Колоссальная голова Адриана
Мрамор. 130-е гг.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 7.

Колоссальная голова Адриана.

Мрамор. 130-е гг.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 7.

Описание:
В отли­чие от ран­них, внеш­них, офи­ци­аль­ных порт­ре­тов Адри­а­на его позд­ние изо­бра­же­ния боль­ше гово­рят о его внут­рен­ней жиз­ни. В извест­ной мере они отра­жа­ют глу­бо­кое разду­мье, печаль, разо­ча­ро­ва­ние, овла­дев­шие им в послед­ние годы жиз­ни. В бюсте Вати­кан­ско­го музея, про­ис­хо­дя­щем из мав­зо­лея Адри­а­на, он изо­бра­жен уже в пре­клон­ном воз­расте, болез­нен­ным и уста­лым. Порт­рет отно­сит­ся, по всей веро­ят­но­сти, ко [с.58] вре­ме­ни построй­ки мав­зо­лея, нача­той в послед­ние годы жиз­ни Адри­а­на. Пес­си­мизм, недо­ве­рие к людям ска­зы­ва­ют­ся в бес­по­кой­ном взгляде глаз, веки кото­рых кажут­ся при­пух­ши­ми. Эти наст­ро­е­ния, харак­тер­ные для послед­них дней жиз­ни Адри­а­на, хоро­шо выра­же­ны в сти­хах, напи­сан­ных им перед смер­тью:

«Душа моя, ски­та­ли­ца
И тела гостья, спут­ни­ца,
В покой теперь ухо­дишь ты
Уны­лый, мрач­ный, голый край,
Забыв весе­лость преж­нюю».
(Элий Спар­ти­ан, Жиз­не­опи­са­ние Адри­а­на, XXV, 9)

В порт­ре­те из мав­зо­лея испол­не­ние лица Адри­а­на с впа­лы­ми щека­ми, запав­ши­ми губа­ми и дру­ги­ми чер­та­ми ста­ро­сти так же обоб­щен­но-иде­а­ли­зи­ро­ван­но, как и на более ран­них его изо­бра­же­ни­ях.


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 57—58, илл. 90.

комм.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император публий элий адриан адриана imperator publius aelius hadrianus портрет портреты портретный портретная римский династия антонинов антонины мрамор колоссальная портрет бюст голова адриана римский император публий элий адриан