Портрет Октавиана. Тип «Безье — Сполето».
Белый мрамор. 39—31 гг. до н. э.
Общая высота 31 см, высота головы 24,5 см.
Инв. № 30. 007.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Портрет Октавиана. Тип «Безье — Сполето».

Белый мрамор. 39—31 гг. до н. э.
Общая высота 31 см, высота головы 24,5 см.
Инв. № 30. 007.

Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Происхождение:
Най­ден в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гас­ка.

Описание:

120. Порт­рет Окта­ви­а­на.

Тип «Безье — Спо­ле­то»: 39—31 гг. до н. э.
Илл. 94.
Тулу­за, музей Сен-Рей­мон, инв. № 30. 007.
Голо­ва.
Белый мра­мор, очень бле­стя­щий, с доволь­но круп­ны­ми кри­стал­ла­ми.

Най­де­на в 1844 г. в Безье, на ули­це П. П. Рике, дом Гас­ка.

Раз­ме­ры: общая высота 31 см, высота голо­вы 24,5 см.

Рестав­ра­ции: рестав­ра­ция носа уда­ле­на.

Vidi.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu, I, 528-7 (Друз Стар­ший); O. Brendel, 1931, p. 58—59, n° 20 p. 70; W.-H. Gross, 1962, p. 110; L. Curtius, 1935a, 270 (эпо­ха Клав­дия); Id., MDAI(R), 55, 1940, p. 43 sq, fig. 3a, 4b, 5b; M. Clavel, 1970, p. 464—465, fig. 41—43 p. 473—475; P. Zanker, 1973, n° 11 p. 22—23, pl. 18a (эпо­ха Клав­дия); Z. Kiss, 1975, p. 165; U. Hausmann, 1981, p. 532, 546; H. Jucker, 1981b, n° 2 p. 242—243, fig. 4—6; K. Fittschen — P. Zanker, 1985, p. 2 n. 11 (к n° 1); D. Boschung, 1993a, p. 25—26, 52, 55, 56, 61—62, 79, n° 2 p. 107, pl. 3-1, 3; Id., 1993b, fig. 1 Aa p. 41; Ch. Br. Rose, 1997, p. 127—128 (Август); J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, n° 1 p. 38—43, fig. 11 p. 17, fig. 17 p. 23, fig. 27 p. 37, fig. 30—33 p. 41 (Окта­виан); F. Hurlet, 1997, p. 462, fig. 36; с. 340 J.-Ch. Balty, в RR, n° 136 p. 193, fig.; D. Cazes, 1999, p. 51—52 (Август); G. Grimm, 1989, p. 347—348, pl. 82 a, 83 a; D. Boschung, 2002, n° 13-1 p. 58, pl. 401—3 (Окта­виан, тип «Безье — Спо­ле­то», пере­ра­ботан).

Сохран­ность: голо­ва отби­та по косой линии у осно­ва­ния шеи, но отсут­ст­ву­ет толь­ко кон­чик носа и край под­бо­род­ка; сле­ва отско­чил оско­лок мра­мо­ра, затро­нув часть щеки и повредив над­бров­ную дугу. На губах скол, так же, как и на краю лево­го уха, нако­нец, в левом углу лба повреж­де­на прядь волос.

Опи­са­ние: голо­ва слег­ка повёр­ну­та впра­во; лицо квад­рат­ное, с силь­ной челю­стью; на нём выде­ля­ет­ся малень­кий, круг­лый и высту­паю­щий под­бо­ро­док. Гла­за с чуть выпук­лы­ми глаз­ны­ми ябло­ка­ми, малень­кие, окру­жён­ные искус­но высе­чен­ны­ми века­ми. Почти гори­зон­таль­ные над­бров­ные дуги очер­чи­ва­ют очень чёт­кую линию. Нос немно­го выгну­тый, но тон­кий.

Воло­сы чёл­ки выре­за­ны в дви­же­нии: пряди при­под­ня­ты надо лбом, а их объ­ём созда­ёт­ся за счёт про­свер­лён­ных глу­бо­ких борозд, тогда как осталь­ные воло­сы выре­за­ны рез­цом: над пра­вым гла­зом откры­ва­ет­ся боль­шая «клеш­ня». Углы лба хоро­шо отме­че­ны, что под­готав­ли­ва­ет пере­ход к доволь­но длин­ным прядям на вис­ках. Зад­няя часть голо­вы, начи­ная с почти вер­ти­каль­ной линии, про­хо­дя­щей на уровне ушей, выпол­не­на совсем в дру­гой мане­ре: круп­ные и бес­фор­мен­ные пряди едва наме­че­ны, что ука­зы­ва­ет на пере­ра­бот­ку скульп­ту­ры: несо­мнен­но, Ж.-Ш. Бал­ти обос­но­ван­но усмат­ри­ва­ет здесь следы антич­но­го пок­ры­ва­ла, кото­рое позд­нее было уда­ле­но340.

