Гробница семейства Кай Куту
III—I вв. до н. э. Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии. Фото: И. А. Шурыгин

Гробница семейства Кай Куту.

III—I вв. до н. э.

Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.

Происхождение:
Гипо­гей был обна­ру­жен в 1983 г. слу­чай­но при стро­и­тель­ных работах в местеч­ке Мон­те­лу­чо в Перуд­же (виа Мадон­на дель Рич­чо). Пол­но­стью пере­ме­щен в Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Умбрии в Перуд­же.

Описание:
ГРОБНИЦА СЕМЕЙСТВА КАЙ КУТУ В ПЕРУДЖЕ

В декаб­ре 1983 г. в Перуд­же, в рай­оне Мон­те­лу­че на виа Мадон­на дей Рич­чо, при про­веде­нии фун­да­мент­ных работ была слу­чай­но обна­ру­же­на нераз­граб­лен­ная мно­го­ка­мер­ная этрус­ская гроб­ни­ца элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да.

О наход­ке были постав­ле­ны в извест­ность город­ские вла­сти, кото­рые, в свою оче­редь, про­ин­фор­ми­ро­ва­ли о ней Архео­ло­ги­че­ское управ­ле­ние. Сотруд­ни­ки Управ­ле­ния при­бы­ли на место и в тече­ние несколь­ких меся­цев про­ве­ли рас­коп­ки, обес­пе­чив сохран­ность содер­жи­мо­го гроб­ни­цы, кото­рая на про­тя­же­нии при­бли­зи­тель­но двух сто­ле­тий исполь­зо­ва­лась для погре­бе­ния несколь­ких поко­ле­ний одно­го семей­ства.

Гроб­ни­ца, имев­шая кре­сто­об­раз­ный план, была выко­па­на в оса­доч­ных поро­дах на склоне хол­ма в Перуд­же (мест­ное наз­ва­ние — tassello). Она состо­я­ла из про­стор­ной цел­лы, играв­шей роль вести­бу­лу­ма, в кото­рую сна­ру­жи вел коридор (dromos). Вход в коридор зак­ры­вал­ся пли­той тра­вер­ти­на, обна­ру­жен­ной на сво­ем месте. На трех сто­ро­нах цен­траль­ной цел­лы име­лись про­хо­ды в три дру­гие цел­лы.

До момен­та обна­ру­же­ния гроб­ни­ца оста­ва­лась нетро­ну­той. Она исполь­зо­ва­лась с III по I в. до н. э. Она содер­жа­ла в общей слож­но­сти пять­де­сят тра­вер­ти­но­вых погре­баль­ных урн перуд­жий­ско­го типа, две из кото­рых были пок­ры­ты сло­ем шту­ка­тур­ки, а так­же один сар­ко­фаг из пес­ча­ни­ка, сто­яв­ший вдоль сте­ны в глу­бине глав­ной цел­лы, и являв­ший­ся самым древним захо­ро­не­ни­ем в этой гроб­ни­це. В сар­ко­фа­ге содер­жа­лись чело­ве­че­ские остан­ки, одна­ко опре­де­лить имя покой­но­го не уда­лось из-за отсут­ст­вия над­пи­си.

Извест­но, что в арха­и­че­скую эпо­ху на терри­то­рии Перуд­жи пре­об­ла­да­ла прак­ти­ка ингу­ма­ции, тогда как в элли­ни­сти­че­ский пери­од, начи­ная с III в. до н. э., ста­ла при­ме­нять­ся в основ­ном кре­ма­ция, что под­твер­жда­ет­ся нали­чи­ем в дан­ной гроб­ни­це 50 урн для пеп­ла.

Почти все урны несут на стен­ке или крыш­ке над­пись с име­нем покой­но­го (48 из 50; лишь две урны и сар­ко­фаг не име­ют над­пи­си). Все похо­ро­нен­ные в гроб­ни­це явля­лись чле­на­ми одно­го семей­ства Кай Куту (cai cutu). Судя по оно­ма­сти­че­ским фор­му­лам, все над­пи­си на урнах отно­сят­ся к лицам муж­ско­го пола. Оно­ма­сти­че­ская фор­му­ла состо­ит из пре­но­ме­на, родо­во­го име­ни, в боль­шин­стве слу­ча­ев пред­став­лен­но­го пат­ро­ни­мом (име­нем отца) и, неред­ко, мат­ро­ни­мом (име­нем мате­ри), за кото­рым сле­ду­ет тер­мин clan (=сын).

Еще не завер­ше­ны ант­ро­по­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния остан­ков, кото­рые, воз­мож­но, поз­во­лят отве­тить на вопрос, дей­ст­ви­тель­но ли в гроб­ни­це хоро­ни­ли лиц толь­ко муж­ско­го пола.

