Портрет Тиберия. Тип «Берлин — Неаполь — Сорренто».
Италийский мрамор. 22—23 гг. н. э.
Инв. № E 42.
Авиньон, Лапидарий музея Кальве.

Портрет Тиберия. Тип «Берлин — Неаполь — Сорренто».

Италийский мрамор. 22—23 гг. н. э.
Инв. № E 42.

Авиньон, Лапидарий музея Кальве.

Происхождение:
Най­ден меж­ду 1822 и 1845 гг. в Ави­ньоне на пло­ща­ди Орлож.

Описание:

117. Порт­рет Тибе­рия.

Тип «Бер­лин — Неа­поль — Соррен­то»: 22—23 гг. н. э.
Рис. 91.
Ави­ньон, лапида­рий музея Каль­ве, инв. № E 42.
Голо­ва.
Ита­лий­ский мра­мор.

Най­де­на меж­ду 1822 и 1845 гг. в Ави­ньоне на пло­ща­ди Орлож одно­вре­мен­но со сле­дую­щей?

Раз­ме­ры: общая высота 37 см, высота голо­вы 25 см.

Рестав­ра­ция носа уда­ле­на.

Vidi.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu, III, 2552 (неиз­вест­ный пер­со­наж, воз­мож­но, Август?); J. Sautel, 1939, n° 7 p. 36; F. Poulsen, 1939, p. 21; L. Polacco, 1955, p. 142, pl. 35 (Тибе­рий); L. Fabbrini, EAA, VII, 1966, s. v. «Tiberio», p. 849 (Тибе­рий); S. Gagnière — A. Granier, 1986, p. 93, p. 109 fig. 92 (Август); Z. Kiss, 1975, p. 101, fig. 323—324 (Друз Млад­ший?); F. Salviat, 1979, p. 259—268, fig. 1—3 (Тибе­рий); F. Salviat — D. Terrer, 1981, p. 40, 76, 79, fig. (Тибе­рий); A. K. Massner, 1982, p. 80 n. 418 (Тибе­рий, тип, создан­ный при вос­ше­ст­вии на трон); U. Hausmann, 1985, p. 213—214, pl. 1, 1 (Тибе­рий, тип III); K. Fittschen — P. Zanker, 1985, n° 12, n. 9 (Tibère, сме­шан­ный тип); S. Schröder, 1993, p. 138 s. V, n° 32 (Тибе­рий, тип «Бер­лин — Неа­поль — Соррен­то»); J. Gascou — D. Terrer, 1996, p. 39—41, fig. 13—15 (Тибе­рий); J.-Ch. Balty, 1998, p. 9—10, fig. 2 p. 8 (Тибе­рий, тип «Бер­лин — Неа­поль — Соррен­то»); O. Cavalier, 1996, p. 83—84 (сомне­ния в про­ис­хож­де­нии); D. Boschung, 2002, n° 54. 1 p. 135 (Тибе­рий, тип «Бер­лин — Неа­поль — Соррен­то»).

Сохран­ность: Порт­рет очень хоро­шо сох­ра­нил­ся, за иск­лю­че­ни­ем носа, кото­рый был отбит и затем реста­ври­ро­ван; сего­дня рестав­ра­ция уда­ле­на; этот скол про­дол­жа­ет­ся до уров­ня верх­ней губы. Кро­ме того, повреж­де­на часть чёл­ки над пра­вым гла­зом.

Опи­са­ние: Голо­ва была при­со­еди­не­на к ста­туе, как ука­зы­ва­ет фор­ма и край сре­за шеи, выпол­нен­но­го очень акку­рат­но. Срез, поз­во­ля­ю­щий видеть нача­ло пра­во­го пле­ча, наво­дит на мысль о ста­туе в тоге или пан­ци­ре.

с. 336 Голо­ва чуть нак­ло­не­на впра­во. Объ­ём череп­ной короб­ки необы­чай­но велик. Гла­за боль­шие, под­бо­ро­док малень­кий и круг­лый, но чёт­ко выра­жен­ный, как и носо­губ­ные склад­ки. Воло­сы выре­за­ны очень тща­тель­но, даже сза­ди. Скуль­п­тор не исполь­зо­вал свер­ло: пряди обособ­ле­ны с помо­щью двой­ных косых сре­зов, выпол­нен­ных рез­цом. Это порт­рет очень высо­ко­го каче­ства.

Ком­мен­та­рий: За иск­лю­че­ни­ем Эспе­ран­дье, кото­рый узнал в этом порт­ре­те Авгу­ста, все иссле­до­ва­те­ли еди­но­глас­но при­пи­сы­ва­ют его Тибе­рию. Дей­ст­ви­тель­но, иден­ти­фи­ка­ция не пред­став­ля­ет труд­но­стей: здесь узна­ют­ся все чер­ты очень инди­виду­а­ли­зи­ро­ван­но­го лица это­го импе­ра­то­ра (рот, под­бо­ро­док, череп­ная короб­ка). Про­бле­ма ско­рее состо­ит в том, чтобы опре­де­лить тип это­го порт­ре­та: в самом деле, чёл­ка на лбу повреж­де­на как раз в «обла­сти рас­по­зна­ва­ния», кото­рая поз­во­ля­ет раз­ли­чить два после­до­ва­тель­ных типа ико­но­гра­фии прин­цеп­са.

