Бюст Максимина Фракийца
Мрамор. Ок. 235 г. Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.

Бюст Максимина Фракийца.

Мрамор. Ок. 235 г.

Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.

Описание:
Инте­ре­сен порт­рет импе­ра­то­ра Гая Юлия Вера Мак­си­ми­на, про­зван­но­го Фра­кий­цем (235—238 гг. н. э.; Рим, Капи­то­лий­ский музей), пер­во­го вар­ва­ра на импе­ра­тор­ском троне, сме­нив­ше­го послед­не­го пред­ста­ви­те­ля дина­стии Севе­ров. Мак­си­мин был гот, жив­ший во Фра­кии, сын кре­стья­ни­на. «В ран­нем дет­стве он был пас­ту­хом, был он так­же гла­ва­рем моло­де­жи, уст­ра­и­вал заса­ды про­тив раз­бой­ни­ков и охра­нял сво­их от напа­де­ний. Пер­вая его воен­ная служ­ба была в кон­ни­це. Он выде­лял­ся сво­им огром­ным ростом; сре­ди всех вои­нов он сла­вил­ся сво­ей доб­ле­стью, отли­чал­ся муже­ст­вен­ной кра­сотой, неук­ро­ти­мым нра­вом, был суров, высо­ко­ме­рен, пре­зри­те­лен в обра­ще­нии, но часто про­яв­лял спра­вед­ли­вость» (Юлий Капи­то­лин, Двое Мак­си­ми­нов, XIX, II, 1—2). Всту­пив в рим­скую армию, он быст­ро про­дви­нул­ся. В 235 году дунай­ские и пан­нон­ские леги­о­ны про­воз­гла­си­ли его импе­ра­то­ром, но сенат не при­знал его. Мак­си­мин нена­видел Рим и за вре­мя сво­его прав­ле­ния ни разу там не был.

Как исто­ри­че­ская лич­ность Мак­си­мин пред­став­ля­ет боль­шой инте­рес. Источ­ни­ки почти ниче­го не сооб­ща­ют о его поли­ти­ке, кро­ме того, что он истреб­лял бога­тых и знат­ных людей, обо­га­щая за их счет сво­их сол­дат. Но когда средств не хва­та­ло, то Мак­си­мин не оста­нав­ли­вал­ся перед уси­ле­ни­ем нало­го­во­го бре­ме­ни, кото­рое разо­ря­ло кре­стьян и горо­жан. Он допус­кал маро­дер­ство сол­дат, при­бе­гал к кон­фис­ка­ции иму­ще­ства хра­мов, но эта его поли­ти­ка выз­ва­ла все­об­щее недо­воль­ство.

Он всту­пил на пре­стол уже немо­ло­дым чело­ве­ком, имея око­ло соро­ка семи лет от роду. Таким он и изо­бра­жен на порт­ре­те Капи­то­лий­ско­го музея. У него боль­шое лицо, харак­тер­ные, гру­бые, нек­ра­си­вые чер­ты, длин­ный под­бо­ро­док. Воло­сы ста­ли коро­че, они плот­но при­ле­га­ют к голо­ве, под­чер­ки­вая ее креп­кую фор­му. Отдель­ные пряди обо­зна­че­ны корот­ки­ми насеч­ка­ми. Две глу­бо­кие гори­зон­таль­ные мор­щи­ны пере­ре­за­ют лоб. Бро­ви слег­ка сдви­ну­ты, обра­зуя попе­ре­ч­ную склад­ку на пере­но­си­це и две рез­кие вер­ти­каль­ные мор­щи­ны над ней. Гла­за пря­чут­ся под нави­саю­щи­ми бро­вя­ми. Радуж­ная обо­лоч­ка обо­зна­че­на вре­зан­ной лини­ей, зра­чок, име­ю­щий фор­му серд­це­вид­но­го углуб­ле­ния, поме­щен бли­же к верх­не­му веку, что при­да­ет осо­бую при­сталь­ность взгляду. Порт­рет Мак­си­ми­на Фра­кий­ца создан талант­ли­вым скуль­п­то­ром и обла­да­ет боль­шой силой эмо­цио­наль­но­го воздей­ст­вия. Мак­си­мин вос­при­ни­ма­ет­ся как чело­век, умуд­рен­ный боль­шим житей­ским опы­том, уста­лый и сумрач­ный. Порт­рет гово­рит о нерим­ском, вар­вар­ском про­ис­хож­де­нии Мак­си­ми­на. Одна­ко мастер, пока­зы­вая этни­че­ские осо­бен­но­сти внеш­но­сти [с.78] — про­дол­го­ва­тое лицо с круп­ны­ми гру­бы­ми чер­та­ми, глу­бо­кие орби­ты глаз, пря­мые воло­сы, — не оста­нав­ли­ва­ет­ся на этом и под­ни­ма­ет образ, под­чер­ки­вая в нем чер­ты обще­че­ло­ве­че­ские.

Бюст Мак­си­ми­на, несо­мнен­но, явля­ет­ся одной из вер­шин рим­ско­го реа­ли­сти­че­ско­го порт­ре­та III века н. э. В нем окон­ча­тель­но выкри­стал­ли­зо­вы­ва­ет­ся свой­ст­вен­ный это­му пери­о­ду стиль, впер­вые наме­тив­ший­ся еще в порт­ре­те Кара­кал­лы и полу­чив­ший даль­ней­шее раз­ви­тие в изо­бра­же­ни­ях вре­ме­ни Алек­санд­ра Севе­ра. Лако­низм, отказ от вто­ро­сте­пен­ных дета­лей, акцент на выра­зи­тель­но­сти лица, лепя­ще­го­ся круп­ны­ми чет­ки­ми мас­са­ми, поз­во­ля­ют создать запо­ми­наю­щи­е­ся обра­зы суро­вых людей жесто­кой, изоби­ло­вав­шей вол­не­ни­я­ми эпо­хи.


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 77—78, илл. 126.
Ключевые слова: мрамор портрет бюст римский император Юлий Максимин Фракиец