Портрет Агриппы Постума? Тип «Безье — Сплит».
Белый мрамор. 12—11 гг. до н. э.Инв. № 30. 008.Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Портрет Агриппы Постума? Тип «Безье — Сплит».

Белый мрамор. 12—11 гг. до н. э.
Инв. № 30. 008.

Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Происхождение:
Най­ден в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гас­ка.

Описание:

123. ПОРТРЕТ АГРИППЫ ПОСТУМА?

Тип «Безье — Сплит»: 12—11 гг. до н. э.
Илл. 97.

Тулу­за, музей Сен-Рей­мон, инв. № 30. 008.
Голо­ва.
Белый мра­мор со срав­ни­тель­но круп­ны­ми кри­стал­ла­ми.
Обна­ру­же­на в 1844 г. в Безье, на ули­це П. П. Рике, дом Гас­ка.

Раз­ме­ры: общая высота 27,5 см, высота голо­вы 19,5 см, шири­на 16 см, тол­щи­на 19 см.

Vidi.

Биб­лио­гра­фия: Espérandieu, I, 528-6 (Мар­целл?); L. Curtius, 1935, n° 2 p. 290, fig. 10—11, pl. 52 (Тибе­рий в дет­стве); F. P. Johnson, 1941, p. 609 («не Тибе­рий»); L. Curtius, 1948, p. 66 (Тибе­рий в дет­стве); V. Poulsen, 1946, n° 6 p. 12, p. 22—24, fig. 12 (Мар­целл); F. Chamoux, MonPiot, 44, 1950, p. 92 (Луций Цезарь); L. Polacco, 1955, p. 128 (Гай Цезарь); W. H. Gross, 1962, n° 11 p. 110 (Гай или Луций Цезарь); J.-Ch. Balty, 1963, p. 112, fig. 14 (Клав­дий в дет­стве); M. Clavel, 1970, p. 468, fig. 51—52 p. 483—484 (Луций Цезарь); Z. Kiss, 1975, p. 44, 68, 139, fig. 71—72 (Гай Цезарь); K. Fittschen, 1977, n° 22 p. 39—40 (Агрип­па Постум, реп­ли­ка c); A. K. Massner, 1982, p. 67—68 n. 291, 79 n. 416, 96 n. 510 (Тибе­рий Гемелл?); H. Hänlein-Schäfer, 1985, p. 243 (Луций Цезарь); F. Salviat — D. Terrer, 1980a, p. 69 (Гай или Луций Цезарь); U. Hausmann, 1981, n °277 p. 586 (Друз, сын Гер­ма­ни­ка); D. Boschung, 1987, n° 99 p. 216 (Бри­та­ник); M. Fuchs, 1989, p. 102 n. 6 n° 6; D. Boschung, 1993b, p. 74—75, fig. 65 Ya (Бри­та­ник, тип Куэн­ка); J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, n° 4 p. 62—69, fig. 9, 20, 52, 53, 57, 59, 61, 62 (Агрип­па Постум); F. Hurlet, 1997, p. 462, fig. 38 (Агрип­па Постум); Ch. Br. Rose, 1997, p. 126—127, fig. 164 (Нерон Цезарь, сын Гер­ма­ни­ка); J.-Ch. Balty, в RR, n° 139 p. 196, fig. (Агрип­па Постум); E. Rosso, 1998, p. 27, fig. 11—12 (Агрип­па Постум); D. Cazes, 1999, p. 51—52 (Агрип­па Постум); D. Boschung, 2002, n° 13. 3 p. 58, pl. 412-4 (Гай Цезарь, тип Куэн­ка).

с. 347 Сохран­ность: нос отбит, как и под­бо­ро­док; ско­лы на ниж­ней губе, над­бров­ной дуге и на лбу. Край лево­го уха выщерб­лен, край пра­во­го уха отбит. Соеди­ни­тель­ная встав­ка в хоро­шей сохран­но­сти.

Опи­са­ние: Это лицо очень малень­ко­го ребён­ка: рот неболь­шой, щёки очень круг­лые, гла­за боль­шие, бро­ви немно­го нахму­ре­ны.

Соеди­ни­тель­ная встав­ка, в целом полу­круг­лая, име­ет вырез непра­виль­ной фор­мы, более широ­кий спра­ва.

