Афродита, т. н. Харита.

Мрамор. Римская копия имперской эпохи с эллинистической переработки оригинала Каллимаха (конец V в. до н. э.).
Инв. № 607.

Рим, Палатинский музей.

Происхождение:
Рим, Пала­тин, южная сто­ро­на двор­ца Тибе­рия, 1862 г.

Описание:

105. Афро­ди­та, так назы­ва­е­мая Хари­та.

Из рас­ко­пок Розы. Най­де­на в 1862 г. во двор­це Тибе­рия, напро­тив хра­ма Вели­кой Мате­ри. Выстав­лен­ная в Пала­тин­ском музее (Ghirardini 1881, n. 27), позд­нее хра­ни­лась в Нацио­наль­ном рим­ском музее.

Доло­ми­то­вый фасос­ский сред­не­зер­ни­стый мра­мор. Высота 130 см. Инв. № 607.

Ста­туя изо­бра­жа­ет изящ­ную Афро­ди­ту в лег­ком, слов­но про­зрач­ном, хитоне, пок­ры­ваю­щим ее строй­ное тело, соскольз­нув­шим с пра­во­го пле­ча и груди. Обыч­но счи­та­ет­ся, что этот тип Афро­ди­ты, с раз­лич­ны­ми вари­а­ци­я­ми поло­же­ния хито­на на пле­че — это извест­ный по мно­го­чис­лен­ным копи­ям фре­ж­юс­ский тип, име­ну­е­мый так­же лувр­ско-неа­по­ли­тан­ским, или Вене­рой Родо­на­чаль­ни­цей, кото­рый был создан по ори­ги­на­лу Кал­ли­ма­ха кон­ца V в. до н. э. При­ни­мая во вни­ма­ние место про­ис­хож­де­ния, счи­та­ет­ся, что эта ста­туя, похо­жая на Вене­ру Родо­на­чаль­ни­цу, хра­ни­лась в свя­ти­ли­ще хра­ма Вели­кой Мате­ри. Неко­то­рые счи­та­ли Хари­ту гре­че­ским ори­ги­на­лом, одна­ко чув­ст­вен­ное теп­ло форм и сужаю­ща­я­ся фигу­ра скло­ня­ют нас в поль­зу вер­сии о рим­ской рабо­те кон­ца элли­ни­сти­че­ской эпо­хи. Несмот­ря на то, что такое изо­бра­же­ние появ­ля­ет­ся на моне­тах импе­ра­три­цы Саби­ны, пред­ла­га­е­мое обыч­но дати­ро­ва­ние адри­а­нов­ским вре­ме­нем не кажет­ся убеди­тель­ным. Более веро­ят­но, что это рим­ская обра­бот­ка кон­ца I в. до н. э.

Биб­лио­гра­фия: G. Henzen, Scavi palatini intrapresi per ordine di S. M. l’imperatore de’ Francesi, BullInst, 1862, p. 233; Museo Nazionale Romano, ed. A. Giuliano, I 1 (1981), p. 133 et seq. n. 96 (O. Vasori); Lexicon Iconographicum Mitologiae Classicae (LIMC), Zürich-München, II (1984), p. 36 et seq. n. 246, s. v. Aphrodite (A. Delivorrias et alii); M. A. Tomei, Sculture dal Palatino, in Archeologia a Roma. La materia e la tecnica nell’arte antica, ed. M. R. Di Mino, M. Bertinetti, Exhibition catalogue (Roma, April-December 1990), Rome, 1990; Archeologia a Roma, p. 122, n. 106 (D. Candilio); A. Delivorrias, Problémes de conséquence méthodologique et ambiguité iconographique, MEFRA, 103, 1991, p. 141; L. Todisco, La scultura greca del IV secolo a. C., Milan, 1993, p. 59, fig. 81.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1997 г. Текст описания: Tomei M. A. Museo Palatino. Electa, Milano, 1997, с. 127, кат. № 105.
© 2013 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор статуя Афродита Грация Харита Венера Venus скульптор Каллимах женская одежда хитон Инв № 607
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА