Улисс
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. пергамского оригинала, возможно, бронзового, нач. III в. до н. э.
Выс. 87 см.
Инв. № 496.Венеция, Национальный археологический музей. Фото: И. А. Шурыгин

Улисс.

Мрамор.
Римская копия II в. н. э. пергамского оригинала, возможно, бронзового, нач. III в. до н. э.
Выс. 87 см.
Инв. № 496.

Венеция, Национальный археологический музей.

Происхождение:
Пере­дан в дар Вене­ции по заве­ща­нию Доме­ни­ко Гри­ма­ни в 1523 г.

Описание:

II. 14 Улисс

Инв. № 98
мра­мор
выс. 105 см.
Рим­ская копия II в. н. э. элли­ни­сти­че­ско­го образ­ца, реста­ври­ро­ван­ная в XVI в. Из собра­ния Гри­ма­ни.

Работа, при­над­ле­жав­шая Доме­ни­ко Гри­ма­ни и нахо­див­ша­я­ся ранее в гер­цог­ском двор­це, после рестав­ра­ции, выпол­нен­ной во вто­рой поло­вине XVI в. Тици­а­ном Аспет­ти, при­двор­ным скуль­п­то­ром Джо­ван­ни Гри­ма­ни, была пере­ме­ще­на в обще­ст­вен­ное собра­ние ста­туй (Statuario Pubblico) вме­сте со всей семей­ной кол­лек­ци­ей. В резуль­та­те рестав­ра­ции были вос­со­зда­ны пра­вая рука с мечом, часть ножен, левая рука, ниж­ний край хла­миды и часть левой ноги.

Сведе­ния о рестав­ра­ции этой работы, а так­же Гла­ди­а­то­ра, содер­жат­ся в запис­ке Аспет­ти, хра­ня­щей­ся в Государ­ст­вен­ном архи­ве Вене­ции. Вполне веро­ят­но, что имен­но его иден­ти­фи­ка­ция ста­туи полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в XVI в. Дан­ная скульп­ту­ра явля­ет­ся одним из самых пре­крас­ных и самых зага­доч­ных изо­бра­же­ний Улис­са, и, воз­мож­но, вхо­ди­ла в груп­пу, пред­став­ляв­шую похи­ще­ние гре­ка­ми ста­туи Афи­ны из ее свя­ти­ли­ща в акро­по­ле Трои. Герой, голо­ва кото­ро­го пок­ры­та круг­лой вой­лоч­ной шап­кой (pileus), оде­тый в корот­кую хла­миду, осто­рож­но про­дви­га­ет­ся впе­ред. Доволь­но труд­но опре­де­лить, какая ста­туя послу­жи­ла образ­цом для вене­ци­ан­ской копии рим­ской эпо­хи. Гре­че­ский прото­тип раз­ны­ми авто­ра­ми дати­ру­ет­ся по-раз­но­му, но в основ­ном, III в. до н. э.; наи­бо­лее веро­ят­ным вре­ме­нем созда­ния рим­ской копии явля­ет­ся II в. н. э., ско­рее все­го, эпо­ха Анто­ни­нов, о чем свиде­тель­ст­ву­ют дета­ли тех­ни­ки, в част­но­сти, широ­кое при­ме­не­ние бура­ва. На эту же эпо­ху может ука­зы­вать опо­ра в виде ство­ла дере­ва с пан­ци­рем.

Marcella De Paoli

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2004 г. Описание: Favaretto I., De Paoli M., Dossi M. C. Museo Archeologico Nazionale di Venezia. Electa, Milano, 2004, с. 59, кат. № II. 14. (Перевод с ит. И. А. Шурыгин).
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римская копия греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana статуя статуи statua statuae статуя статуи statua statuae одиссей одиссея улисс улисса ulysses ulixes мрамор статуя одиссей улисс плащ ножны меч доспехи фибула застежка коллекция доменико гримани инв № 496