Голова Адриана
Мрамор. Ок. 117—120 гг.Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.

Голова Адриана.

Мрамор. Ок. 117—120 гг.

Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.

Происхождение:
Преж­де в англий­ской част­ной кол­лек­ции.

Описание:
Эта голо­ва боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны изо­бра­жа­ет зре­ло­го креп­ко­го чело­ве­ка с длин­ны­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми, корот­кой боро­дой и уса­ми. Обра­бот­ка осно­вы бюста пред­по­ла­га­ет, что голо­ва встав­ля­лась в отдель­но изготов­лен­ное туло­ви­ще — обыч­ная рим­ская прак­ти­ка для импе­ра­тор­ских порт­ре­тов. Небреж­ная обра­бот­ка затыл­ка, по срав­не­нию с тща­тель­ным изо­бра­же­ни­ем волос боро­ды, гово­рит о том, что пер­во­на­чаль­но ста­туя нахо­ди­лась выше зри­те­ля. Хотя круп­ный раз­мер и не был иск­лю­чи­тель­но импе­ра­тор­ской пре­ро­га­ти­вой, поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что перед нами — порт­рет импе­ра­то­ра.

Есть еще более оче­вид­ный при­знак для иден­ти­фи­ка­ции — физи­че­ская внеш­ность муж­чи­ны. Порт­рет напо­ми­на­ет импе­ра­то­ра Адри­а­на, пра­вив­ше­го Римом в 117—138 гг. Наи­бо­лее отли­чи­тель­ный при­знак — его боро­да. Адри­ан был пер­вым рим­ским импе­ра­то­ром, носив­шим пол­ную боро­ду и усы. Одно из немно­го­чис­лен­ных лите­ра­тур­ных опи­са­ний его внеш­но­сти дает воз­мож­ное объ­яс­не­ние: «Он был высо­ко­го роста, отли­чал­ся внеш­ним изя­ще­ст­вом, зави­вал с помо­щью греб­ня свои воло­сы, отпу­стил боро­ду, чтобы скрыть при­род­ные недо­стат­ки лица, имел креп­кое тело­сло­же­ние»1. Дру­гой при­чи­ной, воз­мож­но, была оче­вид­ная связь боро­ды с гре­че­ским миром. Как упо­мя­ну­то во введе­нии, Адри­ан был самым элли­ни­зи­ро­ван­ным рим­ским импе­ра­то­ром. Неко­то­рые источ­ни­ки гово­рят, что он знал гре­че­ский язык луч­ше, чем латин­ский. С древ­них вре­мен гре­че­ские муж­чи­ны почти все­гда носи­ли боро­ды (ср. илл. 3, 6—9; кат. 9), но рим­ляне глад­ко бри­лись (ср. илл. 1—2, 14; кат. 11—14, 20). Воз­мож­но, Адри­ан носил боро­ду не толь­ко по кос­ме­ти­че­ским сооб­ра­же­ни­ям, но и в под­ра­жа­ние гре­кам, в осо­бен­но­сти гре­че­ским мыс­ли­те­лям. Как рим­ские импе­ра­то­ры, так и осталь­ные рим­ляне после­до­ва­ли этой моде после вступ­ле­ния Адри­а­на на пре­стол (кат. 23—25, 29, 31, 35—36).

До нас дошло око­ло 150 порт­ре­тов Адри­а­на. Август — един­ст­вен­ный рим­ский импе­ра­тор, суще­ст­ву­ю­щие порт­ре­ты кото­ро­го пре­вос­хо­дят коли­че­ст­вом порт­ре­ты Адри­а­на, хотя Адри­ан пра­вил менее поло­ви­ны прав­ле­ния Авгу­ста. Макс Вег­нер (Max Wegner), немец­кий спе­ци­а­лист по рим­ско­му порт­ре­ту, разде­лил суще­ст­ву­ю­щие порт­ре­ты Адри­а­на на шесть основ­ных типов2. Внут­ри каж­до­го типа суще­ст­ву­ет мно­же­ство вари­ан­тов, и, конеч­но, не все уче­ные при­ни­ма­ют клас­си­фи­ка­цию и мето­до­ло­гию Вег­не­ра. Доста­точ­но ска­зать, что голо­ва из кол­лек­ции Рай­ли наи­бо­лее близ­ка к 5-му типу Вег­не­ра. Эта груп­па порт­ре­тов изо­бра­жа­ет Адри­а­на вско­ре после его вступ­ле­ния на пре­стол, в воз­расте соро­ка с неболь­шим лет. Харак­тер­ная обра­бот­ка волос и боро­ды (коро­че, чем обыч­но), близ­ко поса­жен­ные гла­за и тяже­лые челю­сти похо­жи на Адри­а­на в Фос­сомброне3.

Воз­мож­но, корот­кая боро­да ука­зы­ва­ет на то, что Адри­ан — в тра­у­ре. Рим­ляне, обыч­но глад­ко выбри­тые, отра­щи­ва­ли боро­ды в знак тра­у­ра; те же, кто, подоб­но Адри­а­ну, носил боро­ду, корот­ко ее ост­ри­га­ли4. Голо­ва из кол­лек­ции Рай­ли мог­ла быть офи­ци­аль­ным порт­ре­том, изо­бра­жаю­щим Адри­а­на в тра­у­ре по его при­ем­но­му отцу, Тра­я­ну, импе­ра­то­ру в 98—117 гг. Это послу­жи­ло бы под­твер­жде­ни­ем пред­ло­жен­ной здесь ран­ней дати­ров­ки порт­ре­та.


При­ме­ча­ния


1 SHA, Hadrian 26. 1—2.

2 Wegner, Hadrian, Plotina, Marciana, Matidia, Sabina [Das römische Herrscherbild II, 3] (Berlin 1956). См. так­же обзор J. M. C. Toynbee in Gnomon 30 (1958) 13741. Допол­ни­тель­но см. M. Wegner, «Verzeichnis der Bildnisse von Hadrian und Sabina», Boreas 7 (1984) 105—156.

3 Museo Civico Inv. 70: FZ I, pl. 37a-d. Для свя­зан­ной, но более иде­а­ли­зи­ро­ван­ной вер­сии, см. A. Stavridis, «Römische Porträts im Archäologischen Museum von Chania», Boreas 8 (1985) 105, pl. 15 (Chania Museum Inv. 82). See also Cyrene Museum Inv. C 17017: E. Rosenbaum, Cyrenaican Portrait Sculpture (London 1960) no. 35, pl. 28.

4 Све­то­ний упо­ми­на­ет о такой тра­ди­ции в его био­гра­фи­ях Цеза­ря (67), Авгу­ста (23) и Кали­гу­лы (6). О порт­ре­те Адри­а­на, пред­по­ло­жи­тель­но, в тра­у­ре по Анти­ною, см. J. Bracker, Römer am Rhein (Cologne 1967) 140, no. A15, pl. 24.


Литература:
не пуб­ли­ко­ва­лось.

Источники:
© Фото, текст: http://www.vroma.org/~riley/
© 1997 Cedar Rapids Museum of Art, The Tom and Nan Riley Collection.
Photos by C. Randall Tosh, copyright © 1988 The University of Iowa Museum of Art.
Text from Richard Daniel De Puma. Roman Portraits. Iowa City, IA: The University of Iowa, 1988. Copyright © 1988 The University of Iowa Museum of Art.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император публий элий адриан адриана imperator publius aelius hadrianus портрет портреты портретный портретная римский мрамор портрет голова адриана римский император публий элий адриан