Ком­мен­та­рий: иден­ти­фи­ка­ция это­го юно­го прин­ца на сего­дняш­ний день явля­ет­ся очень спор­ной; как недав­но отме­тил Ж.-Ш. Бал­ти, она фак­ти­че­ски «пла­ва­ет» от 20-х гг. до н. э. до прав­ле­ния Клав­дия, то есть, в пре­де­лах семи­де­ся­ти лет!353 Изо­бра­жён­ный пер­со­наж по край­ней мере в четы­рёх слу­ча­ях354 вхо­дит в порт­рет­ные груп­пы Юли­ев-Клав­ди­ев, кото­рые пред­став­ля­ют ряд после­до­ва­тель­ных эта­пов на про­тя­же­нии несколь­ких прав­ле­ний; поэто­му воз­мож­но мно­же­ство раз­лич­ных пере­груп­пи­ро­вок, что не облег­ча­ет иден­ти­фи­ка­цию.

Тип, к кото­ро­му отно­сит­ся эта голо­ва из Безье, обыч­но назы­ва­ет­ся типом «Безье — Сплит», так как в музее это­го послед­не­го горо­да нахо­дит­ся почти иден­тич­ный экзем­пляр, и на сего­дняш­ний день пред­став­лен десят­ком реплик, пере­чень кото­рых пред­став­лен ниже:

• Куэн­ка, музей, про­ис­хо­дит из Эрка­ви­ки;
• Фье­зо­ле, музей355;
• Фло­рен­ция, Архео­ло­ги­че­ский музей, инв. № 13188356;
• Грос­се­то, музей, про­ис­хо­дит из Розел­ле;
• Мари­на ди Ашеа (Marina di Ascea), инв № 43672, про­ис­хо­дит из Велии357;
• Сплит, Архео­ло­ги­че­ский музей, инв. № C 46, про­ис­хо­дит из Сало­ны358;
• Санкт-Петер­бург, Эрми­таж, инв. № A 229;
• Швей­ца­рия, част­ная кол­лек­ция359;
• Тар­ра­го­на, Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей Тар­ра­го­ны, инв. № 45001360.

Несмот­ря на неко­то­рые физио­но­ми­че­ские раз­ли­чия, кото­рые, несо­мнен­но, объ­яс­ня­ют­ся дли­тель­ным суще­ст­во­ва­ни­ем типа, создан­но­го, когда юный принц был лишь мла­ден­цем (и голо­ва из Безье вхо­дит в чис­ло этих пер­вых порт­ре­тов) и вос­про­из­во­дил­ся до его отро­че­ства, наблюда­ют­ся и неко­то­рые посто­ян­ные харак­те­ри­сти­ки: на всех порт­ре­тах мы видим нахму­рен­ные бро­ви, а рас­по­ло­же­ние волос — «вил­ка» над левым гла­зом, изгиб чёл­ки впра­во и сомкну­тая «клеш­ня» над пра­вым гла­зом, — явно напо­ми­на­ет тип Авгу­ста «При­ма Пор­та» и очень близ­ко к рас­по­ло­же­нию волос на порт­ре­тах Гая и Луция Цеза­рей; нако­нец, самая харак­тер­ная осо­бен­ность волос — это три малень­кие пряди на пра­вом вис­ке «в фор­ме сер­па»361, что гаран­ти­ру­ет иден­тич­ность моде­ли.

Пред­ла­га­лись раз­лич­ные иден­ти­фи­ка­ции; к насто­я­ще­му вре­ме­ни иссле­до­ва­те­ли, кажет­ся, сог­ла­си­лись счи­тать, что это порт­рет Бри­та­ни­ка, сына Клав­дия и Мес­са­ли­ны. Но в дей­ст­ви­тель­но­сти речь идёт о заоч­ной иден­ти­фи­ка­ции, посколь­ку крайне недо­ста­ёт бес­спор­ных отправ­ных точек для уста­нов­ле­ния его ико­но­гра­фии; в недав­но опуб­ли­ко­ван­ном с. 348 очер­ке Д. Бошунг362 для её обос­но­ва­ния опи­ра­ет­ся на изо­бра­же­ния на фале­рах; но понят­но, что они чрез­вы­чай­но малы и не могут слу­жить надёж­ным отправ­ным пунк­том. Во вся­ком слу­чае, гипо­те­зу о Бри­та­ни­ке под­дер­жи­ва­ют П. Цан­кер363 и М. Фукс.

