Портрет Тита
Мрамор. Время Флавиев.Неаполь, Национальный археологический музей.

Портрет Тита.

Мрамор. Время Флавиев.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Описание:
[с.45] Одно­вре­мен­но с могу­чим, жиз­не­утвер­ждаю­щим реа­лиз­мом в пери­од Фла­ви­ев суще­ст­ву­ет иде­а­ли­зи­ру­ю­щее направ­ле­ние, кото­рое харак­тер­но для офи­ци­аль­ных импе­ра­тор­ских порт­ре­тов. Худож­ни­ки это­го направ­ле­ния обра­ща­лись к элли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ре, к ста­ту­ям богов и элли­ни­сти­че­ских царей, а не к гре­че­ским клас­си­че­ским ста­ту­ям V—IV веков до н. э., как масте­ра пери­о­да Юли­ев-Клав­ди­ев; поэто­му в их про­из­веде­ни­ях мень­ше стро­го­сти и боль­ше сво­бо­ды. Иде­а­ли­за­ция обра­за импе­ра­то­ра раз­ви­ва­лась в двух направ­ле­ни­ях: во-пер­вых, изо­бра­же­нию импе­ра­то­ра при­да­ва­ли облик героя или бога, во-вто­рых, стре­ми­лись при­дать обра­зу выс­шие мораль­ные доб­ро­де­те­ли, под­черк­нуть его муд­рость и бла­го­че­стие.
Иде­а­ли­зи­ру­ю­щие порт­ре­ты импе­ра­то­ров часто испол­ня­лись в раз­ме­ре, пре­вы­шаю­щем нату­ру. Для них харак­тер­но стрем­ле­ние к мону­мен­та­ли­за­ции обра­за, кото­рая дости­га­лась при помо­щи сгла­жи­ва­ния инди­виду­аль­ных осо­бен­но­стей лица, при­да­ния боль­шей пра­виль­но­сти и обоб­щен­но­сти его чер­там.
В колос­саль­ном бюсте Вес­па­си­а­на (Нацио­наль­ный музей в Неа­по­ле) перед худож­ни­ком сто­я­ла нелег­кая зада­ча — пре­об­ра­зить харак­тер­ное, но нек­ра­си­вое и гру­бое лицо Вес­па­си­а­на в духе пра­виль­ной, бла­го­род­ной кра­соты. Он спра­вил­ся с этой зада­чей, сох­ра­нив сход­ство с Вес­па­си­а­ном, но при­дав боль­шую пра­виль­ность чер­там его лица: уве­ли­чен лоб, сгла­же­ны харак­тер­ные мор­щи­ны, шире рас­кры­ты гла­за, во взгляде — спо­кой­ст­вие и сила. Боль­шие раз­ме­ры бюста под­ска­за­ли целе­со­об­раз­ность при­ме­не­ния более обоб­щен­ной трак­тов­ки поверх­но­сти лица и отказ от дета­ли­за­ции моде­ли­ров­ки.
Те же при­зна­ки иде­а­ли­за­ции мы нахо­дим и в колос­саль­ном порт­ре­те Тита из Неа­по­ли­тан­ско­го Нацио­наль­но­го музея. Его кра­си­во­му моло­до­му лицу при­да­ны еще боль­шая пра­виль­ность, спо­кой­ст­вие и вели­чие. Воло­сы плот­ной мас­сой завит­ков обрам­ля­ют лоб.

Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император тит флавий тита imperator titus flavius портрет портреты портретный портретная римский династия флавиев флавии gens flavia flavii мрамор мужской портрет бюст тита римский император тит флавий флавии flavii