Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами
Мрамор.
150—175 гг. н. э.
Инв. № Гр-3087 (А184).Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Фото: И. А. Шурыгин

Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами.

Мрамор.
150—175 гг. н. э.
Инв. № Гр-3087 (А184).

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пи­ла в Эрми­таж из Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии Худо­жеств в 1851 г.

Описание:

260. Пере­д­няя сто­ро­на крыш­ки сар­ко­фа­га

с изо­бра­же­ни­ем похи­ще­ния Пер­се­фо­ны.

В квад­ри­ге, над кото­рою парит Эрот, Гаде­сом (Плу­то­ном) уво­зит­ся боги­ня. За колес­ни­цею спе­шат испу­ган­ные под­ру­ги Пер­се­фо­ны, а вме­сте с ними и Афи­на, кото­рая тщет­но пыта­ет­ся оста­но­вить похи­ти­те­ля.

Нале­во от этой сце­ны изо­бра­же­на Демет­ра, с факе­лом в руке, объ­ез­жаю­щая свет, в запря­жен­ной зме­я­ми колес­ни­це, и всюду ищу­щая свою дочь. — На обо­их кон­цах баре­лье­фа изо­бра­же­ны фигу­ры сфинк­сов. Про­из­веде­ние II века по Р. Х.

Недо­ста­ет: левой руки и части факе­ла, у Демет­ры; голов, у дра­ко­нов, лица у одной ним­фы; части пра­вой руки и щита у Афи­ны; кистей рук у Эрота; несколь­ких голов и ног у лоша­дей.

Издан. у Сте­фа­ни, Mélanges gréco-rom. III. Pl. 26. № 2—4, p. 5 ff.

Каррар­ский мра­мор. — Выс. 0,34 м, дл. 1,99 м.

Кизе­риц­кий Г. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типо­гра­фия А. Бен­ке, СПб, 1901. С. 119—120, кат. № 260.

[U. ПРОСЕРПИНА.
II РАЗДЕЛ. ЦЕРЕРА НА КОЛЕСНИЦЕ, ЗАПРЯЖЕННОЙ ЗМЕЯМИ.
a) 1-Я ГРУППА, ДВЕ СЦЕНЫ.
НАПРАВЛЕНИЕ НАПРАВО. СЛЕВА ЦЕРЕРА, СПРАВА ПОХИЩЕНИЕ.
]



361) S. Санкт-Петер­бург, Импе­ра­тор­ский Эрми­таж. Рис. 361. Рис. 361a. Рис. 361b. Дл. 1,26 м, выс. 0,33 м, глуб. 0,37 м, макс. выс. релье­фа 0,04 м, мин. 0,01 м. Рису­нок Девер­це­ни (Dewerzeny) по фото­гра­фии 1910 г. См. так­же иллю­ст­ра­цию 361ʹ в тек­сте, сде­лан­ную с фото­гра­фии.

Место наход­ки релье­фа, у Фёр­сте­ра со ссыл­кой на Сте­фа­ни, неиз­вест­но, но веро­ят­но он при­об­ре­тен в Риме из кол­лек­ции Кам­па­на. Име­ет, как вид­но на рис. 361a, отвер­стие для сто­ка, преж­де исполь­зо­вал­ся в каче­стве коры­та для скота.

Иллю­ст­ра­ции: Bulletin de l’Académie des Sciences de St. Petersbourg XII p. 276 (= Stephani Melanges gréco-romains III nr. 1). — Г. Кизе­риц­кий Музей древ­ней скульп­ту­ры в Импе­ра­тор­ском Эрми­та­же (на рус. язы­ке) 1901, с. 120.

Лите­ра­ту­ра: E. Guédéonow Ermitage Impérial. Musée de sculpture. 2-е изд. 1865 с. 71 см. № 260; Stephani l. c.; Förster Der Raub und die Rückkehr der Persephone in ihrer Bedeutung für die Mythologie, Litteratur und Kunstgeschichte. Heitz, Stuttgart 1874, с. 149 № 9; Overbeck l. c., с. 608 № 7; Robert Westdeutsche Zeitschrift für Geschichte und Kunst IV 1885 с. 278; Кизе­риц­кий l. c., с. 119 сл. № 260.

Дет­ский сар­ко­фаг. На пере­д­ней сто­роне (рис. 361) сле­ва Цере­ра в поис­ке. На ней голов­ная повяз­ка, пеп­лос и дуго­об­раз­но раз­ве­ваю­щий­ся плащ, кон­чик кото­ро­го она сжи­ма­ет в пра­вой руке; в левой руке она дер­жит боль­шой горя­щий факел. Ее упряж­ка змей име­ет кры­лья.

Спра­ва сце­на похи­ще­ния Про­сер­пи­ны, ана­ло­гич­но № 359; толь­ко Диа­на изо­бра­же­на в более поры­ви­стом дви­же­нии, а ее руки вски­ну­ты в испу­ге. Лук, кото­рый она дер­жит на релье­фе № 359, здесь отсут­ст­ву­ет. Минер­ва хва­та­ет пра­вой рукой плащ Плу­то­на.

На боко­вых сто­ро­нах (рис. 361a, 361b) по одной сидя­щей Сфинкс, поза­ди кото­рой баля­си­на.

C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs. Bd. III 3, Berlin, 1919, с. 460 № 361.

379. РЕЛЬЕФ ОТ САРКОФАГА.

Аид — бог под­зем­но­го цар­ства похи­ща­ет Пер­се­фо­ну. Из Ака­де­мии Худо­жеств. В. 0,32 м. Зал V (Музы).

Вальд­гау­ер О. Ф. Антич­ная скульп­ту­ра. Изда­тель­ство Брок­гауз-Ефрон, Пет­ро­град, 1924. С. 150, кат. № 379.

11. ФРАГМЕНТ КРЫШКИ ДЕТСКОГО САРКОФАГА: ПОХИЩЕНИЕ ПРОСЕРПИНЫ (табл. 22—23).

Инв. № А. 184.
Раз­ме­ры: высота — 0,22 м, дли­на — 2,02 м.
Мате­ри­ал: мел­ко­зер­ни­стый жел­то­ва­тый мра­мор.
Про­ис­хож­де­ние: посту­пил в Эрми­таж из Ака­де­мии Худо­жеств в 1851 г.
Сохран­ность: рельеф состо­ит из 4 частей. Отби­ты сле­дую­щие части: верх­няя часть туло­ви­ща Про­сер­пи­ны, пра­вая рука Минер­вы, голо­вы змей в колес­ни­це Цере­ры, руки Аму­ра и ноги лоша­дей. Лица повреж­де­ны, кро­ме того име­ет­ся мно­же­ство неболь­ших ско­лов.

Лите­ра­ту­ра: Г. Кизе­риц­кий, с. 119—120 № 260, илл. C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs. Bd. III 3, Berlin, 1919, с. 460 № 361, илл., табл. 119 илл. 361. О. Вальд­гау­ер, с. 150 № 379, илл.

По кра­ям крыш­ки в пря­мо­уголь­ных пане­лях — быв­ших боко­вых сто­ро­нах — нахо­дят­ся изо­бра­же­ния Сфинг, обра­щен­ных к цен­тру. Цен­траль­ная ком­по­зи­ция цели­ком посвя­ще­на основ­но­му сюже­ту — похи­ще­нию Про­сер­пи­ны. Гадес и Про­сер­пи­на зани­ма­ют пра­вую часть релье­фа. Гадес, с наду­ва­е­мым пла­щом и с Про­сер­пи­ной на руках, сто­ит в сво­ей колес­ни­це, погру­жаю­щей­ся в зем­лю. Над голо­ва­ми четы­рех коней появ­ля­ет­ся летя­щий Амур. К Гаде­су в пол­ном воору­же­нии стре­мит­ся Минер­ва, поза­ди нее сто­ит Оке­а­нида, затем сле­ду­ет Вене­ра, кото­рая каса­ет­ся пра­вой рукой Минер­вы, нако­нец, за ней сле­ду­ет Диа­на. В левой части ком­по­зи­ции нахо­дит­ся Цере­ра, на кры­ла­той колес­ни­це, вле­ко­мой зме­я­ми.

