Надгробный рельеф Луция Антистия Саркулона и его жены Антистии Плутии
Мрамор.
Ок. 30—10 BCE.
95,25 × 67,77 см.
Инв. № 1858,0819.2.Лондон, Британский музей. Фото: Роджер Б. Ульрих

Надгробный рельеф Луция Антистия Саркулона и его жены Антистии Плутии.

Мрамор.
Ок. 30—10 BCE.
95,25 × 67,77 см.
Инв. № 1858,0819.2.

Лондон, Британский музей.

Происхождение:
Из Рима. При­об­ре­тен в 1858 г.

Описание:
CIL VI 2170:

Lucius Antistius Cnaei filius Horatia Sarculo / salius Albanus idem magister saliorum // Antistia / Luci liberta Plutia // Rufus libertus Anthus libertus imagines de suo fecerunt patrono et patronae pro meritis / eorum
Луций Анти­стий Сар­ку­лон, сын Гнея, из Гора­ци­е­вой три­бы, аль­бан­ский салий, он же магистр сали­ев. Анти­стия Плу­тия, воль­ноот­пу­щен­ни­ца Луция. Воль­ноот­пу­щен­ник Руф, воль­ноот­пу­щен­ник Ант сде­ла­ли изо­бра­же­ния сво­им пат­ро­ну и патроне за их заслу­ги.

CIL VI 2171:

Lucius Antestius Cnaei filius Horatia / Sarculo salius Albanus / Antestia Luci liberta Plutia / Fufia Publi filia Tertia soror / Lucius Antestius Luci libertus Quinctio / Lucius Antistius Luci libertus Rufus Lucius Antistius Luci |mulieris libertus Thamyrus / Lucius Antistius Luci |mulieris libertus Anthus Lucius Antistius Luci libertus Eros Cappadoxs(!)
Луций Анти­стий Сар­ку­лон, сын Гнея, из Гора­ци­е­вой три­бы, аль­бан­ский салий; Анти­стия Плу­тия, воль­ноот­пу­щен­ни­ца Луция; Фуфия Тер­ция, дочь Пуб­лия, сест­ра; Луций Анти­стий Квинк­ти­он, воль­ноот­пу­щен­ник Луция; Луций Анти­стий Руф, воль­ноот­пу­щен­ник Луция; Луций Анти­стий Тамир, воль­ноот­пу­щен­ник Луция и жен­щи­ны; Луций Анти­стий Ант, воль­ноот­пу­щен­ник Луция и жен­щи­ны; Луций Анти­стий Эрот Кап­па­до­ки­ец, воль­ноот­пу­щен­ник Луция.

Мра­мор­ный погре­баль­ный рельеф (пер­во­на­чаль­но часть над­гроб­но­го памят­ни­ка) Луция Анти­стия Сар­ку­ло­на, гла­вы аль­бан­ской кол­ле­гии сали­ев, и его жены и воль­ноот­пу­щен­ни­цы Анти­стии Плу­тии. Рельеф был посвя­щен дву­мя воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми, Руфом и Антом, в знак при­зна­ния бла­го­де­я­ний сво­его пат­ро­на.

Анти­стий Сар­ку­лон был чле­ном кол­ле­гии сали­ев. Рельеф был посвя­щен дву­мя воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми в честь их пат­ро­нов. Обра­ти­те вни­ма­ние на неболь­шой узел волос, или nodus, на лбу Анти­стии Плу­тии. При­чес­ка ана­ло­гич­на совре­мен­ным порт­ре­там Ливии, жены Авгу­ста. Рельеф дати­ру­ет­ся кон­цом пер­во­го сто­ле­тия до н. э. (ок. 30—10 гг. до н. э.).

A. H. Smith, A catalogue of sculpture in the Department of Greek and Roman antiquities (London 1904), vol. III, 289—290:

Рельеф с порт­ре­та­ми Анти­стия Сар­ку­ло­на и Анти­стии Плу­тии, уста­нов­лен­ный дву­мя их воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми. Внут­ри скульп­тур­ной рам­ки две глу­бо­ких круг­лых ниши с порт­рет­ны­ми бюста­ми в высо­ком релье­фе. Сле­ва бюст ста­ри­ка, с ред­ки­ми воло­са­ми, впав­ши­ми щека­ми, плот­но сжа­ты­ми губа­ми и ярко выра­жен­ной инди­виду­аль­но­стью. Спра­ва бюст пожи­лой жен­щи­ны, так­же име­ю­щий харак­тер­ные осо­бен­но­сти. Ее воло­сы уло­же­ны над уша­ми назад, и от затыл­ка до макуш­ки, по моде III в. н. э. Уши име­ют отвер­стия для метал­ли­че­ских серег. Каж­дая ниша обрам­ле­на лав­ро­вым вен­ком и выпол­не­на в фор­ме рако­ви­ны. Меж­ду ними рас­по­ло­жен вер­ти­каль­но жезл (?) с рельеф­ны­ми лав­ро­вы­ми листья­ми, пере­вя­зан­ный в середине дву­мя шну­ра­ми. В каж­дом антр­воль­те вокруг меда­льо­нов нахо­дит­ся розет­ка. Вни­зу таб­лич­ка с рам­кой и с кры­лья­ми на кон­цах, содер­жа­щая над­пись о том, что Анти­стий был гла­вой аль­бан­ской кол­ле­гии жре­цов-сали­ев.

