Бюст Септимия Севера
Мрамор. Ок. 200 г.Мюнхен, Глиптотека.

Бюст Септимия Севера.

Мрамор. Ок. 200 г.

Мюнхен, Глиптотека.

Описание:
По свиде­тель­ствам древ­них исто­ри­ков, это был чело­век с силь­ной волей, храб­рый и жесто­кий. Элий Спар­ти­ан рас­ска­зы­ва­ет, с какой жесто­ко­стью он рас­прав­лял­ся со сво­и­ми сопер­ни­ка­ми Ниге­ром и Аль­би­ном и их сто­рон­ни­ка­ми, но, с дру­гой сто­ро­ны, отме­ча­ет и поло­жи­тель­ные его чер­ты как пра­ви­те­ля: «Север отли­чал­ся не толь­ко неумо­ли­мо­стью по отно­ше­нию к пре­ступ­ле­ни­ям, но и осо­бым уме­ни­ем выдви­гать спо­соб­ных [с.71] людей. Доста­точ­но мно­го вре­ме­ни он отда­вал заня­ти­ям фило­со­фи­ей и ора­тор­ским искус­ст­вом и отли­чал­ся необык­но­вен­ным рве­ни­ем к нау­кам;...с одной сто­ро­ны, он казал­ся чрез­вы­чай­но жесто­ким, а с дру­гой — чрез­вы­чай­но полез­ным для государ­ства» (Элий Спар­ти­ан, Север, XVIII, 4—7). Север вел удач­ные вой­ны на Восто­ке и в Бри­та­нии. Как осно­ва­тель новой дина­стии, Сеп­ти­мий Север ста­рал­ся внешне похо­дить на «закон­ных» импе­ра­то­ров из дома Анто­ни­нов, поль­зо­вав­ших­ся популяр­но­стью. В сво­их порт­ре­тах он, види­мо, ценил бла­го­об­ра­зие и импо­зант­ность. Его порт­рет в Мюн­хен­ской глип­то­те­ке во мно­гом напо­ми­на­ет изо­бра­же­ния импе­ра­то­ров из дина­стии Анто­ни­нов. Лицо с непра­виль­ны­ми мяг­ки­ми чер­та­ми обрам­ле­но густы­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми и неболь­шой куд­ря­вой бород­кой. Глад­кая, тон­ко моде­ли­ро­ван­ная поверх­ность кожи соче­та­ет­ся с шеро­хо­ва­той фак­ту­рой волос, выпол­нен­ных с обиль­ным при­ме­не­ни­ем бура­ва. Этот порт­рет еще пол­но­стью при­мы­ка­ет к порт­ре­там Анто­ни­нов. В нем есть эффект­ность, деко­ра­тив­ность, поверх­ность трак­то­ва­на в живо­пис­ной све­то­те­не­вой мане­ре. В то же вре­мя его крот­кое, груст­ное выра­же­ние не вяжет­ся с обра­зом импе­ра­то­ра, оха­рак­те­ри­зо­ван­ным выше.
В рим­ских порт­ре­тах трак­тов­ка бюста, а так­же харак­тер одеж­ды явля­лись сред­ства­ми уси­ле­ния худо­же­ст­вен­ной выра­зи­тель­но­сти обра­за. В этом порт­ре­те Сеп­ти­мия Севе­ра сво­бод­ная поста­нов­ка голо­вы, широ­кие пле­чи и грудь, а так­же глу­бо­кие склад­ки одеж­ды под­чер­ки­ва­ют про­стран­ст­вен­ное пост­ро­е­ние, мону­мен­таль­ность и живо­пис­ность бюста, уси­ли­ва­ют впе­чат­ле­ние парад­но­сти и импо­зант­но­сти. Три локо­на, спус­каю­щи­е­ся на лоб, при­да­ют Сеп­ти­мию Севе­ру сход­ство с изо­бра­же­ни­я­ми бога Сера­пи­са, культ кото­ро­го был широ­ко рас­про­стра­нен на родине импе­ра­то­ра и дале­ко за ее пре­де­ла­ми.

Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет римский император септимий север септимия севера imperator septimius severus портрет портреты римский портрет мрамор мужской портрет портретный бюст римский император септимий север северы доспехи панцирь панцырь военный плащ палудаментум paludamentum