«Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»).

Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э.
Инв. № Camee. 264.

Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей.

Происхождение:
ПАРИЖ, 8 сент. 1912 г. Бла­го­да­ря уси­ли­ям Бабе­ло­на, хра­ни­те­ля Каби­не­та меда­лей Нацио­наль­ной биб­лио­те­ки Фран­ции, «Вели­кая камея Фран­ции» была вос­ста­нов­ле­на в опра­ве, про­пав­шей око­ло сто­ле­тия назад, и вновь выстав­ле­на для обо­зре­ния.

Это про­из­веде­ние искус­ства, изу­ми­тель­но выре­зан­ное из ага­та, про­слав­ля­ет Гер­ма­ни­ка. Изна­чаль­но оно нахо­ди­лось в сок­ро­вищ­ни­це цеза­рей в Риме, затем в сок­ро­вищ­ни­це визан­тий­ских импе­ра­то­ров. Импе­ра­тор Кон­стан­ти­но­по­ля Бал­ду­ин II про­дал камею коро­лю Фран­ции Луи Свя­то­му, кото­рый поме­стил ее в Сен-Шапель. Соглас­но хри­сти­а­ни­зи­ро­ван­ной трак­тов­ке сюже­та, на Вели­кой камее был пред­став­лен три­умф Иоси­фа при дво­ре фара­о­на. В тече­ние Ави­ньон­ско­го пери­о­да камея при­над­ле­жа­ла Папам, а затем в прав­ле­ние Кар­ла V была воз­вра­ще­на в Сен-Шапель.

Во вре­ме­на Рево­лю­ции камея, кото­рую в 1791 г. Нацио­наль­ная Ассам­блея пере­ме­сти­ла в Кабинет меда­лей, была похи­ще­на. Поли­ции Напо­лео­на уда­лось обна­ру­жить ее в Амстер­да­ме, где ее соби­ра­лись про­дать за 60 тыс. дол­ла­ров. Одна­ко золотая опра­ва не сох­ра­ни­лась: похи­ти­те­ли пере­пла­ви­ли ее. Совре­мен­ную опра­ву по пору­че­нию Напо­лео­на изгото­вил юве­лир Дела­фон­тен, уче­ник Дела­круа.

Имен­но эта опра­ва из золо­че­ной брон­зы в фор­ме пор­ти­ка, под­дер­жи­ва­е­мо­го дву­мя льва­ми, и была най­де­на недав­но. (Нью-Йорк Таймс, 22 сент. 1912 г.).

Описание:
«Вели­кая фран­цуз­ская камея»
Пяти­слой­ный сар­до­никс.
Кон­стан­ти­но­поль, око­ло 23 (г. н. э.?).
Сок­ро­вищ­ни­ца Сен-Шапель, камея. 264.

Эта антич­ная камея, самая круп­ная из извест­ных, укра­ше­на 24 фигу­ра­ми, кото­рые разде­ле­ны на три уров­ня, напо­ми­наю­щие три мира: навер­ху — мир геро­изи­ро­ван­ных усоп­ших, в цен­тре — мир живых и вни­зу — мир побеж­дён­ных.

Сред­не­ве­ко­вая тра­ди­ция виде­ла здесь три­умф Иоси­фа при еги­пет­ском дво­ре. Начи­ная с XVII в. бла­го­да­ря рим­ским моне­там глав­ные пер­со­на­жи были узна­ны, одна­ко неко­то­рые из них точ­но не иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны. В цен­тре нахо­дит­ся импе­ра­тор Тибе­рий со сво­ей мате­рью Ливи­ей и наслед­ни­ка­ми. Над этой сце­ной нави­са­ют его пред­ше­ст­вен­ни­ки Август (или Цезарь) и Гер­ма­ник. В ниж­ней части изо­бра­же­ны плен­ные вар­ва­ры (гер­ман­цы, пар­фяне).

Эта работа, несо­мнен­но, име­ет опре­де­лён­ное поли­ти­че­ское зна­че­ние: она утвер­жда­ет дина­сти­че­скую пре­ем­ст­вен­ность и леги­тим­ность Юли­ев-Клав­ди­ев в Рим­ской импе­рии.

Воз­мож­но, эту камею при­об­рёл Людо­вик Свя­той в Кон­стан­ти­но­по­ле. Впер­вые она упо­ми­на­ет­ся в V инвен­тар­ной опи­си сок­ро­вищ­ни­цы Сен-Шапель око­ло 1279 г. В XIV в. Карл V вста­вил эту камею в рос­кош­ную опра­ву из дра­го­цен­ных метал­лов, кото­рая про­па­ла, когда камея была укра­де­на в 1804 г.


Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Происхождение: Нью-Йорк Таймс, 22 сент. 1912 г. (пер. с англ. И. А. Шурыгин).
Данные — музейная аннотация (пер. с фр.: С. Э. Таривердиева.).

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: пятислойный сардоникс камея камеи камея Тиберия Большая камея Франции трехъярусная композиция жест жестикуляция торжественная поза Французская сонм богов мужской женский портрет римский император Октавиан Август жезл скипетр крылатый конь Пегас эрот эроты Эрос амур амуры Купидон гений гении славы Тиберий императрица Ливия Друзилла Юлия Августа g132 полководец Германик Цезарь g145 Germanicus Caesar Друз Цезарь Младший Юлии-Клавдии доспехи полководца Антония Младшая обувь лавровый венок шлем щит подставка скамеечка для ног душа ребенок младенец мужская женская одежда трон Инв № Camee 264
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА