Агриппа
Лава. Нач. I в. н. э.
Инв. № 16.
Пиза, Музей кафедрального собора. Фото: И. А. Шурыгин

Агриппа.

Лава. Нач. I в. н. э.
Инв. № 16.

Пиза, Музей кафедрального собора.

Описание:
Пиза, ранее в Кам­по­сан­то, ныне в музее кафед­раль­но­го собо­ра (Museo dell’Opera del Duomo).
Инв. № 1963, 89. Голо­ва най­де­на в Пизе, на виа Кри­спи.
Лаво­вый камень. Общая высота 0,31 м, высота лица 0,19 м.

Сохран­ность сред­няя. Меж­ду голо­вой и шеей име­ет­ся тре­щи­на, утра­чен нос, кото­рый под­вер­гал­ся рестав­ра­ции в антич­ные вре­ме­на. Несколь­ко тре­щин спра­ва над вис­ком, ухом и щекой. Мно­го­чис­лен­ные ско­лы, в основ­ном над под­бо­род­ком и уша­ми.

Сре­ди порт­ре­тов лиц импе­ра­тор­ско­го кру­га пизан­ский зани­ма­ет осо­бое место, посколь­ку изготов­лен из лавы — кам­ня мало­цен­но­го, в отли­чие от базаль­та и дру­гих пород, при­ме­няв­ших­ся для скульп­тур­ных работ. Вме­сте с голо­вой было так­же обна­ру­же­но и туло­ви­ще, кото­рое, к сожа­ле­нию, сра­зу было исполь­зо­ва­но в каче­стве мате­ри­а­ла для фун­да­мен­та, место кото­ро­го неиз­вест­но.

Выбор мате­ри­а­ла отри­ца­тель­но ска­зал­ся на сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стях скульп­ту­ры, осо­бен­но на каче­стве про­ра­бот­ки при­чес­ки: пряди име­ют малый объ­ем и схе­ма­тич­но обо­зна­че­ны про­сты­ми насеч­ка­ми. Одна­ко облик в целом уга­ды­ва­ет­ся хоро­шо. Он соот­вет­ст­ву­ет порт­ре­там из Вибо-Вален­тии и Рима, что гово­рит о нали­чии у них обще­го прото­ти­па. По срав­не­нию с рим­ским и калаб­рий­ским, пизан­ский порт­рет Мар­ка Агрип­пы име­ет несколь­ко более тяже­лые чер­ты и отли­ча­ет­ся несколь­ко мень­шей реа­ли­стич­но­стью. Стиль пизан­ско­го порт­ре­та поз­во­ля­ет поз­во­ля­ет дати­ро­вать его эпо­хой Авгу­ста или немно­го позд­нее, если срав­ни­вать его с голо­вой из двор­ца Кон­сер­ва­то­ров, меж­ду кото­ры­ми име­ет­ся наи­боль­шее сход­ство. К сожа­ле­нию, не сох­ра­ни­лось ника­ких сведе­ний об этой скульп­ту­ре в антич­ном пери­о­де.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1998 г. Текст: Ilario Romeo. Ingenuus leo. L’imagine di Agrippa. Roma. 1998. C. 178.
© 2013 г. Пер. с ит.: И. А. Шурыгин.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный γλυπτική sculptura рим ρώμη имперский портрет αυτοκρατορικό πορτρέτο марк випсаний агриппа g138 агриппы μάρκος βιψάνιος αγρίππας marcus vipsanius agrippa портрет портреты απεικόνιση римский портрет лава мужской портрет портретная голова агриппы марк випсаний агриппа marcus vipsanius agrippa випсании мужчина g138 инв № 16 1963 89