Клодий Альбин
Мрамор. Ок. 190—197 гг.Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.

Клодий Альбин.

Мрамор. Ок. 190—197 гг.

Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.

Описание:
Убий­ство Ком­мо­да 31 декаб­ря 192 г. зна­ме­но­ва­ло дра­ма­ти­че­ский конец не толь­ко дина­стии Анто­ни­нов, но и систе­мы импе­ра­тор­ско­го усы­нов­ле­ния, обес­пе­чи­вав­шей порядок насле­до­ва­ния в тече­ние почти ста лет. Отсут­ст­вие у Ком­мо­да закон­но­го наслед­ни­ка при­ве­ло к такой же пагуб­ной борь­бе за трон, как в «году четы­рех импе­ра­то­ров» (69 г. н. э.) после само­убий­ства Неро­на и кон­ца дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев.

Сенат про­воз­гла­сил импе­ра­то­ром Гель­вия Пер­ти­на­к­са. К сожа­ле­нию, все­го через три меся­ца после сво­его вступ­ле­ния на трон он был убит пре­то­ри­ан­ской гвар­ди­ей. Затем эти же самые пре­то­ри­ан­цы, поняв­шие, что без их под­держ­ки никто не может пра­вить импе­ри­ей, про­да­ли трон лицу, пред­ло­жив­ше­му самую высо­кую цену. Этот аук­ци­он, «самый позор­ный торг, не достой­ный Рима», опи­сан у Дио­на Кас­сия (74. 11). Победи­тель, Дидий Юли­ан, был импе­ра­то­ром в тече­ние все­го шести­де­ся­ти шести дней до сво­его убий­ства.

Тем вре­ме­нем, о сво­их пре­тен­зи­ях на трон заяви­ло три кан­дида­та: Сеп­ти­мий Север, Пес­цен­ний Нигер и Кло­дий Аль­бин. Все трое были коман­дую­щи­ми рим­ски­ми леги­о­на­ми и мог­ли рас­счи­ты­вать на под­держ­ку сво­их мощ­ных армий. Рам­ки ста­тьи не поз­во­ля­ют опи­сать слож­ные мани­пу­ля­ции, в резуль­та­те сде­лав­шие Севе­ра един­ст­вен­ным импе­ра­то­ром и осно­ва­те­лем новой дина­стии1.

Кло­дий Аль­бин, намест­ник Бри­та­нии и Гал­лии, в 193 г. был объ­яв­лен «Цеза­рем Запа­да» и в 195 г. — соп­ра­ви­те­лем Севе­ра. Одна­ко, эти уступ­ки его зна­чи­тель­ной силе были лишь сред­ства­ми, с помо­щью кото­рых Север пред­от­вра­щал пря­мой кон­фликт с Аль­би­ном, пока не был к нему готов. В нача­ле 197 г., когда пози­ция Севе­ра ста­ла более проч­ной, он напал на Аль­би­на в Лугдуне (Лион). Аль­бин или был убит или покон­чил с собой 19 фев­ра­ля 197 г.

Порт­рет из кол­лек­ции Рай­ли, воз­мож­но, изо­бра­жа­ет это­го зло­по­луч­но­го рим­ля­ни­на. Тща­тель­но зави­тые локо­ны волос и обра­бот­ка глаз — явные при­зна­ки работы кон­ца вре­ме­ни Анто­ни­нов. Про­бле­ма в том, что у нас нет ника­ких опре­де­лен­но досто­вер­ных порт­ре­тов Аль­би­на, кро­ме изо­бра­же­ний на моне­тах. Допол­ни­тель­ным ослож­не­ни­ем для иден­ти­фи­ка­ции слу­жит боль­шая схо­жесть порт­ре­тов Сеп­ти­мия Севе­ра с Аль­би­ном, даже на моне­тах. По вопро­су об изо­бра­же­ни­ях Аль­би­на сог­ла­сия меж­ду уче­ны­ми не суще­ст­ву­ет2. Мы име­ем одно антич­ное опи­са­ние его внеш­но­сти: «Аль­бин был высо­ко­го роста, на сво­их кур­ча­вых воло­сах носил повяз­ку, лоб у него был широ­кий. Кожа его отли­ча­лась уди­ви­тель­ной белиз­ной, кото­рая при­во­ди­ла всех в изум­ле­ние; вслед­ст­вие это­го, как дума­ют мно­гие, он и полу­чил свое имя»3.

Хотя все пред­ла­га­е­мые отож­дест­вле­ния изо­бра­жа­ют зре­ло­го, боро­да­то­го муж­чи­ну с вью­щи­ми­ся воло­са­ми, сре­ди них мно­го раз­ли­чий. Голо­ва из кол­лек­ции Рай­ли боль­ше все­го похо­дит на порт­рет из Вели­ко­бри­та­нии4, но рас­по­ло­же­ние локо­нов надо лбом — необыч­ная деталь, кото­рой нет ни у одно­го из пред­по­ла­га­е­мых порт­ре­тов Аль­би­на.


При­ме­ча­ния

1 Авто­ри­тет­ное изло­же­ние это­го слож­но­го пери­о­да исто­рии см.: A. Birley, Septimius Severus, The African Emperor (London 1971).

2 По этой про­бле­ме см. J. Balty, Essai d’iconographie de l’empereur Clodius Albinus [Collection Latomus 85] (Brussels 1966); A. McCann, The Portraits of Septimius Severus [Memoirs of the American Academy in Rome 30] (Princeton 1968) осо­бен­но 197—202, илл. 4, 101—105; D. Soechting, Die Porträts des Septimius Severus (Bonn 1972); H. von Heintze, «Studien zu den Porträts des 3. Jahrhunderts n. Chr.» RM 84 (1977) 159—180, осо­бен­но 175—177, илл. 92—94; idem, Gymnasium 76 (1969) 376 f.

3 SHA, Clodius Albinus 31. 1.

4 Leconfield Collection, Petworth House (Sussex): FZ I, 91, no. 4, Beilage 62. Beilage 64 об обра­бот­ке глаз.


Литература:
J. Porter, Art Quarterly 5 (1942) 351—355.

Источники:
© Фото, текст: http://www.vroma.org/~riley/
© 1997 Cedar Rapids Museum of Art, The Tom and Nan Riley Collection.
Photos by C. Randall Tosh, copyright © 1988 The University of Iowa Museum of Art.
Text from Richard Daniel De Puma. Roman Portraits. Iowa City, IA: The University of Iowa, 1988. Copyright © 1988 The University of Iowa Museum of Art.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский портрет портреты портретный портретная римский мрамор портрет портретный бюст римский император клодий альбин