Камея «Клавдий и Мессалина на колеснице»
Сардоникс. Рим, середина I в. н. э.
Оправа работы Джосии Белле, XVII в.
Инв. № Camee. 276.
Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей. Фото: И. А. Шурыгин

Камея «Клавдий и Мессалина на колеснице».

Сардоникс. Рим, середина I в. н. э.
Оправа работы Джосии Белле, XVII в.
Инв. № Camee. 276.

Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей.

Происхождение:
Из кол­лек­ции Людо­ви­ка XIV.

Описание:
Спут­ни­ца Клав­дия на колес­ни­це иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся одни­ми иссле­до­ва­те­ля­ми как Мес­са­ли­на, дру­ги­ми — как Агрип­пи­на млад­шая. В музей­ной аннота­ции она пред­став­ле­на как Мес­са­ли­на. Ниже мы при­во­дим фраг­мент моно­гра­фии «Representing Agrippina», автор кото­рой сооб­ща­ет свои аргу­мен­ты в поль­зу про­ти­во­по­лож­ной вер­сии.

На камее изо­бра­же­но празд­но­ва­ние брач­но­го сою­за Клав­дия и Агрип­пи­ны как пово­рот­но­го пунк­та прин­ци­па­та Клав­дия. На этой гем­ме (Париж, Кабинет меда­лей, № 276) импе­ра­тор пред­став­лен в обра­зе Трип­то­ле­ма, а его супру­га в обра­зе Цере­ры. Они сто­ят на кры­ла­той повоз­ке без колес, запря­жен­ной зме­я­ми. В гре­че­ском искус­стве, начи­ная с третьей чет­вер­ти VI века до н. э., подоб­ная повоз­ка явля­лась глав­ным атри­бу­том Трип­то­ле­ма. Импе­ра­тор одет в палуда­мен­тум, край кото­ро­го он дер­жит в левой руке, и защи­щен пан­ци­рем, пере­вя­зан­ным рем­нем (cingulum). На Агрип­пине хитон без рука­вов и накид­ка. Она нак­ло­ни­лась впе­ред и дер­жит в вытя­ну­той руке какой-то широ­кий пред­мет, воз­мож­но, сосуд для разда­чи зер­на. В ее левой руке вид­ны коло­сья и сте­бель мака — тра­ди­ци­он­ные атри­бу­ты Цере­ры.

Иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что камея отра­жа­ет инте­рес импе­ра­то­ра к Элев­син­ским мисте­ри­ям, кото­рые он, соглас­но Све­то­нию (Claudius, 25. 5), пытал­ся пере­не­сти из Гре­ции в Рим. Кро­ме того, Alföldi, исполь­зуя парал­лель с тра­ди­ци­ей Пто­ле­ме­ев изо­бра­жать импе­ра­то­ра как «ново­го Трип­то­ле­ма», попы­тал­ся свя­зать этот худо­же­ст­вен­ный сим­во­лизм либо с нача­лом прав­ле­ния, либо с празд­но­ва­ни­ем како­го-то юби­лея в тече­ние это­го прав­ле­ния, и нашел, что тако­вым мог­ло явить­ся празд­но­ва­ние Секу­ляр­ных игр 47 года. Новый Трип­то­лем, как выра­зи­тель­ный сим­вол, вполне так­же мог отра­жать и дру­гое собы­тие, про­изо­шед­шее в прав­ле­ние Клав­дия, а имен­но, низ­вер­же­ние Мес­са­ли­ны и после­до­вав­ший за ним брак с Агрип­пи­ной, кото­рый мог вос­при­ни­мать­ся как новое нача­ло. Миф о Трип­то­ле­ме являл­ся силь­ной мета­фо­рой для это­го нача­ла. В отли­чие от гоме­ров­ско­го гим­на Демет­ре, после­до­вав­шие за ним вер­сии мифа о похи­ще­нии Пер­се­фо­ны повест­ву­ют о появ­ле­нии зем­леде­лия как наг­ра­ды от Демет­ры для тех, кто сооб­щил ей об этом похи­ще­нии. Соглас­но мифу, Демет­ра обу­чи­ла Трип­то­ле­ма зем­леде­лию и посла­ла его на кры­ла­той повоз­ке, запря­жен­ной зме­я­ми, пере­дать этот дар чело­ве­че­ско­му роду. Пред­став­ле­ние импе­ра­то­ра как ново­го Трип­то­ле­ма, при­но­ся­ще­го людям зер­но, напол­ня­лось осо­бым смыс­лом в обще­стве, где импе­ра­тор при­ни­мал на себя и нес ответ­ст­вен­ность за снаб­же­ние наро­да зер­ном по доступ­ным ценам. На дан­ной камее зер­но разда­ет не Клав­дий, а Агрип­пи­на. Визу­аль­ный язык камеи сооб­ща­ет нам, что брак с Агрип­пи­ной, «новой Демет­рой», поло­жил нача­ло ново­му про­цве­та­нию.


Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2005 г. Описание: J. Ginsburg. Representing Agrippina: Constructions of Female Power in the Early Roman Empire. Oxford University Press, 2005. P. 93—94.
© 2014 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин
Данные — музейная аннотация.
Ключевые слова: камея сардоникс Клавдий и Валерия Мессалина Valeria Messalina Агриппина Младшая в образе Триптолема и Деметры на колеснице колесница крылатый змей крылатые змеи колесница крылатый дракон крылатые драконы Триптолем миф о Триптолеме и Деметре Деметра военный плащ палудаментум paludamentum женская одежда хитон накидка ремень cingulum Инв № Camee 276