Бюст Юлии Домны
Мрамор.
Кон. II — нач. III в. н. э.
Инв. № MC 280.Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.

Бюст Юлии Домны.

Мрамор.
Кон. II — нач. III в. н. э.
Инв. № MC 280.

Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.

Описание:
Дру­гие дошед­шие до нас порт­ре­ты Сеп­ти­мия Севе­ра близ­ки к мюн­хен­ско­му. Воз­мож­но, худож­ни­кам было пред­пи­са­но при­дер­жи­вать­ся опре­де­лен­но­го образ­ца. Если изо­бра­же­ния Сеп­ти­мия Севе­ра еще мож­но рас­смат­ри­вать в кру­ге искус­ства позд­них Анто­ни­нов и в трак­тов­ке их мало ново­го, то жен­ские порт­ре­ты это­го пери­о­да содер­жат в себе новые чер­ты. Их созда­те­ли стре­ми­лись выде­лить наи­бо­лее харак­тер­ное в лице, при­чем поис­ки направ­ле­ны были на уси­ле­ние выра­зи­тель­но­сти обра­за, осо­бен­но в порт­ре­тах жены Сеп­ти­мия Севе­ра Юлии Дом­ны. Юлия Дом­на, дочь Бас­си­а­на, жре­ца бога солн­ца Эла­га­ба­ла в Эме­се, в Сирии, была одной из инте­рес­ней­ших жен­щин того вре­ме­ни. Жесто­кая, власт­ная, она отли­ча­лась бле­стя­щим умом и выдаю­щей­ся кра­сотой. Будучи импе­ра­три­цей, она спо­соб­ст­во­ва­ла про­ник­но­ве­нию в Рим восточ­ных вли­я­ний в обла­сти фило­со­фии и куль­ту­ры. Жизнь ее, пол­ная дра­ма­ти­че­ских собы­тий — сла­ва, власть и тра­ги­че­ский конец (она ста­ла женой сво­его пасын­ка Кара­кал­лы и после его убий­ства покон­чи­ла с собой), — харак­тер­на для этой эпо­хи. Облик импе­ра­три­цы запе­чат­лен в ряде порт­ре­тов. Порт­рет Юлии Дом­ны из Капи­то­лий­ско­го музея в Риме отли­ча­ет­ся от рас­смот­рен­но­го нами порт­ре­та Сеп­ти­мия Севе­ра более инди­виду­аль­ной пере­да­чей харак­тер­ных осо­бен­но­стей обра­за. Круп­ные чер­ты лица, густые воло­сы на пря­мой про­бор обрам­ля­ют лоб и спус­ка­ют­ся [с.72] на уши, сза­ди мас­са волос уло­же­на на затыл­ке в виде широ­ко­го плос­ко­го узла. Эта при­чес­ка харак­тер­на для кон­ца II — нача­ла III века. Выра­же­ние глаз и рта Юлии пере­да­ет состо­я­ние како­го-то внут­рен­не­го бес­по­кой­ства и оза­бо­чен­но­сти, уме­ря­е­мых внеш­ни­ми фор­ма­ми парад­но­го порт­ре­та: сво­бод­ной поста­нов­кой голо­вы, стро­го­стью слож­ной при­чес­ки, глу­бо­ки­ми склад­ка­ми одеж­ды на груди. Деталь­но про­ра­ботан­ная поверх­ность волос и скла­док одеж­ды, дра­пи­ру­ю­щей бюст, кон­тра­сти­ру­ет с глад­кой поверх­но­стью лица. В этом порт­ре­те выра­же­на твер­дость и власт­ность нату­ры Юлии Дом­ны, смяг­чен­ная высо­кой внут­рен­ней куль­ту­рой.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 71—72, илл. 119.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римская императрица юлия домна julia domna iulia domna pia портрет портреты портретный портретная римский бюст женский женщины женщина династия северов северы domus severana мрамор женская прическа укладка волос женская одежда коллекция альбани инв № mc 280