Л. Полак­ко вклю­ча­ет порт­рет из Ави­ньо­на в серию реплик, прото­тип кото­рой обо­зна­ча­ет­ся наз­ва­ни­ем «порт­рет Мило­сер­дия Тибе­рия (Clementia Tiberi)» и харак­те­ри­сти­ки кото­рой срав­ни­тель­но туман­ны, так как отно­сят­ся лишь к выра­же­нию лица и фор­ме голо­вы. Так что с чисто типо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния она не отли­ча­ет­ся от преды­ду­ще­го типа — «Тип вер­хов­но­го импе­рия (imperium maius)», что дела­ет пере­груп­пи­ров­ки, пред­ло­жен­ные этим авто­ром, несколь­ко субъ­ек­тив­ны­ми.

С того вре­ме­ни ико­но­гра­фия Тибе­рия была пере­смот­ре­на в направ­ле­нии сок­ра­ще­ния чис­ла типов — Л. Полак­ко раз­ли­чал целых десять — и уточ­не­ния их хро­но­ло­ги­че­ских гра­ниц331. В дан­ном кон­крет­ном слу­чае речь в сущ­но­сти идёт о том, чтобы опре­де­лить, в каком направ­ле­нии были уло­же­ны исчез­нув­шие сего­дня пряди: и если они были зачё­са­ны к лево­му вис­ку, то порт­рет явно при­над­ле­жит к типу, создан­но­му око­ло 14 г. н. э., кото­рый назы­ва­ет­ся «Вос­ше­ст­вие на трон» («Тип вер­хов­но­го импе­рия» у Полак­ко или тип «Копен­га­ген 624»). Напро­тив, если эти пряди долж­ны вос­ста­нав­ли­вать­ся нао­бо­рот, зачё­сан­ны­ми впра­во и, сле­до­ва­тель­но, обра­зо­вы­ва­ли «вил­ку» над осью носа, то сле­ду­ет отне­сти этот порт­рет к сле­дую­ще­му типу ико­но­гра­фии импе­ра­то­ра, III типу У. Хау­сма­на, кото­рый назы­ва­ет­ся так­же тип «Бер­лин — Неа­поль — Соррен­то», в честь луч­ших экзем­пля­ров332. Отсут­ст­вие ско­ла на том месте, где долж­на нахо­дить­ся цен­траль­ная «вил­ка», свиде­тель­ст­ву­ет, по-види­мо­му, о том, что порт­рет из Ави­ньо­на пред­став­ля­ет собой очень хоро­шую реп­ли­ку это­го послед­не­го типа333: в этом отно­ше­нии очень харак­те­рен изгиб послед­ней пряди чёл­ки впра­во.

Но этот порт­рет свя­зан с изо­бра­же­ни­ем Дру­за Млад­ше­го (кат. № 118), кото­рое вос­про­из­во­дит тип, создан­ный, несо­мнен­но, по слу­чаю пре­до­став­ле­ния ему три­бун­ских пол­но­мо­чий в 22—23 гг. н. э., что поз­во­ля­ет точ­но дати­ро­вать реп­ли­ку из Ави­ньо­на; в 23 г. н. э. Друз Млад­ший умер, «про­дол­жи­тель­ность жиз­ни» послед­не­го типа его ико­но­гра­фии была очень мала, и поэто­му мож­но дати­ро­вать эту груп­пу с точ­но­стью до года; таким обра­зом, очень воз­мож­но, что изо­бра­же­ние Тибе­рия пред­став­ля­ет собой новый порт­рет, создан­ный как раз по это­му слу­чаю, когда было утвер­жде­но новое поло­же­ние дел внут­ри дина­стии, а Друз при­вле­чён к вла­сти.

ПРИМЕЧАНИЯ:

331U. Hausmann, «Bemerkungen zum “dritten” Porträt-Typus des Tiberius», NAC, 1985, 14, p. 211—230; A. K. Massner, Bildnisangleichung. Untersuchungen zur Entstehungs- und Wirkungsgeschichte der Augustusporträts (43 v. Chr. — 68 n. Chr.), Berlin, 1982, p. 79—80.

332K. Fittschen — P. Zanker, Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom, I, Mainz, 1985, p. 13—15.

333D. Boschung, «Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht», JRA, 6, 1993, fig. 33 p. 56.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006, с. 335—336, кат. № 117, fig. 91.
© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура γλυπτική sculptura рим ρώμη имперский портрет αυτοκρατορικό πορτρέτο римский император тиберий тиберия ρωμαίος αυτοκράτορας τιβέριος imperator tiberius юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев ιουλιο-κλαυδιανή δυναστεία iulio-claudia портрет απεικόνιση римский портрет италийский мрамор мужской портрет голова римский император тиберий i тип берлин-неаполь-сорренто инв № e 42