Детский саркофаг
Мрамор. Середина III в. н. э.
Инв. №№ 1303 (крышка), 1304 (ящик).
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, VII. 21. Фото: И. А. Шурыгин

Детский саркофаг.

Мрамор. Середина III в. н. э.
Инв. №№ 1303 (крышка), 1304 (ящик).

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, VII. 21.

Происхождение:
Най­ден в 1822 г. на Аппи­е­вой доро­ге, в вино­град­ни­ке Аммен­до­лы.

Описание:

497A. Дет­ский сар­ко­фаг (табл. 68).

Выс. 0,43 м, дл. 1,075 м, глуб. 0,36 м. Круп­но­зер­ни­стый свет­ло-серый мра­мор.

Допол­не­ны пра­вый верх­ний угол сар­ко­фа­га, лицо и пра­вая рука маль­чи­ка спра­ва с фоном меж­ду ними; отло­ма­на верх­няя треть колон­ны спра­ва; на крыш­ке два кус­ка в пра­вой поло­вине были выло­ма­ны.

На пере­д­ней сто­роне горе­льеф: спра­ва колон­на; затем груп­па из шести маль­чи­ков в туни­ках впо­ло­ви­ну дли­ны, в пла­щах, галант­но сви­саю­щих с левой руки, и в обу­ви; один (сле­ва) низ­ко нак­ло­нил­ся и целит­ся малень­ким круг­лым пред­ме­том в пра­вой руке, кото­рый ясно опре­де­ля­ет­ся как грец­кий орех, в ряд из четы­рех неболь­ших кучек оре­хов; две левые состо­ят из трех оре­хов, на кото­рых лежит чет­вер­тый, в то вре­мя как на дру­гих куч­ках этот чет­вер­тый ска­тил­ся вниз; нав­ст­ре­чу к маль­чи­ку спе­шит дру­гой, кото­ро­го тре­тий (меж­ду ними) пыта­ет­ся удер­жать, в то вре­мя как чет­вер­тый под­сту­па­ет спра­ва с под­ня­той пра­вой рукой; два осталь­ных вид­ны сле­ва на зад­нем плане смот­ря­щи­ми напра­во; тот, что сле­ва, дер­жит плащ таким обра­зом, как если бы хотел уда­рить им; сле­ва от этой груп­пы два маль­чи­ка в обу­ви и более корот­ких туни­ках, из кото­рых пра­вый схва­тил за воло­сы лево­го, кото­рый без­успеш­но пыта­ет­ся защи­тить­ся; меж­ду ног пра­во­го маль­чи­ка на зем­ле сно­ва куч­ка из четы­рех оре­хов, ска­тив­ших­ся, как спра­ва; совсем сле­ва груп­па из пяти дево­чек в под­по­я­сан­ных туни­ках и обу­ви; воло­сы собра­ны на макуш­ке в неболь­шой пучок; девоч­ка сле­ва сидит на низ­кой ска­ме­еч­ке впра­во и под­ни­ма­ет пра­вую руку — мизи­нец и безы­мян­ный палец загну­ты, осталь­ные выпрям­ле­ны — в беседе с дву­мя дру­ги­ми девоч­ка­ми спра­ва, из кото­рых одна сидит (на пере­д­нем плане), поло­жив пра­вую руку на три лежа­щих на зем­ле оре­ха; дру­гая сто­ит поза­ди нее и обра­ща­ет­ся к пер­вой, с живо­стью жести­ку­ли­руя; чет­вер­тая под­бе­га­ет сле­ва, при­под­ни­мая обе­и­ми рука­ми туни­ку, в подо­ле кото­рой она что-то несет; пятая спо­кой­но смот­рит сле­ва на про­ис­хо­дя­щее.

