Бюст Юлии Домны.

Мрамор. Кон. II — нач. III вв. н. э.

Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.

Описание:
Дру­гие дошед­шие до нас порт­ре­ты Сеп­ти­мия Севе­ра близ­ки к мюн­хен­ско­му. Воз­мож­но, худож­ни­кам было пред­пи­са­но при­дер­жи­вать­ся опре­де­лен­но­го образ­ца. Если изо­бра­же­ния Сеп­ти­мия Севе­ра еще мож­но рас­смат­ри­вать в кру­ге искус­ства позд­них Анто­ни­нов и в трак­тов­ке их мало ново­го, то жен­ские порт­ре­ты это­го пери­о­да содер­жат в себе новые чер­ты. Их созда­те­ли стре­ми­лись выде­лить наи­бо­лее харак­тер­ное в лице, при­чем поис­ки направ­ле­ны были на уси­ле­ние выра­зи­тель­но­сти обра­за, осо­бен­но в порт­ре­тах жены Сеп­ти­мия Севе­ра Юлии Дом­ны. Юлия Дом­на, дочь Бас­си­а­на, жре­ца бога солн­ца Эла­га­ба­ла в Эме­се, в Сирии, была одной из инте­рес­ней­ших жен­щин того вре­ме­ни. Жесто­кая, власт­ная, она отли­ча­лась бле­стя­щим умом и выдаю­щей­ся кра­сотой. Будучи импе­ра­три­цей, она спо­соб­ст­во­ва­ла про­ник­но­ве­нию в Рим восточ­ных вли­я­ний в обла­сти фило­со­фии и куль­ту­ры. Жизнь ее, пол­ная дра­ма­ти­че­ских собы­тий — сла­ва, власть и тра­ги­че­ский конец (она ста­ла женой сво­е­го пасын­ка Кара­кал­лы и после его убий­ства покон­чи­ла с собой), — харак­тер­на для этой эпо­хи. Облик импе­ра­три­цы запе­чат­лен в ряде порт­ре­тов. Порт­рет Юлии Дом­ны из Капи­то­лий­ско­го музея в Риме отли­ча­ет­ся от рас­смот­рен­но­го нами порт­ре­та Сеп­ти­мия Севе­ра более инди­виду­аль­ной переда­чей харак­тер­ных осо­бен­но­стей обра­за. Круп­ные чер­ты лица, густые воло­сы на пря­мой про­бор обрам­ля­ют лоб и спус­ка­ют­ся [с.72] на уши, сза­ди мас­са волос уло­же­на на затыл­ке в виде широ­ко­го плос­ко­го узла. Эта при­чес­ка харак­тер­на для кон­ца II — нача­ла III века. Выра­же­ние глаз и рта Юлии переда­ет состо­я­ние како­го-то внут­рен­не­го бес­по­кой­ства и оза­бо­чен­но­сти, уме­ря­е­мых внеш­ни­ми фор­ма­ми парад­но­го порт­ре­та: сво­бод­ной поста­нов­кой голо­вы, стро­го­стью слож­ной при­чес­ки, глу­бо­ки­ми склад­ка­ми одеж­ды на груди. Деталь­но про­ра­ботан­ная поверх­ность волос и скла­док одеж­ды, дра­пи­ру­ю­щей бюст, кон­тра­сти­ру­ет с глад­кой поверх­но­стью лица. В этом порт­ре­те выра­же­на твер­дость и власт­ность нату­ры Юлии Дом­ны, смяг­чен­ная высо­кой внут­рен­ней куль­ту­рой.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ. М., «Искусство», 1975, с. 71—72, илл. 119.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор женский портрет портретный бюст римская императрица Юлия Пия Домна Iulia Julia Domna Pia женская прическа укладка волос одежда