Несмот­ря на един­ство темы, ком­по­зи­ция отчет­ли­во раз­би­та на три части, при­чем тема­ти­че­ски самая важ­ная отне­се­на на пра­вый край. Такая ком­по­зи­ция часто встре­ча­ет­ся на сар­ко­фа­гах1, но для крыш­ки это ред­кость.

Каче­ство испол­не­ния релье­фа доволь­но высо­кое. Харак­тер­ны несколь­ко вытя­ну­тые про­пор­ции фигур. Поверх­ность тща­тель­но отшли­фо­ва­на. Свер­ло почти нигде не исполь­зу­ет­ся.

Сти­ли­сти­че­ски крыш­ку эрми­таж­но­го сар­ко­фа­га мож­но срав­нить с сар­ко­фа­гом в Базе­ле2, с изо­бра­же­ни­ем мифа о Медее. Несмот­ря на силь­ное раз­ли­чие в каче­стве испол­не­ния меж­ду релье­фом крыш­ки и тем шедев­ром пла­сти­ки позд­не­ан­то­ни­нов­ско­го вре­ме­ни, мож­но увидеть сход­ство в пост­ро­е­нии ком­по­зи­ции из трех частей, изо­бра­же­нии Сфинг на боко­вых сто­ро­нах, в искус­ст­вен­ном удли­не­нии фигур, а так­же в деко­ра­тив­ном харак­те­ре наду­ва­е­мой одеж­ды.

Рим­ская работа. Третья чет­верть II в.

1C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs. Bd. III 3, Berlin, 1919, с. 458—459 № 359, табл. 119 илл. 359; с. 460—461, № 362, илл., табл. 120 илл. 362; с. 461—462 № 363, табл. 120 илл. 363; с. 464—465 № 372, табл. 121 илл. 372; с. 465 № 373, илл., табл. 121 илл. 373.

2M. Schmidt, Der Basler Medeasarkophag (= Monumenta artis antiquae 3), Tübingen, без даты, табл. 18—19, 24—25.

Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979, с. 34, кат. № 11, табл. 22—23.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
Описание: (1) Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 119—120, кат. № 260.
(2) C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs. Bd. III 3, Berlin, 1919, с. 460 № 361.
(3) Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 150, кат. № 379.
(4) © 1979 г. Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979, с. 34, кат. № 11, табл. 22—23.
© 2013 г. Перевод с нем.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальные рельеф греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana богиня афина паллада athene athena pallas богиня деметра деметры dea demeter нимфа нимфы nympha богиня персефона персефоны dea persephone kore kora core бог плутон плутона deus pluto pluton dis pater богиня минерва минервы minerva сфинкс сфинга sphinx богиня прозерпина просерпина прозерпины dea proserpina proserpine бог аид гадес deus hades саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический саркофаг мифологические саркофаги с мифами мифом мрамор саркофаг передняя панель фронтальная панель боковая панель аид похищает персефону похищение персефоны аидом прозерпина просерпина богиня кора персефона плутон аид гадес орк бог царства царство мертвых афина минерва афродита венера деметра церера крылатый эрот эроты эрос амур амуры купидон крылатая сфинкс сфинга океанида океаниды крылатый змей крылатые змеи дракон драконы конь кони лошадь лошади крылатая колесница квадрига колесо упряжь поводья женская одежда женская прическа коринфский шлем с гребнем гребень плюмаж горящий факел инв № гр-3087 (а184)