Эрот, натягивающий лук.

Мрамор. Римская работа II в. н. э. по греческому оригиналу 2-й пол. IV в. до н. э. скульптора Лисиппа.
Инв. № Гр. 3102 (А 199).

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Над­пись на базе: «При­об­ре­те­на в 1851 году от Пап­ско­го Пра­ви­тель­ства в замен уступ­ки оно­му зем­ли на Пала­тин­ской воз­вы­шен­но­сти».

Описание:
342. Эрот, натя­ги­ваю­щий тети­ву на лук.

Нале­во от Эрота сто­ит пень, пок­ры­тый льви­ною шку­рою, а радом Герак­ло­ва пали­ца — веро­ят­но, при­бав­ле­ние како­го-либо копи­ста, поже­лав­ше­го намек­нуть на то, что и самые силь­ные мира сего под­чи­не­ны богу люб­ви. Ори­ги­на­лом этой ста­туи (см. инте­рес­ное повто­ре­ние голо­вы ее в нашем музее под № 52), а так­же тех мно­го­чис­лен­ных повто­ре­ний ее, кото­рые встре­ча­ют­ся почти во всех евро­пей­ских музе­ях, счи­та­ют Эрота из брон­зы, сде­лан­но­го Лизип­пом для Тес­пий­цев, или так­же Эрота Пра­к­си­те­ля; но оба пред­по­ло­же­ния недо­ста­точ­но обос­но­ва­ны. Наша копия отно­сит­ся по рабо­те к II веку до Р. Х.

Эта ста­туя най­де­на в 1828 году в Риме, у собо­ра св. Иоан­на Лате­ран­ско­го, и хра­ни­лась в музее Кья­ра­мон­ти; она при­об­ре­те­на в 1851 г. от Пап­ско­го пра­ви­тель­ства вза­мен уступ­ки участ­ка зем­ли на Пала­тин­ской горе.

Голо­ва была отби­та, но она при­над­ле­жит к ста­туе. Реста­ври­ро­ва­ны нос, под­бо­ро­док, шея, пра­вая рука от пле­ча, левая от лок­тя, части­цы под пра­вым коле­ном и на внут­рен­ней сто­роне пра­вой ступ­ни. Пра­вая голень и левая нога от середи­ны ляж­ки до лоды­жек — антич­ные рестав­ра­ции I века до Р. Х., из каррар­ско­го мра­мо­ра. Встав­ка име­ет­ся на левой щеке.

См. Friederichs-Wolters, Gipsabgüsse № 1582. — Helbig, Führer2 I, № 437.

Парос­ский мра­мор. — Выс. 1,332 м.

Кизе­риц­кий Г. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типо­гра­фия А. Бен­ке, СПб, 1901. С. 164, кат. № 342.

273 (342). Ста­туя Эрота, натя­ги­ваю­ще­го лук.

Из Museo Chiaramonti Вати­ка­на; при­сла­на в 1851 г. папою Пием IX. В. 1,332 м.

Реста­ври­ро­ва­ны: нос, под­бо­ро­док, пра­вая рука от пле­ча, левая от лок­тя, ноги с плин­ту­сом и пнем, шея, мел­кие встав­ки.

Хоро­шая копия эпо­хи Авгу­ста с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла вто­рой поло­ви­ны IV в. до Р. Хр. Ори­ги­нал был из брон­зы, на нем не было пня со льви­ной шку­рой; по всей веро­ят­но­сти, работа Лисип­па, сто­яв­шая в Фес­пи­ях в Бео­тии воз­ле Эрота Пра­к­си­те­ля; изо­бра­же­ние дет­ско­го тела достой­но вели­ко­го нату­ра­ли­ста (см. № 281).

Вальд­гау­ер О. Ф. Крат­кое опи­са­ние музея древ­ней скульп­ту­ры. Т-во Р. Голи­ке и А. Виль­борг, СПб, 1912. С. 135, кат. № 273 (342).

273. Эрот, натя­ги­ваю­щий лук.

Новы: нос, под­бо­ро­док, пра­вая рука от пле­ча, левая от лок­тя, шея и мел­кие встав­ки, пере­ра­бота­ны: ноги с плин­ту­сом и пнем. Копия вре­ме­ни Авгу­ста с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла вто­рой поло­ви­ны IV в. до Р. Хр., веро­ят­но, работы Лисип­па. Из Вати­ка­на; при­сла­на в 1851 г. папою Пием IX. В. 0, 62 м. Зал XVI (бюстов). Может быть, ори­ги­нал сто­ял в Фес­пи­ях, в Бео­тии, в хра­ме Эрота; там же нахо­ди­лась ста­туя Пра­к­си­те­ля (№№ 264, 265).

Вальд­гау­ер О. Ф. Антич­ная скульп­ту­ра. Изда­тель­ство Брок­гауз-Ефрон, Пет­ро­град, 1924. С. 119, кат. № 273.

Источники:
(сс) 2010 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
Описание: (1) Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 164, кат. № 342.
(2) Вальдгауер О. Ф. Краткое описание музея древней скульптуры. Т-во Р. Голике и А. Вильборг, СПб, 1912. С. 135, кат. № 273 (342).
(3) Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 119, кат. № 273.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор статуя Эрот римская копия скульптор Лисипп из Сикиона эрот натягивающий лук эрот эроты Эрос амур амуры Купидон Инв № Гр 3102 Гр3102 А 199 А199
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА