Колоссальный портрет Октавиана. Тип «Алькудия».
Белый апеннинский мрамор. Ок. 35 г. до н. э.?
Инв. № 87001.
Арль, Музей античности.

Колоссальный портрет Октавиана. Тип «Алькудия».

Белый апеннинский мрамор. Ок. 35 г. до н. э.?
Инв. № 87001.

Арль, Музей античности.

Происхождение:
Най­ден в 1987 г. в рай­оне Фо-сюр-Мер, в кана­ле Мар­ти­га.

Описание:

115. Порт­рет Окта­ви­а­на.

Тип «Аль­кудия»: око­ло 35 г. до н. э.?
Рис. 90.
Арль, Музей антич­но­го Арля, инв. № 87001.
Колос­саль­ная голо­ва с соеди­ни­тель­ной встав­кой.
Белый апен­нин­ский мра­мор, по мне­нию Ф. Бра­эме­ра326.

Обна­ру­жен в 1987 г. в рай­оне Фо-сюр-Мер, в кана­ле Мар­ти­га.

Раз­ме­ры: общая высота 70 см, высота голо­вы 50 см. Vidi.

Биб­лио­гра­фия: D. Brentchaloff — F. Salviat, 1989, p. 18—25 (Август); C. Beurdeley, L’archéologie sous-marine, l’odyssée des trésors, 1991, p. 102 fig. 167—168; D. Boschung, 1993a, no. 33 p. 123, pl. 3 (Август); Cl. Sintès (dir.) 1996, no. 21 p. 44 (Август).

с.333 Сохран­ность: дли­тель­ное пре­бы­ва­ние в воде силь­но повреди­ло этой вели­ко­леп­ной голо­ве; в пра­вой части лица поверх­ность мра­мо­ра совер­шен­но изъ­еде­на; ухо и воло­сы здесь пол­но­стью исчез­ли. Напро­тив, левая сто­ро­на сох­ра­ни­лась гораздо луч­ше, несо­мнен­но, пото­му, что она была погру­же­на в сосуд327.

Сле­ва вид­ны два рас­пи­ла: один за ухом, вто­рой подо лбом; они слу­жи­ли для креп­ле­ния двух допол­ни­тель­ных частей, ныне утра­чен­ных; в выем­ку меж­ду эти­ми рас­пи­ла­ми был встав­лен кре­пёж­ный метал­ли­че­ский штифт.

Опи­са­ние: голо­ва, вдвое боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны, чуть повёр­ну­та впра­во, судя по мыш­цам шеи. Она пред­на­зна­ча­лась для встав­ки в ста­тую, тип кото­рой опре­де­лить труд­но; одна­ко левая сто­ро­на шеи выре­за­на менее тща­тель­но, и это, воз­мож­но, ука­зы­ва­ет на нали­чие одеж­ды, тоги или воен­но­го пла­ща (paludamentum).

Лицо широ­кое и ску­ла­стое, шея тол­стая. Гла­за малень­кие и запав­шие. Рот приот­крыт: межгуб­ная щель про­свер­ле­на доволь­но глу­бо­ко, как и ушные рако­ви­ны. Тех­ни­ка работы пре­вос­ход­ная.

Ком­мен­та­рий: В этом порт­ре­те узна­ют­ся харак­тер­ные чер­ты Авгу­ста. Но почти пол­ное исчез­но­ве­ние чёл­ки чрез­вы­чай­но затруд­ня­ет опре­де­ле­ние типа и, к сожа­ле­нию, дати­ров­ку; Д. Бошунг при­чис­ля­ет его к изо­бра­же­ни­ям типа «Аль­кудия» на осно­ва­нии прядей на вис­ках и «вил­ки», кото­рую он раз­ли­ча­ет над левым гла­зом. Дей­ст­ви­тель­но, иссле­до­ва­ние сох­ра­нив­ших­ся прядей пока­зы­ва­ет очень точ­ное соот­вет­ст­вие это­му типу.

Дан­ный тип отно­сит­ся уже к пери­о­ду три­ум­ви­ра­та и, сле­до­ва­тель­но, к ико­но­гра­фии Окта­ви­а­на; конеч­но, он был рас­про­стра­нён в 30-е гг. до н. э. Одна­ко из два­дца­ти вось­ми реплик, извест­ных в насто­я­щее вре­мя, види­мо, лишь деся­ток на самом деле дати­ру­ет­ся пери­о­дом три­ум­ви­ра­та: осталь­ные явля­ют­ся более позд­ни­ми реп­ли­ка­ми и отно­сят­ся к прав­ле­нию Клав­дия: в них замет­но вли­я­ние типа «При­ма-Пор­та» (осо­бен­но в чер­тах лица). В дан­ном слу­чае на этой гипо­те­зе нель­зя наста­и­вать, учи­ты­вая, как рано Окта­виан занял­ся дела­ми этой обла­сти и, в част­но­сти, Арля.

с.334 Чем объ­яс­нить место обна­ру­же­ния это­го порт­ре­та? Суще­ст­ву­ют две воз­мож­но­сти: быть может, пере­во­зив­шее его суд­но потер­пе­ло здесь кру­ше­ние, что дало бы нам цен­ное свиде­тель­ство о рас­про­стра­не­нии офи­ци­аль­ных порт­ре­тов, их про­ис­хож­де­нии и спо­со­бе транс­пор­ти­ров­ки. Но поче­му не пред­по­ло­жить, что эта колос­саль­ная ста­туя была воз­двиг­ну­та как при­бреж­ный «сиг­нал», напри­мер, у вхо­да в порт Фо? Здесь она была бы вид­на со всех кораб­лей, под­ни­маю­щих­ся по кана­лам к рус­лу Рода­на. В нача­ле Авгу­сто­вой эпо­хи ста­туи импе­ра­то­ра огром­ной высоты доволь­но часто ста­ви­ли у вхо­да в гава­ни328.

ПРИМЕЧАНИЯ:

326F. Braemer, 1998, p. 115.

327F. Salviat, 1989, p. 18.

328M. Janon, 1991, p. 755—757.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 332—334, кат. № 115, илл. 90.
© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: белый апеннинский мрамор мужской портрет голова римский император Октавиан Август Юлии-Клавдии тип Алькудия Alcudia Инв № 87001