«Отдыхающий сатир»
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с оригинала Праксителя ок. 340—330 гг. до н. э.
Высота 180 см.
Инв. № 474.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский

«Отдыхающий сатир».

Мрамор.
Римская копия II в. н. э. с оригинала Праксителя ок. 340—330 гг. до н. э.
Высота 180 см.
Инв. № 474.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
Най­де­на в Садах Сал­лю­стия. При­об­ре­те­на в 1897 г. у Палац­цо Пьом­би­но-Бон­ком­па­ньи в Риме.

Описание:

92. «Отды­хаю­щий сатир».

Этот юно­ша, опре­де­ля­е­мый как сатир по сво­им заост­рен­ным зве­ри­ным ушам и копне взъеро­шен­ных волос, сто­ит опе­ре­в­шись пра­вым лок­тем на ствол дере­ва, его пра­вая нога поза­ди левой. Он, кажет­ся, пре­дал­ся меч­там, глу­бо­ко погру­зив­шись в себя. И ствол дере­ва и туло­ви­ще выпол­не­ны без излиш­них подроб­но­стей; воз­мож­но, они были рас­кра­ше­ны. Тело неж­ное, без малей­ше­го наме­ка на муску­лы. Через пра­вое пле­чо пере­ки­ну­та шку­ра пан­те­ры, с завя­зан­ны­ми в узел лапа­ми, и голо­вой, лежа­щей на груди сати­ра спра­ва. Левая рука при­дер­жи­ва­ет шку­ру на бед­ре, обна­жая низ тор­са.

Этот ста­ту­ар­ный тип изве­стен более чем в сотне копий раз­лич­ных раз­ме­ров. Его боль­шая попу­ляр­ность, воз­мож­но, была выз­ва­на тем, что внеш­ность кра­си­во­го моло­до­го сати­ра, кото­рый был чем-то сред­ним меж­ду чело­ве­ком и живот­ным, циви­ли­зо­ван­ным и диким, при­вле­кал рим­скую пуб­ли­ку и пре­крас­но под­хо­дил для укра­ше­ния рим­ской вил­лы, сада или пар­ка. Копии зна­чи­тель­но отли­ча­ют­ся в дета­лях, но очень схо­жи меж­ду собой в позе, при­чес­ке и шку­ре пан­те­ры, что ука­зы­ва­ет на то, что люди работа­ли с одним широ­ко извест­ным прото­ти­пом, кото­рый пере­да­вал­ся при помо­щи гип­со­вых слеп­ков. Круп­ные копии это­го типа были таких уни­фи­ци­ро­ван­ных раз­ме­ров, что для мно­гих из них голо­вы мог­ли быть вза­и­мо­за­ме­ня­е­мы.

Счи­та­ет­ся, что ори­ги­на­лом для это­го попу­ляр­но­го типа послу­жи­ла брон­зо­вая ста­туя Пра­к­си­те­ля, отно­ся­ща­я­ся при­бли­зи­тель­но к 340—330 гг. до н. э., воз­мож­но, ста­туя сати­ра, «кото­рую гре­ки назы­ва­ют Пери­бо­эт», соглас­но Пли­нию, при­ве­зен­ная в Рим (Plin. Nat. Hist. 34. 69). Воз­мож­но, пер­во­на­чаль­но она сто­я­ла в свя­ти­ли­ще Дио­ни­са.

Воло­сы надо лбом разде­ле­ны на чет­ко обо­зна­чен­ные локо­ны, выпол­нен­ные с помо­щью свер­ла, что созда­ет игру све­та и тени, и дати­ру­ют­ся II веком н. э.

Инв. № 474.
Ста­туя. Мра­мор.
Высота 180 см, без поста­мен­та — 172 см.

Голо­ва была отби­та, а часть шеи реста­ври­ро­ва­на из гип­са. Часть шку­ры пан­те­ры на спине отсут­ст­ву­ет, так же как левая рука, паль­цы пра­вой руки, нос и части поста­мен­та. Отби­ты края волос, губ и шку­ры пан­те­ры. Пенис был при­став­лен, но теперь отсут­ст­ву­ет. Отсут­ст­ву­ют фраг­мен­ты на пра­вой лодыж­ке и меж­ду ступ­ней, часть лево­го пле­ча вме­сте с под­пор­кой лапы пан­те­ры поза­ди ноги.

При­об­ре­те­на в 1897 г. при посред­ни­че­стве Хель­би­га у мажор­до­ма Палац­цо Пьом­би­но-Бон­ком­па­ньи в Риме; най­де­на поза­ди это­го двор­ца на зем­ле, при­над­ле­жав­шей вил­ле Лудо­ви­зи, во вре­мя построй­ки коню­шен для аме­ри­кан­ско­го посоль­ства. Таким обра­зом, про­ис­хож­де­ние — Сады Сал­лю­стия.

Биб­лио­гра­фия: F. Poulsen 1951, Cat. 475; P. Gercke, Satyrn des Praxiteles (1968) 22, St. 2; E. Bartman, Miniature Copies: Copyist Invention in the Hellenistic and Roman Periods (1984) 53, note 2, 57, fig. 4 a-d, p. 328-331 (счи­та­ет­ся копи­ей фла­ви­ев­ско­го вре­ме­ни); eadem, Ancient sculptural Copies in Miniature, Columbia Studies in the Classical Tradition XIX (Leiden 1992) 54, 60, fig. 9; M. Moltesen, in Horti Romani, BullCom Suppl. 6 (Rome 1998) 186, fig. 10. Об этом типе см.: Vierneisel-Schlörb 1979, 352-363; J. Raeder, Die Antiken Skulpturen in Petworth House (Mainz 2000) 58-60.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
2008 г. Текст: музейная табличка.
© 2002 г. Описание: © Stubbe Østergaard J. Imperial Rome. Vol. II. Catalogue. Ny Carlsberg Glyptotek. 2002. С. 282—284, cat. no. 92.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
интернет магазины линз в москве
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca статуя статуи statua statuae сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus мрамор шкура пантеры пардалида pardalide pardalis пракситель праксителя praxiteles отдыхающий перибоет перибоэт перибоета перибоэта отдыхающего anapauomenos periboet periboetos periboetus инв № 474