Антония Младшая
Пентелийский мрамор. 40—60 гг. н. э., реставрация XVI в.
Высота 54 см.
Инв. № 243.Венеция, Национальный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Антония Младшая.

Пентелийский мрамор. 40—60 гг. н. э., реставрация XVI в.
Высота 54 см.
Инв. № 243.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Из кол­лек­ции Джо­ван­ни Гри­ма­ни (Giovanni Grimani), 1587 г.

Описание:

22. Бюст Анто­нии Млад­шей (?) (инв. № 243).

Пен­те­лий­ский мра­мор; общая высота 0,54 м; от под­бо­род­ка до вер­ха голо­вы 0,24 м.

Реста­ври­ро­ва­ны: дра­пи­ров­ка бюста и кон­чик носа. Уст­ра­не­ны неболь­шие дефек­ты на под­бо­род­ке и щеках, длин­ная попе­ре­ч­ная цара­пи­на на лбу, несколь­ко ско­лов на при­чес­ке. Несколь­ко малень­ких цве­точ­ков на шее, в ниж­ней части лица и на при­чес­ке, уда­лен­ных в после­дую­щую эпо­ху, види­мо, слу­жи­ли для при­креп­ле­ния накид­ки, напо­до­бие пояс­ка у т. н. «Цыган­ки» («Zingarella») из неа­по­ли­тан­ско­го Нацио­наль­но­го музея. Ана­ло­гич­ную кон­струк­цию мож­но видеть на жен­ской голо­ве из хра­ни­лищ Вати­ка­на1, кото­рая счи­та­ет­ся рели­ги­оз­ным идо­лом. Воз­мож­но, в нашем слу­чае дан­ная осо­бен­ность име­ет отно­ше­ние к куль­ту Август.

Посту­пил по заве­ща­нию Гри­ма­ни в 1593 г. Нахо­дит­ся в IX зале музея.

За иск­лю­че­ни­ем Вален­ти­нел­ли, кото­рый, ссы­ла­ясь на пре­вос­ход­ную сохран­ность бюста и белиз­ну мра­мо­ра, выска­зы­вал подо­зре­ние о том, что бюст мог являть­ся работой XVI в., никто из иссле­до­ва­те­лей не сомне­ва­ет­ся в аутен­тич­но­сти этой работы. Бер­нул­ли иден­ти­фи­ци­ро­вал его с Анто­ни­ей Млад­шей.

Голо­ва, хотя и явля­ет­ся иде­а­ли­зи­ро­ван­ным изо­бра­же­ни­ем, име­ет отли­чи­тель­ные физио­но­ми­че­ские осо­бен­но­сти: лицо в фор­ме мяг­ко­го, но харак­тер­но­го ова­ла, боль­шие откры­тые гла­за, длин­ный и опре­де­лен­ный раз­рез рта, неглу­бо­кие носо­губ­ные склад­ки, две отчет­ли­вые склад­ки в углах рта, серь­ез­ный и испол­нен­ный досто­ин­ства облик; пре­об­ла­да­ют эле­мен­ты, сооб­щаю­щие изо­бра­же­нию инди­виду­аль­ность.

Слег­ка вью­щи­е­ся воло­сы, пок­ры­ваю­щие всю верх­нюю часть голо­вы и обра­зу­ю­щие сре­дин­ный про­бор, на затыл­ке собра­ны в длин­ный пучок, спус­каю­щий­ся на шею; под вис­ка­ми вьют­ся два локо­на, и еще два за уша­ми. При­чес­ка дан­но­го типа, очень про­стая, но весь­ма эле­гант­ная, встре­ча­ет­ся на изо­бра­же­ни­ях Анто­нии Млад­шей в эпо­ху Клав­ди­ев2, преж­де все­го, на моне­тах3, но так­же и на мра­мо­рах4.

Лицо так­же обна­ру­жи­ва­ет опре­де­лен­ное сход­ство с порт­ре­та­ми этой Авгу­сты в пре­клон­ном воз­расте, на кото­рых оно несколь­ко более удли­не­но по срав­не­нию с ее изо­бра­же­ни­я­ми в юном или зре­лом воз­рас­тах, отно­ся­щих­ся к типу «Пала­тин»5 с локо­на­ми на лбу и под­черк­ну­то вол­ни­сты­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми. В част­но­сти, мож­но отме­тить колос­саль­ную голо­ву с диа­де­мой из Рим­ско­го нацио­наль­но­го музея6, кото­рая, как и наш мра­мор, не име­ет суще­ст­вен­ных отли­чий от более ран­не­го изо­бра­же­ния Анто­нии Млад­шей на Алта­ре Мира7, одна­ко еще луч­ше эти голо­вы соот­вет­ст­ву­ют порт­ре­там из Лув­ра8 и Уил­тон Хау­са9, для кото­рых, как и для бюста из Вене­ции, харак­тер­но лицо в фор­ме удли­нен­но­го ова­ла с пра­виль­ны­ми и бла­го­род­ны­ми чер­та­ми.

