Германик
Греческий мрамор. Ок. 10 г. н. э.
Инв. № MNE 937 (Ma 4712).
Париж, Лувр. Фото: И. А. Шурыгин

Германик.

Греческий мрамор. Ок. 10 г. н. э.
Инв. № MNE 937 (Ma 4712).

Париж, Лувр.

Происхождение:
Най­ден в Риме (?). При­об­ре­тен Лув­ром в 1988 г.

Описание:
20. Порт­рет Гер­ма­ни­ка.

Око­ло 4—14 гг. н. э.
Най­ден в Риме (?).
Белый мра­мор.
Высота 30 см.
При­об­ре­тен в 1988 г. (MA 4712 — Инв. № MNE 937).
Рестав­ра­тор: Б. Дюбарри-Жал­лэ (B. Dubarry-Jallet), 2006 г.


Опре­де­лить лич­ность, изо­бра­жен­ную на этом порт­ре­те, ока­за­лось труд­но. При­чес­ка не сов­па­да­ет с при­чес­кой Авгу­ста, нави­саю­щие бро­ви кото­ро­го обрам­ля­ют гла­за. При этом порт­рет не напо­ми­на­ет ни одно­го из вну­ков Авгу­ста: Гая, Луция Цеза­рей и Агрип­пу Посту­ма. Поэто­му пред­став­лен­ный порт­рет, несо­мнен­но выпол­нен­ный после смер­ти Гая в 4 г. н. э., может изо­бра­жать лишь Гер­ма­ни­ка, вну­ка Ливии, кото­рый в 5 г. н. э. женил­ся на Агрип­пине Стар­шей, внуч­ке Авгу­ста

После сво­его усы­нов­ле­ния Тибе­ри­ем, Гер­ма­ник часто соп­ро­вож­дал Авгу­ста в воен­ных похо­дах, вплоть до его смер­ти, после­до­вав­шей через десять лет. В этот пери­од было про­из­веде­но боль­шое коли­че­ство подоб­ных порт­ре­тов. К это­му вре­ме­ни, меж­ду 8 и 10 гг. н. э., может быть отне­сен и дан­ный обра­зец (так же, как и голо­вы в Бри­тан­ском музее 1883 и 1884, в Мюн­хен­ской Рези­ден­ции и № MA 3135 в Лув­ре). После 14 г. н. э. Гер­ма­ни­ка зате­ня­ет Тибе­рий, и вновь его начи­на­ют изо­бра­жать лишь посмерт­но с 19 г. н. э.

Гер­ма­ни­ку при­пи­сы­ва­ют три типа при­чес­ки: «Безье», «Габии» и «Коринф-Сток­кар­да». К. Фит­шен ука­зал на сход­ство осо­бен­но­стей волос меж­ду типом «Коринф-Сток­кар­да» и неко­то­ры­ми при­чес­ка­ми Тибе­рия, Кали­гу­лы и Клав­дия; это ука­зы­ва­ет, что тип «Коринф-Сток­кар­да» явля­ет­ся посмерт­ным, так же, как и тип «Габии»1. Одна­ко такое сов­па­де­ние пред­став­ля­ет­ся мало­ве­ро­ят­ным, так как дру­гой тип, «Безье», еще встре­ча­ет­ся даже в 23 г. н. э. По этой при­чине Фит­шен решил, что порт­ре­ты типа «Коринф-Сток­кар­да» изо­бра­жа­ют не Гер­ма­ни­ка. Таким обра­зом, новое при­об­ре­те­ние Лув­ра попол­ня­ет тип, пред­став­ля­ю­щий глав­ную про­бле­му в хро­но­ло­гии порт­ре­тов Гер­ма­ни­ка.

В нынеш­нем состо­я­нии эта муж­ская голо­ва выглядит как мас­ка, состо­я­щая толь­ко из лица и пере­д­ней части шеи. Зад­няя часть скульп­ту­ры сре­за­на в трех плос­ко­стях: вер­ти­каль­ной (на затыл­ке), почти гори­зон­таль­ной (на макуш­ке), и наклон­ной (на пра­вом вис­ке). Под кады­ком шея была раз­би­та по трем лини­ям. На воло­сах сох­ра­ни­лись следы крас­ки, осо­бен­но в углуб­ле­ни­ях локо­нов в пра­вой части голо­вы и над левым гла­зом. Крас­ка состо­ит из рас­про­стра­нен­ных мине­раль­ных кра­си­те­лей: кар­бо­на­та каль­ция, сме­шан­но­го с крас­ной охрой. Во вре­мя рестав­ра­ции на гла­зах были обна­ру­же­ны следы крас­ки.

