Филипп Младший, сын Филиппа Аравитянина
Мрамор. Ок. 249 г. н. э.Инв. № 177.Венеция, Национальный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Филипп Младший, сын Филиппа Аравитянина.

Мрамор. Ок. 249 г. н. э.
Инв. № 177.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Пере­дан Вене­ции по заве­ща­нию Доме­ни­ко Гри­ма­ни, 1523 г.

Описание:

74. БЮСТ ФИЛИППА МЛАДШЕГО (инв. № 177)

Ита­лий­ский мра­мор. Высота общая 0,47 м; от под­бо­род­ка до макуш­ки 0,21 м.
Сохран­ность хоро­шая. Отре­ста­ври­ро­ван кон­чик носа, име­ют­ся ско­лы на ушах.
Посту­пил в 1586 г. по заве­ща­нию Гри­ма­ни. Нахо­дит­ся в музей­ной зале Х.

Bernoulli был пер­вым, кто атри­бу­ти­ро­вал бюст как порт­рет Филип­па Млад­ше­го, хотя еще ранее Anti срав­ни­вал его с изо­бра­же­ни­я­ми Филип­па Млад­ше­го, но не пред­ло­жил сво­ей иден­ти­фи­ка­ции и дати­ро­вал бюст 220—240 гг. н. э. Poulsen видел в нем изо­бра­же­ние Мак­си­ма; он осно­вы­вал­ся на сход­стве дан­ной работы с несколь­ки­ми порт­ре­та­ми импе­ра­то­ра из глип­то­те­ки Копен­га­ге­на. Впо­след­ст­вии Felletti Maj, заняв­шись этой про­бле­мой, при­шла к тому же выво­ду, что и Bernoulli; с ними сог­ла­сил­ся Scrinari. Недав­но Braker обна­ру­жил сход­ство дан­но­го порт­ре­та с Гор­диа­ном III.

Дей­ст­ви­тель­но, если отверг­нуть гипо­те­зу Poulsen’а преж­де все­го, по физио­гно­ми­че­ским моти­вам, вене­ци­ан­ский мра­мор обна­ру­жи­ва­ет боль­ше обще­го с ико­но­гра­фи­ей нумиз­ма­ти­че­ских изо­бра­же­ний сына Филип­па Ара­ви­тя­ни­на (Bernoulli, II, 3, Münzt., IV, 9; Cohen, V, с. 134 слл.; Mattingly—Sydenham, с. 95 слл., табл. 8; Felletti Maj, Iconografia, табл. XXVI, 80, 85—86), чем с изо­бра­же­ни­я­ми моло­до­го Гор­ди­а­на III (Bernoulli, II, 3, Münzt., IV, 1—2; Cohen, V, с. 20 слл.; Mattingly—Sydenham, IV, 3, с. 15 слл., табл. 1—4; Felletti Maj, Iconografia, табл. XVII, 53—55; V. Scrinari, in E. A. A., III, 1960, с. 977 сл., илл. 1247): наблюда­ет­ся сход­ство в уме­рен­но доли­хо­це­фа­ли­че­ской фор­ме голо­вы; в обра­бот­ке слег­ка вью­щих­ся волос; в нали­чии за ухом неболь­шо­го завит­ка в фор­ме запя­той. При­зна­ка­ми сход­ства так­же явля­ют­ся несколь­ко запа­даю­щая спин­ка носа, пол­ный лоб, чет­ко очер­чен­ные губы, малень­кий под­бо­ро­док. Парад­ная кон­суль­ская тога (toga trabeata), кото­рая явля­ет­ся отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью бюста, соот­но­сит­ся ско­рее со ста­ту­сом моло­до­го импе­ра­то­ра, пусть еще маль­чи­ка, чем сына част­но­го лица, даже знат­но­го и важ­но­го.

Стиль соот­вет­ст­ву­ет эпо­хе: лицо, широ­кое и глад­кое, с харак­тер­ным рав­но­ве­си­ем меж­ду внут­рен­ни­ми струк­ту­ра­ми и пла­стич­ны­ми пок­ро­ва­ми, кон­тра­сти­ру­ет с невы­со­кой при­чес­кой, деталь­но про­ра­ботан­ной в импрес­си­о­ни­сти­че­ском сти­ле, чем дости­га­ет­ся сос­ре­дото­чен­ное выра­же­ние с лег­ким оттен­ком мелан­хо­лии.

Если иден­ти­фи­ка­ция пра­виль­на (как это пред­став­ля­ет­ся в насто­я­щее вре­мя), дан­ный мра­мор может отра­жать послед­ний пери­од жиз­ни моло­до­го сына Филип­па и Ота­ци­лии, уби­то­го вме­сте с отцом в Вероне в 249 г. н. э. в воз­расте 12 лет.


СОКРАЩЕНИЯ:

Bernoulli = J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—IV, Stuttgart, 1882—1894.

Cohen = M. Cohen, Description historique des monnaies frappées sous l’empire romain, 2-е изд., Paris, 1880—1892.

E. A. A. = Enciclopedia dell’Arte Antica Classica e Orientale, I слл., Roma, 1958 слл.

Feletti Maj, Iconografia = B. M. Feletti Maj, Iconografia Romana Imperiale da Severo Alessandro a M. Aurelio Carino, Roma, 1958.

Mattingly — Sydenham = H. Mattingly — E. A. Sydenham, The Roman Imperial Coinage, I слл., 1923 слл.


БИБЛИОГРАФИЯ:

G. Valentinelli, Catalogo dei marmi scolpiti del Museo Archeologico della Marciana di Venezia, in «Atti del R. Istituto Veneto SS. LL. AA.», serie III, voll. VII—X, 1863; или Idem, Id., Prato 1866, с. 237, № 261;

H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, V, Leipzig, 1882, с. 128, № 325;

J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, I—IV, Stuttgart, 1882—1894, II, 3, с. 151;

G. Pellegrini, Descrizione degli oggetti antichi componenti la sezione classica del Regio Museo Archeologico di Venezia, vol. I, Venezia—Schio, 1911, № 145;

Anti, in Dedalo, VII, 1927, с. 634, илл. a с. 635; Idem, с. 128, № 47;

Poulsen, Cat. of ancient sculpture in the Ny Carlsberg Glyptotek, Copenhagen 1951, с. 518, № 745;

B. M. Feletti Maj, Iconografia Romana Imperiale da Severo Alessandro a M. Aurelio Carino, Roma, 1958, с. 183, № 229;

B. Forlati Tamaro, Il Museo Archeologico del Palazzo Reale di Venezia, Roma, 1953, с. 23, X, № 11;

V. Scrinari, in Enciclopedia dell’Arte Antica Classica e Orientale, Roma, III, 1960, с. 678, s. v. Filippo Junior;

J. Bracker, Bestimmung der Bildnisse Gordians III nach einer neuen ikonographischen Methode, Münster, 1965, с. 25 сл., 28, 122 слл.

Фото: Museo, 97, 534, 1700, 1840, 1897; Fiorentini, 2635, 2727; Alinari, 12884.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1968 г. Описание: Traversari G. Museo Archeologico di Venezia. I ritratti. Poligrafico dello Stato, Roma, 1968. С. 92—93, кат. № 74, илл. 74 a, b.
© 2013 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский портрет портреты портретный портретная римский мрамор мужской портрет портретный бюст римский император марк юлий филипп север филипп ii младший тога тогата тогатус тога контабулата toga contabulata contabulatio контабуларий контабулярий коллекция гримани инв № 177