Саркофаг женщины из семьи Сеянти
Глина. II в. до н. э.
Рисунок по акварели Ф. Эйхлера 1886 г.
Лондон, Британский музей.

Саркофаг женщины из семьи Сеянти.

Глина. II в. до н. э.
Рисунок по акварели Ф. Эйхлера 1886 г.

Лондон, Британский музей.

Происхождение:
Най­ден в 1886 г. в Под­жо-Кан­та­рел­ло, в 6 км от Кью­зи. Посту­пил в музей в 1887 г.

Описание:
ТАБЛИЦА 20. ЭТРУССКИЙ САРКОФАГ В БРИТАНСКОМ МУЗЕЕ.

Этот рас­кра­шен­ный гли­ня­ный сар­ко­фаг был най­ден в 6 км к запа­ду от Кью­зи, в Под­жо-Кан­та­рел­ло, в обна­ру­жен­ном скле­пе. Дли­на 1,90 м, шири­на 0,70 м, высота 0,42 м.

Как сооб­ща­ет над­пись на цоко­ле, Seianti Thanunia Tlesnasa, в этом сар­ко­фа­ге была похо­ро­не­на жен­щи­на из семьи Сеян­ти. Изо­бра­жен­ная на крыш­ке в бога­то укра­шен­ной одеж­де, полу­ле­жа, она опи­ра­ет­ся на подуш­ку левой рукой, дер­жа в руке откры­тое зер­ка­ло, в то вре­мя как пра­вой рукой при­под­ни­ма­ет над голо­вой пок­ры­ва­ло. Умер­шая, по-види­мо­му, силь­но иде­а­ли­зи­ро­ва­на и омо­ло­же­на худож­ни­ком, посколь­ку у най­ден­но­го в сар­ко­фа­ге чере­па неко­то­рые зубы отсут­ст­ву­ют, а сох­ра­нив­ши­е­ся зна­чи­тель­но сто­че­ны — что поз­во­ля­ет сде­лать вывод о том, что умер­шая была ста­рой жен­щи­ной. Подроб­но­сти одеж­ды и укра­ше­ний мож­но увидеть на нашей иллю­ст­ра­ции, в осно­ве кото­рой лежит аква­рель Ф. Эйх­ле­ра и кото­рая дела­ет ненуж­ным подроб­ное опи­са­ние.

Рядом с сар­ко­фа­гом, на пра­вой стене скле­па, желез­ны­ми гвоздя­ми были при­креп­ле­ны 5 сереб­ря­ных пред­ме­тов туа­ле­та, кото­рые на наших иллю­ст­ра­ци­ях были умень­ше­ны в три раза:

Рис. 1. Зер­ка­ло. Тон­кий сереб­ря­ный лист, из кото­ро­го выпол­не­но зер­ка­ло, ука­зы­ва­ет на то, что оно пред­на­зна­ча­лось не для исполь­зо­ва­ния, а толь­ко для погре­баль­ной деко­ра­ции. Обо­док зер­ка­ла, укра­шен­ный схе­ма­ти­че­ски­ми вол­на­ми, позо­ло­чен. Это зер­ка­ло при откры­тии гроб­ни­цы было най­де­но еще укреп­лен­ным на стене. Осталь­ные 4 пред­ме­та из-за сгнив­ших гвоздей упа­ли на зем­лю.


Рис. 2. Сосуд для мази. Укра­шен по кру­гу позо­ло­чен­ной лен­той с пунк­тир­ным изо­бра­же­ни­ем волн.


Рис. 3. Стри­гиль.


Рис. 4. Метал­ли­че­ская баноч­ка для пома­ды и кос­ме­ти­ки. Укра­ше­на гир­лян­да­ми в очень низ­ком релье­фе и позо­ло­чен­ным гори­зон­таль­ным обод­ком, окру­жаю­щим купол крыш­ки и деко­ри­ро­ван­ным схе­ма­ти­че­ским изо­бра­же­ни­ем волн.


Рис. 5. Ведер­ко.


По сти­лю и тех­ни­ке сар­ко­фаг соот­вет­ст­ву­ет экзем­пля­ру, про­ис­хо­дя­ще­му из дру­гой кью­зин­ской гроб­ни­цы, кото­рый нахо­дит­ся во фло­рен­тий­ском музее и в кото­ром, соглас­но над­пи­си, так­же была похо­ро­не­на пред­ста­ви­тель­ни­ца рода Сеян­ти с.10 (Mon. dell’ Inst. XI, tav. I). В обо­их слу­ча­ях кон­струк­ции гроб­ниц и стиль най­ден­ных в них изде­лий ука­зы­ва­ет на II в. до Р. Х. С такой дати­ров­кой сог­ла­су­ет­ся и тот факт, что во фло­рен­тий­ском сар­ко­фа­ге был най­ден рим­ский унци­аль­ный асс, чекан­ка кото­ро­го нача­лась в 217 г. до Р. Х.

Ср. Mitth. des röm. Inst. I. 1886, с. 217—219. Notizie degli scavi 1886, с. 353—356. Опуб­ли­ко­ван­ное в «Изве­сти­ях рим­ско­го инсти­ту­та» опи­са­ние было сде­ла­но непо­сред­ст­вен­но после рас­ко­пок, когда сар­ко­фаг высох еще нерав­но­мер­но. Лежа­щий в осно­ве нашей таб­ли­цы рису­нок, напро­тив, был выпол­нен спу­стя три меся­ца. Этим объ­яс­ня­ет­ся, поче­му име­ют­ся рас­хож­де­ния в опи­са­нии неко­то­рых цве­тов.

В. Гель­биг

Источники:
© 1891 г. Текст, рисунки: Antike Denkmäler (Band 1). Deutsches Archäologisches Institut, Berlin, 1891, с. 9—10.
© 2013 г. Перевод с нем.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: глина раскрашенный терракотовый саркофаг Seianti Thanunia Tlesnasa Гануния Хануния Фануния Тануния Тлеснаса Сеянти богатая этрусская женщина женский портрет покрывало розетта розетты пилястр капитель этрусская надпись женщина полихромия матрас матрац подушка открытое зеркало с крышкой покрывало под покрывалом с покрытой головой capite velato женская одежда окаймленный хитон с кушаком кушак кайма с каймой с полосой полоса пояс украшения драгоценности диадема серьга серьги ожерелье браслет браслеты кольцо печатка краска раскраска акварель художник F Eichler Ф Эйхлер погребальные предметы сосуд для мази скребок стригил стригиль strigillis баночка для помады и косметики ведерко Инв № 1887 0402 1 D 786