Скульп­ту­ры рим­ских голов, изна­чаль­но состав­лен­ные из несколь­ких кус­ков, явля­ют­ся насто­я­щей загад­кой. Воло­сы, губы, гла­за и одеж­ду чаще все­го пок­ры­ва­ли сло­ем крас­ки, чтобы замас­ки­ро­вать сочле­не­ния и запол­ни­те­ли, воз­ме­щая все эсте­ти­че­ские издерж­ки изготов­ле­ния голов из несколь­ких кус­ков. Эта тех­ни­ка появи­лась вслед­ст­вие ряда эко­но­ми­че­ских, соци­аль­ных и тех­ни­че­ских при­чин: скуль­п­то­ры, в основ­ном, гре­че­ские ремес­лен­ни­ки, кото­рым мало пла­ти­ли и с кото­ры­ми мало счи­та­лись в Риме, пола­га­ли, что сырье слиш­ком доро­го сто­ит, чтобы выб­ра­сы­вать боль­шие кус­ки мра­мо­ра. Так­же воз­мож­но, что в рам­ках разде­ле­ния труда сами порт­ре­ты изготав­ли­ва­ли спе­ци­а­ли­сты, тогда как воло­сы дела­ли более моло­дые или менее талант­ли­вые работ­ни­ки из одно­го или двух кус­ков, уже добав­лен­ных к голо­ве. Поэто­му неудач­ный порт­рет не при­чи­нял боль­шо­го убыт­ка.

Было выска­за­но пред­по­ло­же­ние, что этот порт­рет мог отно­сить­ся к типу velato capite, в кото­рый, как извест­но, вхо­дят два порт­ре­та Гер­ма­ни­ка. Одна­ко линии сты­ков не сим­мет­рич­ны: линия над левым вис­ком не соот­вет­ст­ву­ет линии над пра­вым. Соеди­нен­ные поверх­но­сти были выпол­не­ны в раз­ной мане­ре. Изна­чаль­но верх голо­вы был уста­нов­лен на соеди­нен­ном осно­ва­нии, усе­ян­ном малень­ки­ми углуб­ле­ни­я­ми. После како­го-то повреж­де­ния зад­нюю часть голо­вы при­шлось опу­стить, чтобы при­кре­пить фраг­мент с помо­щью шипа; верх­няя часть чере­па, ныне отсут­ст­ву­ю­щая, была при­со­еди­не­на обрат­но по той же схе­ме. Из-за уда­ра в пра­вый висок, веро­ят­но, потре­бо­ва­лось при­со­еди­нить тре­тий эле­мент, кото­рый был попро­сту при­кле­ен, воз­мож­но, уже в совре­мен­но­сти. Это вто­рое повреж­де­ние, веро­ят­но, выз­ва­ло неров­ный раз­лом вокруг шеи. Из-за третье­го повреж­де­ния голо­ву, воз­мож­но, выб­ро­си­ли, а позд­нее все допол­не­ния были уда­ле­ны.

DANIEL ROGER

При­ме­ча­ния:


1 Fittschen K. «I Ritratti di Germanico». In Germanico: la persona, la personalità, il personaggio: nel bimillenario dalla nascita. Edited by G. Bonamente and M.-P. Segoloni. Proceedings of a symposium held in Macerata—Perugia, May 9—11, 1986. Rome: G. Bretschneider, 1987, pp. 205—218.


Биб­лио­гра­фия:


Kersauson K. «Portrait d’un prince julio-claudien au Louvre». Revue du Louvre et des musées de France, 2, 1990, pp. 113—118.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейные информационные материалы.
© 2007 г. Описание: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007. P. 76, cat. no. 20.
© 2013 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
Ключевые слова: мрамор мужской портрет голова Германик Цезарь g145 Germanicus Caesar Юлии-Клавдии Инв № MNE 937 Ma 4712