Нос Анти­стия сна­ча­ла был реста­ври­ро­ван, но затем рестав­ра­ция была уда­ле­на. Ок. 1510 г. рельеф был вмон­ти­ро­ван в сте­ну дома в Тра­сте­ве­ре. В 1545 г. он был в кол­лек­ции Бру­то дел­ла Вал­ле; отсюда, оче­вид­но, он был пере­дан в кол­лек­цию Палац­цо дел­ла Вал­ле-Капра­ни­ка, но если такая пере­да­ча и была, рельеф не был вклю­чен в про­да­жу кол­лек­ции дел­ла Вал­ле кар­ди­на­лу Фер­ди­нан­до де Меди­чи в 1584 г. В 1801 г. рельеф нахо­дил­ся в кол­лек­ции лор­да Бесс­бо­ро в Рохамп­тоне. При­об­ре­тен Бри­тан­ским музе­ем в 1858 г.


J. E. Sandys, Latin Epigraphy: An Introduction to the Study of Latin Inscriptions (CUP, Cambridge 1969), 70—71:

На могиль­ной пли­те в глу­бо­ком релье­фе выпол­не­ны порт­рет­ные бюсты жре­ца аль­бан­ских сали­ев и его жены с посвя­ще­ни­ем вни­зу. Поми­мо этой была еще над­пись, более пол­ная, содер­жа­щая име­на четы­рех дру­гих чле­нов семьи.

P. Zanker, “Grabreliefs römischer Freigelassener”, JdI 90 (1975), 267—315 [этот рельеф на с. 296—298, илл. 34]:

Рельеф очень высо­ко­го каче­ства. Дру­гая над­пись (CIL VI 2171), ныне утра­чен­ная и про­ис­хо­дя­щая, по всей види­мо­сти, от это­го же памят­ни­ка, сооб­ща­ет, что воль­ноот­пу­щен­ни­ки Руф и Ант были похо­ро­не­ны вме­сте со сво­им быв­шим хозя­и­ном Анти­сти­ем Сар­ку­ло­ном и его женой Плав­ти­ей, и дру­ги­ми воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми семьи, в том же самом погре­бе­нии. Анти­стий был чле­ном не рим­ской, а мест­ной кол­ле­гии сали­ев в Аль­бе (менее почёт­ной)1. В этой над­пи­си IDEM соеди­ня­ет два раз­ных опре­де­ле­ния одно­го чело­ве­ка. Это может быть пере­веде­но как «ана­ло­гич­но, так­же, все рав­но, с дру­гой сто­ро­ны, вме­сте с тем».

1О вто­рой над­пи­си о тех же пер­со­нах, ныне утра­чен­ной, см. CIL VI 2171.

J. Rüpke, Religion of the Romans (Polity, Cambridge 2007), 225—226:

Аль­бан­ские салии — кол­ле­гия сали­ев, или жре­цов Мар­са, назван­ных так по Аль­бан­ской горе, месту их рези­ден­ции. Они жили общи­ной и обра­зо­вы­ва­ли кол­ле­гию, кото­рую воз­глав­лял магистр, работа кото­ро­го зак­лю­ча­лась в про­веде­нии пес­но­пе­ний гим­на сали­ев.


Литература:
Smith 1904: A. H. Smith, A catalogue of sculpture in the Department of Greek and Roman antiquities (London 1904), vol. III, 289—290.
Sandys 1969: J. E. Sandys, Latin Epigraphy: An Introduction to the Study of Latin Inscriptions (CUP, Cambridge 1969), 70—71.
Rüpke 2007: J. Rüpke, Religion of the Romans (Polity, Cambridge 2007), 225—226.
Zanker 1975: P. Zanker, “Grabreliefs römischer Freigelassener”, JdI 90 (1975), 267—315 [этот рельеф на с. 296—298, илл. 34].

Источники:
© 2010 г. Фото, текст: Роджер Б. Ульрих.
Текст описания, библиография: http://www.britishmuseum.org/
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф надгробие памятник портрет портреты портретный портретная мрамор мужской женский муж жена супруг супруга супруги женская прическа узел nodus нодус луций антистий саркулон lucius antistius sarculo антистия плутия antistia plutia плавтия plautia руф rufus ант anthus глава коллегии салиев салий салии жрец в раковине раковина ниша лавровый венок stemma розетка посох жезл cil 6 vi 2170 cnaei filius horatia salius albanus idem magister saliorum luci liberta libertus imagines de suo fecerunt patrono et patronae pro meritis eorum инв № 1858,0819.2 gr 1858,8-19.2~