Голова Адриана
Мрамор. Ок. 117—120 гг.Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.

Голова Адриана.

Мрамор. Ок. 117—120 гг.

Сидар-Рапидс (США, Айова), Музей искусства, коллекция Райли.

Происхождение:
Преж­де в англий­ской част­ной кол­лек­ции.

Описание:
Эта голо­ва боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны изо­бра­жа­ет зре­ло­го креп­ко­го чело­ве­ка с длин­ны­ми вью­щи­ми­ся воло­са­ми, корот­кой боро­дой и уса­ми. Обра­бот­ка осно­вы бюста пред­по­ла­га­ет, что голо­ва встав­ля­лась в отдель­но изготов­лен­ное туло­ви­ще — обыч­ная рим­ская прак­ти­ка для импе­ра­тор­ских порт­ре­тов. Небреж­ная обра­бот­ка затыл­ка, по срав­не­нию с тща­тель­ным изо­бра­же­ни­ем волос боро­ды, гово­рит о том, что пер­во­на­чаль­но ста­туя нахо­ди­лась выше зри­те­ля. Хотя круп­ный раз­мер и не был иск­лю­чи­тель­но импе­ра­тор­ской пре­ро­га­ти­вой, поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что перед нами — порт­рет импе­ра­то­ра.

Есть еще более оче­вид­ный при­знак для иден­ти­фи­ка­ции — физи­че­ская внеш­ность муж­чи­ны. Порт­рет напо­ми­на­ет импе­ра­то­ра Адри­а­на, пра­вив­ше­го Римом в 117—138 гг. Наи­бо­лее отли­чи­тель­ный при­знак — его боро­да. Адри­ан был пер­вым рим­ским импе­ра­то­ром, носив­шим пол­ную боро­ду и усы. Одно из немно­го­чис­лен­ных лите­ра­тур­ных опи­са­ний его внеш­но­сти дает воз­мож­ное объ­яс­не­ние: «Он был высо­ко­го роста, отли­чал­ся внеш­ним изя­ще­ст­вом, зави­вал с помо­щью греб­ня свои воло­сы, отпу­стил боро­ду, чтобы скрыть при­род­ные недо­стат­ки лица, имел креп­кое тело­сло­же­ние»1. Дру­гой при­чи­ной, воз­мож­но, была оче­вид­ная связь боро­ды с гре­че­ским миром. Как упо­мя­ну­то во введе­нии, Адри­ан был самым элли­ни­зи­ро­ван­ным рим­ским импе­ра­то­ром. Неко­то­рые источ­ни­ки гово­рят, что он знал гре­че­ский язык луч­ше, чем латин­ский. С древ­них вре­мен гре­че­ские муж­чи­ны почти все­гда носи­ли боро­ды (ср. илл. 3, 6—9; кат. 9), но рим­ляне глад­ко бри­лись (ср. илл. 1—2, 14; кат. 11—14, 20). Воз­мож­но, Адри­ан носил боро­ду не толь­ко по кос­ме­ти­че­ским сооб­ра­же­ни­ям, но и в под­ра­жа­ние гре­кам, в осо­бен­но­сти гре­че­ским мыс­ли­те­лям. Как рим­ские импе­ра­то­ры, так и осталь­ные рим­ляне после­до­ва­ли этой моде после вступ­ле­ния Адри­а­на на пре­стол (кат. 23—25, 29, 31, 35—36).

До нас дошло око­ло 150 порт­ре­тов Адри­а­на. Август — един­ст­вен­ный рим­ский импе­ра­тор, суще­ст­ву­ю­щие порт­ре­ты кото­ро­го пре­вос­хо­дят коли­че­ст­вом порт­ре­ты Адри­а­на, хотя Адри­ан пра­вил менее поло­ви­ны прав­ле­ния Авгу­ста. Макс Вег­нер (Max Wegner), немец­кий спе­ци­а­лист по рим­ско­му порт­ре­ту, разде­лил суще­ст­ву­ю­щие порт­ре­ты Адри­а­на на шесть основ­ных типов2. Внут­ри каж­до­го типа суще­ст­ву­ет мно­же­ство вари­ан­тов, и, конеч­но, не все уче­ные при­ни­ма­ют клас­си­фи­ка­цию и мето­до­ло­гию Вег­не­ра. Доста­точ­но ска­зать, что голо­ва из кол­лек­ции Рай­ли наи­бо­лее близ­ка к 5-му типу Вег­не­ра. Эта груп­па порт­ре­тов изо­бра­жа­ет Адри­а­на вско­ре после его вступ­ле­ния на пре­стол, в воз­расте соро­ка с неболь­шим лет. Харак­тер­ная обра­бот­ка волос и боро­ды (коро­че, чем обыч­но), близ­ко поса­жен­ные гла­за и тяже­лые челю­сти похо­жи на Адри­а­на в Фос­сомброне3.

Воз­мож­но, корот­кая боро­да ука­зы­ва­ет на то, что Адри­ан — в тра­у­ре. Рим­ляне, обыч­но глад­ко выбри­тые, отра­щи­ва­ли боро­ды в знак тра­у­ра; те же, кто, подоб­но Адри­а­ну, носил боро­ду, корот­ко ее ост­ри­га­ли4. Голо­ва из кол­лек­ции Рай­ли мог­ла быть офи­ци­аль­ным порт­ре­том, изо­бра­жаю­щим Адри­а­на в тра­у­ре по его при­ем­но­му отцу, Тра­я­ну, импе­ра­то­ру в 98—117 гг. Это послу­жи­ло бы под­твер­жде­ни­ем пред­ло­жен­ной здесь ран­ней дати­ров­ки порт­ре­та.


При­ме­ча­ния


1 SHA, Hadrian 26. 1—2.

2 Wegner, Hadrian, Plotina, Marciana, Matidia, Sabina [Das römische Herrscherbild II, 3] (Berlin 1956). См. так­же обзор J. M. C. Toynbee in Gnomon 30 (1958) 13741. Допол­ни­тель­но см. M. Wegner, «Verzeichnis der Bildnisse von Hadrian und Sabina», Boreas 7 (1984) 105—156.

3 Museo Civico Inv. 70: FZ I, pl. 37a-d. Для свя­зан­ной, но более иде­а­ли­зи­ро­ван­ной вер­сии, см. A. Stavridis, «Römische Porträts im Archäologischen Museum von Chania», Boreas 8 (1985) 105, pl. 15 (Chania Museum Inv. 82). See also Cyrene Museum Inv. C 17017: E. Rosenbaum, Cyrenaican Portrait Sculpture (London 1960) no. 35, pl. 28.

4 Све­то­ний упо­ми­на­ет о такой тра­ди­ции в его био­гра­фи­ях Цеза­ря (67), Авгу­ста (23) и Кали­гу­лы (6). О порт­ре­те Адри­а­на, пред­по­ло­жи­тель­но, в тра­у­ре по Анти­ною, см. J. Bracker, Römer am Rhein (Cologne 1967) 140, no. A15, pl. 24.


Литература:
не пуб­ли­ко­ва­лось.

Источники:
© Фото, текст: http://www.vroma.org/~riley/
© 1997 Cedar Rapids Museum of Art, The Tom and Nan Riley Collection.
Photos by C. Randall Tosh, copyright © 1988 The University of Iowa Museum of Art.
Text from Richard Daniel De Puma. Roman Portraits. Iowa City, IA: The University of Iowa, 1988. Copyright © 1988 The University of Iowa Museum of Art.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет римский император публий элий адриан адриана imperator publius aelius hadrianus портрет портреты римский портрет мрамор портрет голова адриана римский император публий элий адриан