Изо­бра­же­ны девоч­ки, малень­кие и боль­шие маль­чи­ки, во вре­мя игры с грец­ки­ми оре­ха­ми, кото­рая зак­лю­ча­лась в том, чтобы бро­сать в малень­кие пира­мид­ки, состав­лен­ные из четы­рех оре­хов, пятым (nuces castellatae, ludi castellati; ср. E. Caetani Lovatelli, в указ. ниже соч., с. 56 ff.). Эта игра, оче­вид­но, пред­став­ле­на спра­ва, т. е. речь идет о ряде таких пира­мид и сна­ча­ла надо было целить­ся в даль­ние пира­миды; играю­щий бро­сил друг за дру­гом в две пира­миды; как толь­ко про­изо­шло нару­ше­ние пра­вил, так сра­зу маль­чи­ки из дру­гой коман­ды спе­шат поме­шать даль­ней­ше­му брос­ку. Оба малень­ких маль­чи­ка, у кото­рых речь идет толь­ко о куч­ке, дали волю рукам, и девоч­ки, кажет­ся, под­готав­ли­ва­ют новую пар­тию и две из них реша­ют при помо­щи игры на паль­цах («Morra»)1, кому из них начи­нать. Они игра­ют во внут­рен­ней части дома (зана­вес), маль­чи­ки во дво­ре.

На боко­вых сто­ро­нах низ­кий рельеф; спра­ва — сидя­щий гри­фон (следы крас­ной крас­ки), сле­ва — лежа­щий гри­фон; под его пра­вой пере­д­ней лапой голо­ва бара­на.

На крыш­ке спе­ре­ди низ­кий рельеф, в середине пустая, лишь обрам­лен­ная, таб­лич­ка для над­пи­си, под­дер­жи­ва­е­мая дву­мя паря­щи­ми обо­ра­чи­ваю­щи­ми­ся эрота­ми; спра­ва и сле­ва от них по одной цве­точ­ной вазе, далее по одно­му паря­ще­му нару­жу огляды­ваю­ще­му­ся эроту с факе­лом.

Позд­няя, но очень живая работа.

Соглас­но над­пи­си навер­ху пра­вой боко­вой сто­ро­ны, най­ден в 1822 г. в Vigna Ammendola на Via Appia по эту сто­ро­ну S. Sebastiano (P. S. AMMENDOLA 1822; ср. Benndorf-Schöne, Die antiken Bildw. des lateran. Museums, с. 112).

Валь­тер Аме­лунг

1 Morra (итал. Morra, франц. Mourre), извест­ная уже в древ­но­сти игра, когда оба игро­ка под­ни­ма­ют кулак вплоть до высоты лица и однов­ре­мен­но выстав­ля­ют любое коли­че­ство паль­цев, в то вре­мя как каж­дый при этом назы­ва­ет чис­ло, кото­рое он счи­та­ет сум­мой всех выстав­лен­ных паль­цев. Выиг­ры­ва­ет тот, кто уга­дал. Если уга­да­ли оба или никто, игра счи­та­ет­ся недей­ст­ви­тель­ной. Древ­ние рим­ляне назы­ва­ли игру «micare digitis» (свер­ка­ние паль­цев). В Ита­лии до сих пор в нее страст­но игра­ют; кро­ме того, игра рас­про­стра­не­на в Китае и у ост­ро­ви­тян южной части Тихо­го оке­а­на. [Meyers Großes Konversations Lexikon] (Прим. пере­вод.)


Литература:
Melchiorri Atti dell’ Academia romana di archeologia 1825 S. 149 mit Tafel (ohne die Ergänzungen);
Gerhard Prodromus S. 309;
E. Caetani-Lovatelli Bullettino della commiss. archeol. comun. 1882 S. 59;
Idem. Monumenti antichi S. 173;
Helbig Nr. 99.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные — музейная аннотация.
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Т. I, с. 638—639, кат. № 497A.
© 2015 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского.

комм.
Ключевые слова: мрамор детский саркофаг крышка саркофага детские игры играющие дети игра в орехи грецкий орех nuces castellatae ludi castellati игра Морра Morra micare digitis драка дерущиеся дети мальчик мальчики девочка девочки детская одежда обувь туника летящий крылатый эрот летящие крылатые эроты горящий факел ваза с цветами цветы via Appia Инв № 1303 Инв № 1304 кат № 497A 497 A