Нель­зя иск­лю­чить, что под­черк­ну­тая иде­а­ли­за­ция долж­на была сооб­щить посмерт­но­му порт­ре­ту Анто­нии Млад­шей сход­ство с Вене­рой, посколь­ку очер­та­ни­я­ми лица она напо­ми­на­ет книд­скую работу Пра­к­си­те­ля. Кро­ме того, скры­тая груд­ная часть антич­ной части наво­дит на мысль о том, что в совре­мен­ную эпо­ху бюст был отде­лен от обна­жен­ной ста­туи или от сох­ра­нив­шей­ся верх­ней поло­ви­ны такой ста­туи. Доба­вим, что нали­чие на голо­ве отвер­стий, пред­на­зна­чен­ных для закреп­ле­ния риту­аль­ной накид­ки объ­яс­ня­ет­ся, как упо­ми­на­лось выше, обо­жест­вле­ни­ем Авгу­сты после смер­ти.

В сти­ли­сти­че­ском отно­ше­нии работа отли­ча­ет­ся выра­жен­ным нату­ра­лиз­мом, остаю­щим­ся в пре­де­лах бога­то­го ака­де­ми­че­ско­го клас­си­циз­ма гре­че­ской куль­ту­ры, но с явным инди­виду­а­ли­сти­че­ски­ми оттен­ком, про­яв­ля­ю­щим­ся в «пла­сти­че­ски-худо­же­ст­вен­ной» трак­тов­ке поверх­но­сти, создаю­щей атмо­сфе­ру воз­вы­шен­но­го внут­рен­не­го бла­го­род­ства, под­черк­ну­то­го инди­виду­аль­ны­ми чер­та­ми лица.

Густа­во Тра­вер­са­ри
1G. von Kaschnitz Weinberg, Sculture del Magazzino del Museo Vaticano, Città del Vaticano, 1937, с. 46, № 76, табл. XXIII.

2Ср. L. Fournée van Zwest, in Bulletin van de Vereening tot Bevordering der Kennis van de Anticke Beschaving te’sGravenhage, Leiden, XXXI, 1956, с. 2, № 29, с. 20—21, илл. 31—32.

3H. Mattingly, E. A. Sydenham, The Roman Imperial Coinage, I слл., 1923 слл., I, с. 131, табл. V, 95; M. Cohen, Description historique des monnaies frappées sous l’empire romain, 2-е изд., Paris, 1880—1892, I, с. 22 сл.

4Ср. C. Pietrangeli, La famiglia di Augusto, Roma 1938, с. 55; B. M. Feletti Maj, Museo Nazionale Romano, I Ritratti, Roma, 1953, с. 54 сл., № 85, с. 69 сл., № 118; Idem, in Enciclopedia dell’Arte Antica Classica e Orientale, I слл., Roma, 1958 слл., I, 1958, с. 441; F. Poulsen, Greek and Roman Portraits in English Country Houses, Copenhagen, 1945, I, с. 77 слл., № 42, илл. LXX—LXXI.

5Ср. Felletti Maj, Op. cit., с. 54 сл., № 85.

6Felletti Maj, Op. cit., с. 69 сл., № 118.

7Ср. G. Monaco, in Bulletino della Commissione Archeologica Comunale, Roma, LXII, 1934, с. 35, табл. II и при­ла­га­е­мая табл., лист XIV, № 28.

8Ср. J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—IV, Stuttgart, 1882—1894, II, 1, с. 221, № 12, табл. XIV; Poulsen, Country Houses, с. 60, илл. 37; C. Pietrangeli, op. cit., с. 55.

9Poulsen, Country Houses, с. 59 сл., № 39.

Литература:
A. M. di Girolamo e A. M. di Alessandro Zanetti, Delle antiche statue greche e romane che nell’Antisala della Libreria di S. Marco e in altri luoghi pubblici di Venezia si trovano, Venezia, 1740, I, 8;
G. Valentinelli, Catalogo dei marmi scolpiti del Museo Archeologico della Marciana di Venezia, in «Atti del R. Istituto Veneto SS. LL. AA.», serie III, voll. VII—X, 1863; или Idem, Id., Prato 1866, с. 114, № 177.
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, V, Leipzig, 1882, с. 90, № 241;
J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—IV, Stuttgart, 1882—1894, II, 1, с. 221, № 11;
G. Pellegrini, Descrizione degli oggetti antichi componenti la sezione classica del Regio Museo Archeologico di Venezia, vol. I, VeneziaSchio, 1911, № 104;
C. Anti, Il Regio Museo Archeologico nel Palazzo Reale di Venezia, Roma, 1930, с. 115, № 9.

Фото:
Fotografia del Museo Archeologico di Venezia, 1689, 1828;
Aufnahme des deutschen archäologischen Instituts — Photographische Abteilung, Roma, 8285—8286;
Fotografia Alinari, Firenze, 12887.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 1968 г. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 42—43, кат. № 22, илл. 25 a, b.
© 2013 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii антония младшая g136 re114 antonia minor портрет портреты портретный портретная римский бюст пентелийский мрамор женский портрет бюст антония младшая антонии римская женщина женская прическа из коллекции коллекция джованни гримани giovanni grimani инв № 243