Юноша с конем (Кастор?)
Мрамор.
117—118 гг.
76 × 101 см.
Инв. № 1805,0703.121.
Лондон, Британский музей. Фото: Эджисто Сани

Юноша с конем (Кастор?).

Мрамор.
117—118 гг.
76 × 101 см.
Инв. № 1805,0703.121.

Лондон, Британский музей.

Происхождение:
Вил­ла Адри­а­на в Тиво­ли. При­об­ре­тен в 1768 г.

Описание:
В сти­ле гре­че­ской работы V в. до н. э.

Кук 2011 (Cook. Catalogue of Charles Townley’s sculpture in the British Museum), № 8:

«Баре­льеф изо­бра­жа­ет Касто­ра, укро­щаю­ще­го сво­его коня, в соп­ро­вож­де­нии соба­ки. Выпол­нен в низ­ком релье­фе в древ­не­гре­че­ском сти­ле. Най­ден Гэви­ном Гамиль­то­ном (Gavin Hamilton) на участ­ке вил­лы Адри­а­на, ныне назы­вае­мом Пан­та­нел­ла» (GR 1, reliefs 11).

Соглас­но доку­мен­там, отно­ся­щим­ся к покуп­ке, рельеф был про­дан Таун­ли (Townley) как изо­бра­жаю­щий «Алек­санд­ра и Буке­фа­ла», но сам Таун­ли позд­нее неиз­мен­но иден­ти­фи­ци­ро­вал юно­шу как Касто­ра — «атри­бу­ция, не нахо­дя­щая ника­ко­го под­твер­жде­ния» (Смит). О фраг­мен­тар­ном релье­фе, кото­рый счи­та­ет­ся пред­ше­ст­вен­ни­ком дан­но­го, см. A. B. Cook, «A Pre-Persic Relief from Cottenham», JHS 37 (1917) 124. Ныне в Мали­бу, в музее Дж. Пола Гет­ти, инв. № 78.AA.59.

Счи­та­ет­ся, что рельеф най­ден на вил­ле Адри­а­на Гэви­ном Гамиль­то­ном ок. 1769 г. (GR 2) или в 1770 г. (TY 10/3, fo. 5), одна­ко допо­д­лин­но извест­но о его покуп­ке в 1768 г., когда Гамиль­тон еще не начал рас­коп­ки.

Дати­ров­ка:

Ошиб­ки в дра­пи­ров­ке гово­рят о том, что рельеф не может быть точ­ной копи­ей ори­ги­на­ла вре­мен Пар­фе­но­на, таким обра­зом, это «под­ра­жа­ние клас­си­ке вре­мен Адри­а­на» (Бибер). Котт­нем­ский рельеф ок. 500 г. (Лип­польд, 84, прим. 15). Эпо­ха Адри­а­на, ран­ний клас­си­че­ский стиль (Гол­да). Нача­ло II в. (Уол­кер).


Литература:
— Synopsis of the Contents of the British Museum (1808) III. 6.
— Ancient Marbles of the British Museum, II, pl. 6.
— A Guide to the Graeco-Roman Sculptures in the Department of Greek and Roman Antiquities (Synopsis of the Contents of the British Museum) (2 vols., London 1874 [2nd ed. 1879] and 1876), I, no. 147.
— Hermann Winnefeld, Die Villa des Hadrien bei Tivoli (JdI Ergänzungsheft III, Berlin 1895), 160.
— A. H. Smith, A Catalogue of Sculpture in the Department of Greek and Roman Antiquities, British Museum, Vol. III (London 1904), 266-7 no. 2206.
— W. Fuchs, Die Vorbilder der neuattischen Reliefs (JdI. Ergänzungsheft 20, 1959), 182, note 56.
— Moore, 41, 43, fig. 16, 44-5.
— M. Bieber, Ancient Copies (New York 1977), 212, pl. 145, fig. 848.
— B. F. Cook, Greek and Roman Art in the British Museum (London 1976), 184-5, fig. 147.
— B. F. Cook, The Townley Marbles (London 1985), Title page and 14, fig. 8.
— Klaus Fittschen, et al., Verzeichnis der Gipsabgüsse des Archäologischen Instituts der Georg-August-Universität Göttingen (Göttingen 1990), 69 A222 (bibl.).
— Timothy Potts, Civilization: Ancient Treasures from the British Museum (Exhibition Catalogue, Canberra/Melbourne 1990), 140-1, no. 68.
— G. Lippold, Die griechische Plastik (Handbuch der Archäologie III.1, Munich 1950), 84, note 15
— T. M. Golda, Puteale und verwandte Monumente (Beiträge zur Erschlieβung hellenistischer und kaiserzeitlicher Skulptur und Architectur 16, Mainz 1990),19, note 118.
— Susan Walker, Roman Art (London 1991), 21, fig. 16.

Источники:
(cc) 2012 г. Фото: Эджисто Сани (CC BY-NC-SA 2.0).
© 2012 г. Текст: The British Museum
© 2012 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: мрамор рельеф юноша всадник наездник эфеб Диоскуры Кастор укрощающий коня конь лошадь собака повязка лента Инв № 1805 0703 121