Дру­гие иссле­до­ва­те­ли, в том чис­ле Д. Кас­пар, пред­ло­жи­ли счи­тать изо­бра­жён­но­го сыном Гер­ма­ни­ка — Дру­зом или Неро­ном Цеза­рем. Одна­ко было бы логич­но счи­тать, что на ико­но­гра­фию этих прин­цев порт­ре­ты их отца повли­я­ли силь­нее, чем порт­ре­ты Авгу­ста; и суще­ст­ву­ет, по край­ней мере, один принц, не иден­тич­ный маль­чи­ку из Безье — а так­же и не Гер­ма­ник — осо­бен­но­сти рас­по­ло­же­ния волос кото­ро­го напря­мую вос­хо­дят к типу «Безье» это­го послед­не­го. При­ме­ча­тель­но, что этот принц — кото­рый име­ет все шан­сы пред­став­лять Дру­за, сына Гер­ма­ни­ка, — при­сут­ст­ву­ет в теат­ре Тар­ра­го­ны.

Таким обра­зом, внеш­ний облик типа «Безье — Сплит», види­мо, ори­ен­ти­ро­ван на ико­но­гра­фию прав­ле­ния Авгу­ста; но мы виде­ли, что в груп­пу из Безье вхо­дят два порт­ре­та авгу­стов­ской эпо­хи, изо­бра­жаю­щие Агрип­пу и Юлию меж­ду 18 и 12 гг. до н. э.; с дру­гой сто­ро­ны, Ж.-Ш. Бал­ти обна­ру­жил сход­ство мане­ры испол­не­ния меж­ду эти­ми дву­мя порт­ре­та­ми, с одной сто­ро­ны, и голо­вой ребён­ка — с дру­гой; в част­но­сти, она зак­лю­ча­ет­ся в очер­та­ни­ях глаз и волос364. Таким обра­зом, тех­ни­че­ские заме­ча­ния здесь под­креп­ля­ют есте­ствен­ную веро­ят­ность, побуж­даю­щую нас при­знать это­го ребён­ка одним из сыно­вей Агрип­пы и Юлии; и посколь­ку ико­но­гра­фия прин­цеп­сов моло­дё­жи (principes iuuentutis) отныне надёж­но уста­нов­ле­на, иден­ти­фи­ка­ция, кото­рая пря­мо-таки напра­ши­ва­ет­ся, — это Агрип­па Постум, тре­тий из их сыно­вей.

Он родил­ся в 12 г. до н. э., вско­ре после смер­ти отца, чем и объ­яс­ня­ет­ся его имя; посколь­ку этот послед­ний при­сут­ст­ву­ет на фору­ме Безье одно­вре­мен­но с доче­рью Авгу­ста, кото­рая в сле­дую­щем году вышла замуж за Тибе­рия, три этих порт­ре­та, види­мо, дати­ру­ют­ся годом ранее.

ПРИМЕЧАНИЯ:

353J.-Ch. Balty в RR, p. 196.

354Порт­ре­ты из Фье­зо­ле, Русел­лы, Тар­ра­го­ны и, конеч­но, Безье.

355M. Fuchs, 1986b, n° 1—3.

356Z. Kiss, 1975, p. 61 fig. 149.

357D. Boschung, 2002, cat. 39. 9 p. 113, pl. 88-1 (порт­рет маль­чи­ка).

358J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 64, fig. 60 p. 65.

359D. Kaspar, в H. Jucker — D. Willers, 1982, n° 30 p. 80—81.

360E. M. Koppel, 1985, n° 2 p. 14—15, pl. 21—4; RR, n° 128 p. 181.

361J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 64.

362D. Boschung, 1987, p. 216.

363K. Fittschen — P. Zanker, 1985, n° 26 n. 13.

364J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 67.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 346—348, кат. № 123, илл. 97.
© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная римский белый мрамор мужской детский портрет портретная голова агриппа постум мальчик тип безье сплит инв № 30. 008