Ком­мен­та­рий: Если здесь без труда узна­ют­ся чер­ты лица Окта­ви­а­на, кото­рые ста­ли извест­ны повсюду бла­го­да­ря монет­ным порт­ре­там и ещё не пре­вра­ти­лись в иде­а­ли­зи­ро­ван­ные чер­ты импе­ра­то­ра, то с типо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния, напро­тив, обна­ру­жи­ва­ет­ся осо­бый и очень ред­кий слу­чай, когда двух най­ден­ных реплик ока­за­лось доста­точ­но, чтобы засвиде­тель­ст­во­вать суще­ст­во­ва­ние ико­но­гра­фи­че­ско­го типа: вто­рой экзем­пляр, кото­рый вос­про­из­во­дит чер­ты голо­вы из Тулу­зы, — это ита­льян­ский порт­рет, най­ден­ный в Спо­ле­то и хра­ня­щий­ся в музее Перуд­жи341; его лицо более стёр­то, но воло­сы хоро­шо сох­ра­ни­лись и несо­мнен­но под­твер­жда­ют с. 341 иден­тич­ность этих порт­ре­тов, хотя мане­ра их испол­не­ния несколь­ко раз­ли­ча­ет­ся: у порт­ре­та из Спо­ле­то она менее точ­ная, менее гра­фич­ная, но так­же и менее сухая, чем у голо­вы из Безье.

Сход­ство осо­бен­но­стей испол­не­ния волос с порт­ре­та­ми типа, кото­рый тра­ди­ци­он­но назы­ва­ет­ся «Акций», а недав­но был пере­име­но­ван в «Ла Аль­кудия» (по месту обна­ру­же­ния глав­но­го экзем­пля­ра) Д. Бошун­гом, кото­рый по-преж­не­му выде­ля­ет этот тип, побуди­ло иссле­до­ва­те­лей счи­тать эти реп­ли­ки про­сто вари­ан­та­ми: дей­ст­ви­тель­но, обна­ру­жи­ва­ет­ся в целом такое же рас­по­ло­же­ние чёл­ки, зачё­сан­ной впра­во, такая же груп­па из трёх отдель­ных прядей в цен­тре и такой же объ­ём прядей на макуш­ке и вис­ках; одна­ко отме­ча­ют­ся важ­ные раз­ли­чия, осо­бен­но в прядях, рас­по­ло­жен­ных над левым гла­зом: вме­сто малень­кой «вил­ки» в углу лба, за кото­рой сле­ду­ет длин­ный ряд прядей, зачё­сан­ных впра­во, на экзем­пля­рах из Безье и Спо­ле­то, на порт­ре­те из Аль­кудии обна­ру­жи­ва­ют­ся, сле­ва напра­во, две пряди, сдви­ну­тые вле­во, сра­зу после кото­рых идёт груп­па из трёх прядей; кро­ме того, пряди бакен­бард гораздо коро­че342. Таким обра­зом, ясно, что речь идёт о двух раз­ных типах.

Оста­ёт­ся дати­ро­вать этот тип, кото­рый далее будет удоб­но назы­вать, вслед за Д. Бошун­гом, типом «Безье — Спо­ле­то»; реа­лизм черт лица, энер­гич­ное и воле­вое выра­же­ние, подвиж­ность волос, несо­мнен­но, отсы­ла­ют к порт­ре­там позд­не­рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да; таким обра­зом, эти скульп­ту­ры изо­бра­жа­ют три­ум­ви­ра. Если теперь попы­тать­ся выявить эво­лю­цию после­до­ва­тель­ных ико­но­гра­фи­че­ских типов Окта­ви­а­на-Авгу­ста, то надо счи­тать, что тип «Ла Аль­кудия» рас­по­ла­га­ет­ся на пол­пу­ти меж­ду типом «Безье — Спо­ле­то» и типом «При­ма Пор­та», в той мере, в какой посте­пен­но выри­со­вы­ва­ет­ся цен­траль­ный мотив «вил­ка — клеш­ня», столь харак­тер­ный для обра­за, создан­но­го, несо­мнен­но, по слу­чаю при­ня­тия титу­ла Август в 27 г. до н. э. Таким обра­зом, пред­став­ля­ет­ся несо­мнен­ным, что тип «Безье — Спо­ле­то» пред­ше­ст­ву­ет типам «Роща Феро­нии» и «Ла Аль­кудия»; посколь­ку этот послед­ний, по всей веро­ят­но­сти, воз­ник после победы при Акции в 31 г. до н. э., то пер­вый, ско­рее все­го, был создан после того, как в 39 г. до н. э. Окта­виан сбрил тра­ур­ную боро­ду, кото­рую носил после смер­ти Цеза­ря, но до этой победы.

Как отме­ча­ет Ж.-Ш. Бал­ти, коло­ния в Безье была осно­ва­на око­ло 35 г. до н. э.; а как мы виде­ли, пер­во­на­чаль­но это было изо­бра­же­ние с пок­ры­той голо­вой (uelato capite), таким обра­зом, Окта­виан изо­бра­жён совер­шаю­щим рели­ги­оз­ный обряд; так что очень веро­ят­но, что это был имен­но обряд осно­ва­ния коло­нии343.

ПРИМЕЧАНИЯ:

340J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 40.

341Перуд­жа, Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Умбрии.

342D. Boschung, 1993b, p. 41, fig. 3 Ac.

343J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 40.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 339—341, кат. № 120, илл. 94.
© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура γλυπτική sculptura рим ρώμη имперский портрет αυτοκρατορικό πορτρέτο римский император октавиан август octavianus augustus октавиана августа ρωμαίος αυτοκράτορας οκταβιανός αύγουστος imperator юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев ιουλιο-κλαυδιανή δυναστεία iulio-claudia απεικόνιση белый мрамор мужской портрет бюст голова юлии-клавдии тип безье сполето инв № 30 007