У пер­вых покой­ных, похо­ро­нен­ных в гроб­ни­це, родо­вое имя состо­я­ло из двух эле­мен­тов — cai cutu — что с боль­шой долей веро­ят­но­сти ука­зы­ва­ет на раб­ское про­ис­хож­де­ние родо­на­чаль­ни­ка. С тече­ни­ем вре­ме­ни потом­ки уда­ли­ли из оно­ма­сти­че­ской фор­му­лы сло­во cai, обо­зна­чав­шее раб­ское про­ис­хож­де­ние, оста­вив лишь имя cutu. На самых позд­них урнах (все они рас­по­ло­же­ны в цел­ле-вести­бу­лу­ме), дати­ру­е­мых пери­о­дом после 89 г. до н. э., т. е. после полу­че­ния рим­ско­го граж­дан­ства, над­пи­си содер­жат латин­скую оно­ма­сти­ку: этрус­ское родо­вое имя cutu лати­ни­зи­ру­ет­ся до Cutius. На одной из урн ука­за­на так­же три­ба — Tromentina — к кото­рой отно­си­лись оби­та­те­ли Перуд­жи. Таким обра­зом, исто­рия гроб­ни­цы отра­жа­ет фазу пере­хо­да от этрус­ско­го язы­ка к латы­ни.

Из всех урн наи­боль­ший инте­рес пред­став­ля­ют две наи­бо­лее ран­ние, пок­ры­тые сло­ем шту­ка­тур­ки, сто­яв­шие по сто­ро­нам от сар­ко­фа­га в цен­траль­ной цел­ле: они были про­из­веде­ны в той же мастер­ской, что и урны семей­ства velimna (лат. Volumni) из извест­ней­ше­го перуд­жий­ско­го гипо­гея Волум­ни­ев. Осталь­ные урны явля­ют­ся более позд­ней мест­ной элли­ни­сти­че­ской про­дук­ци­ей; их фрон­таль­ные поверх­но­сти укра­ше­ны доволь­но слож­ны­ми деко­ра­тив­ны­ми моти­ва­ми, изо­бра­же­ни­я­ми бан­кет­ной сце­ны, сра­же­ний, кен­тав­ро­ма­хии, бит­вы гре­ков с пер­са­ми, а так­же про­сты­ми моти­ва­ми вро­де розетт.

На полу левой цел­лы были так­же обна­ру­же­ны брон­зо­вый кот­та­бий (чаша для игры в кот­таб — И. Ш.) и паноп­лия (воору­же­ние гоп­ли­та — И. Ш.): брон­зо­вый щит, поно­жи, желез­ный меч, пара брон­зо­вых нащеч­ни­ков от шле­ма (сам шлем отсут­ст­во­вал).

Запол­не­ние гроб­ни­цы нача­лось, без сомне­ния, с даль­ней цел­лы, где пер­вым был поме­щен сар­ко­фаг, кото­рый впо­след­ст­вии оста­вал­ся на пер­во­на­чаль­ном месте. По обе сто­ро­ны от него вплот­ную друг к дру­гу сто­я­ли по три урны, место­рас­по­ло­же­ние кото­рых так­же не меня­лось. Cпере­ди от них нахо­ди­лись два ряда урн: пра­вый и левый. Воз­мож­но, урны из лево­го ряда были пере­ме­ще­ны. Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что ста­рей­шие чле­ны семьи стре­ми­лись полу­чить место рядом со сво­и­ми пред­ка­ми. Урны 11, 12, и, воз­мож­но, 13 мог­ли при­над­ле­жать бра­тьям. Все трое явля­лись сыно­вья­ми Арн­та (чей прах, пред­по­ло­жи­тель­но, нахо­дит­ся в урне 2) и жен­щи­ны, чье родо­вое имя име­ет­ся на двух урнах: на одной в фор­ме Фети­уни­ал, и на дру­гой в фор­ме Фету­ал. Осталь­ные урны, ско­рее все­го, пере­став­ля­лись в тече­ние вре­ме­ни.

В цел­ле-вести­бу­лу­ме сле­ва от вхо­да лежа­ла груда кера­ми­ки, частич­но битой, впе­ре­меж­ку с костя­ми живот­ных: мусор после поми­наль­ных тра­пез в честь покой­ных.

К сожа­ле­нию, пло­хая сохран­ность гроб­ни­цы, выко­пан­ной в грун­те, не поз­во­ли­ла орга­ни­зо­вать в ней экс­по­зи­цию-лапида­рий. Поэто­му было реше­но пере­не­сти все мате­ри­а­лы в Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Перуд­жи и вос­про­из­ве­сти инте­рьер гипо­гея в том виде, в каком он сфор­ми­ро­вал­ся в тече­ние двух сто­ле­тий.


Источники:
© 2009 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2013. Пер. с итал. музейного сопроводительного текста: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: архитектура αρχιτεκτονική architectura скульптура скульптурный γλυπτική sculptura этрурия этрусский этрусская этрусское этрусские ετρουρία ετρουσκική etruria погребальная скульптура κηδεία γλυπτική погребальная урна погребальные урны для пепла праха пеплохранилище этруски семейная гробница гипогей кай куту cai cutu туф травертин урна для праха урна для пепла погребальная урна перуджа