу. Вся сцена дышит идиллической пасторальной жизнью, время в ней, казалось бы, замерло.
По характерным типологическим и иконографическим чертам саркофаг датируется III в. н. э. Заказчик его неизвестен, однако он, без сомнения, относился к числу тех богатых горожан, которые несколько раз оказывались в состоянии обеспечить гостеприимный прием императору и его многочисленной свите. Хотя имя покойного не поддается установлению, можно предположить, что, готовясь к жизни, которая ожидала его в потустороннем мире, он приобрел саркофаг и отдал точные распоряжения скульптору относительно его украшения.
Цицерон в «Тускуланских беседах» подтверждает, что сон Эндимиона, проведшего, согласно мифу, жизнь во сне, не старея и не просыпаясь, является символом смерти. Лица богини и спящего пастуха воспроизводят портреты покойного и его супруги. В доктринах пифагорийцев часто встречаются указания на то, что во время земной разлуки, в ожидании воссоединения в потустороннем мире, во время сна душа освобождается от уз тела, и, блуждая вокруг Луны, может вступать в разговоры с умершими. Согласно этим представлениям, изображение двух влюбленных могло указывать на мистический диалог в присутствии Луны между супругами, разделенными смертью на земле и ожидающими воссоединения и вечной любви в потустороннем мире теней.