«Отдыхающий сатир»
Мрамор. Римская копия II в. н. э. с оригинала Праксителя ок. 340—330 гг. до н. э.
Высота 180 см.
Инв. № 474.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека. Фото: С. И. Сосновский

«Отдыхающий сатир».

Мрамор. Римская копия II в. н. э. с оригинала Праксителя ок. 340—330 гг. до н. э.
Высота 180 см.
Инв. № 474.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
Най­де­на в Садах Сал­лю­стия. При­об­ре­те­на в 1897 г. у Палац­цо Пьом­би­но-Бон­ком­па­ньи в Риме.

Описание:
92. «Отды­хаю­щий сатир».

Этот юно­ша, опре­де­ля­е­мый как сатир по сво­им заост­рен­ным зве­ри­ным ушам и копне взъеро­шен­ных волос, сто­ит опе­ре­в­шись пра­вым лок­тем на ствол дере­ва, его пра­вая нога поза­ди левой. Он, кажет­ся, пре­дал­ся меч­там, глу­бо­ко погру­зив­шись в себя. И ствол дере­ва и туло­ви­ще выпол­не­ны без излиш­них подроб­но­стей; воз­мож­но, они были рас­кра­ше­ны. Тело неж­ное, без малей­ше­го наме­ка на муску­лы. Через пра­вое пле­чо пере­ки­ну­та шку­ра пан­те­ры, с завя­зан­ны­ми в узел лапа­ми, и голо­вой, лежа­щей на груди сати­ра спра­ва. Левая рука при­дер­жи­ва­ет шку­ру на бед­ре, обна­жая низ тор­са.

Этот ста­ту­ар­ный тип изве­стен более чем в сотне копий раз­лич­ных раз­ме­ров. Его боль­шая популяр­ность, воз­мож­но, была выз­ва­на тем, что внеш­ность кра­си­во­го моло­до­го сати­ра, кото­рый был чем-то сред­ним меж­ду чело­ве­ком и живот­ным, циви­ли­зо­ван­ным и диким, при­вле­кал рим­скую пуб­ли­ку и пре­крас­но под­хо­дил для укра­ше­ния рим­ской вил­лы, сада или пар­ка. Копии зна­чи­тель­но отли­ча­ют­ся в дета­лях, но очень схо­жи меж­ду собой в позе, при­чес­ке и шку­ре пан­те­ры, что ука­зы­ва­ет на то, что люди работа­ли с одним широ­ко извест­ным прото­ти­пом, кото­рый пере­да­вал­ся при помо­щи гип­со­вых слеп­ков. Круп­ные копии это­го типа были таких уни­фи­ци­ро­ван­ных раз­ме­ров, что для мно­гих из них голо­вы мог­ли быть вза­и­мо­за­ме­ня­е­мы.

Счи­та­ет­ся, что ори­ги­на­лом для это­го популяр­но­го типа послу­жи­ла брон­зо­вая ста­туя Пра­к­си­те­ля, отно­ся­ща­я­ся при­бли­зи­тель­но к 340—330 гг. до н. э., воз­мож­но, ста­туя сати­ра, «кото­рую гре­ки назы­ва­ют Пери­бо­эт», соглас­но Пли­нию, при­ве­зен­ная в Рим (Plin. Nat. Hist. 34. 69). Воз­мож­но, пер­во­на­чаль­но она сто­я­ла в свя­ти­ли­ще Дио­ни­са.

Воло­сы надо лбом разде­ле­ны на чет­ко обо­зна­чен­ные локо­ны, выпол­нен­ные с помо­щью свер­ла, что созда­ет игру све­та и тени, и дати­ру­ют­ся II веком н. э.

Инв. № 474.

Ста­туя. Мра­мор.

Высота 180 см, без поста­мен­та — 172 см.

Голо­ва была отби­та, а часть шеи реста­ври­ро­ва­на из гип­са. Часть шку­ры пан­те­ры на спине отсут­ст­ву­ет, так же как левая рука, паль­цы пра­вой руки, нос и части поста­мен­та. Отби­ты края волос, губ и шку­ры пан­те­ры. Пенис был при­став­лен, но теперь отсут­ст­ву­ет. Отсут­ст­ву­ют фраг­мен­ты на пра­вой лодыж­ке и меж­ду ступ­ней, часть лево­го пле­ча вме­сте с под­пор­кой лапы пан­те­ры поза­ди ноги.

При­об­ре­те­на в 1897 г. при посред­ни­че­стве Хель­би­га у мажор­до­ма Палац­цо Пьом­би­но-Бон­ком­па­ньи в Риме; най­де­на поза­ди это­го двор­ца на зем­ле, при­над­ле­жав­шей вил­ле Лудо­ви­зи, во вре­мя построй­ки коню­шен для аме­ри­кан­ско­го посоль­ства. Таким обра­зом, про­ис­хож­де­ние — Сады Сал­лю­стия.

Биб­лио­гра­фия: F. Poulsen 1951, Cat. 475; P. Gercke, Satyrn des Praxiteles (1968) 22, St. 2; E. Bartman, Miniature Copies: Copyist Invention in the Hellenistic and Roman Periods (1984) 53, note 2, 57, fig. 4 a-d, p. 328-331 (счи­та­ет­ся копи­ей фла­ви­ев­ско­го вре­ме­ни); eadem, Ancient sculptural Copies in Miniature, Columbia Studies in the Classical Tradition XIX (Leiden 1992) 54, 60, fig. 9; M. Moltesen, in Horti Romani, BullCom Suppl. 6 (Rome 1998) 186, fig. 10. Об этом типе см.: Vierneisel-Schlörb 1979, 352-363; J. Raeder, Die Antiken Skulpturen in Petworth House (Mainz 2000) 58-60.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2002 г. Описание: © Stubbe Østergaard J. Imperial Rome. Vol. II. Catalogue. Ny Carlsberg Glyptotek. 2002. С. 282—284, cat. no. 92.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: мрамор статуя римская работа по оригиналу Праксителя отдыхающий сатир сатиры Periboet Periboetos Periboetus Перибоет Перибоэт шкура пантеры пардалида pardalide pardalis ствол дерева скульптор Пракситель Инв № 474