Голова статуи Антиноя.

Мрамор. 130-е гг.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Описание:
Для искус­ства вре­ме­ни Адри­а­на вели­ко зна­че­ние обра­за Анти­ноя. Анти­ной — моло­дой грек из Вифи­нии, люби­мец Адри­а­на, отли­чал­ся необык­но­вен­ной кра­сотой. Он соп­ро­вож­дал импе­ра­то­ра во всех его путе­ше­ст­ви­ях. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Егип­те Анти­ной, по пре­да­нию, покон­чил с собой, бро­сив­шись в Нил. После его само­убий­ства, кото­рым он, по мне­нию совре­мен­ни­ков, отвра­тил гибель Адри­а­на, ему пред­ска­зан­ную, был учреж­ден культ Анти­ноя, в кото­ром соеди­ни­лись рели­ги­оз­ные пред­став­ле­ния Древ­не­го Егип­та с обра­за­ми гре­че­ских богов — явле­ние, харак­тер­ное для это­го вре­ме­ни. Культ Анти­ноя полу­чил широ­кое рас­про­стра­не­ние глав­ным обра­зом в Гре­ции и в Егип­те. Его почи­та­ли как Ози­ри­са и Адо­ни­са, Апол­ло­на и Дио­ни­са, посвя­ща­ли ему хра­мы и алта­ри. «Гре­ки, по воле Адри­а­на, обо­же­ст­ви­ли Анти­ноя и утвер­жда­ли, что через него дают­ся пред­ска­за­ния» (Элий Спар­ти­ан, Жиз­не­опи­са­ние Адри­а­на, XIV, 7).

Чека­ни­лись моне­ты с изо­бра­же­ни­ем Анти­ноя. Сох­ра­ни­лось очень мно­го его порт­ре­тов, боль­шая часть их была выпол­не­на в Гре­ции и восточ­ных про­вин­ци­ях Рим­ской импе­рии.

Во всех этих порт­ре­тах мы видим одни и те же чер­ты, вос­про­из­во­дя­щие, по-види­мо­му, реаль­ный образ: муску­ли­стый торс с широ­ки­ми пле­ча­ми, доволь­но тон­кие руки, округ­лое лицо с пол­ны­ми щека­ми, пух­лые губы, доволь­но круп­ный нос, пря­мые бро­ви. Следу­ет думать, что все порт­ре­ты Анти­ноя вос­хо­дят к одно­му прото­ти­пу. Инди­виду­аль­ные чер­ты иде­а­ли­зи­ро­ва­ны, боль­шин­ство порт­ре­тов пред­став­ля­ет его геро­и­че­ски [с.59] обна­жен­ным, как гре­че­ско­го атле­та (напри­мер, ста­туя Нацио­наль­но­го музея в Неа­по­ле, один из луч­ших порт­ре­тов Анти­ноя), или в виде како­го-либо гре­че­ско­го боже­ства (напри­мер, ста­туя в Вати­кане, изо­бра­жаю­щая его в обра­зе Дио­ни­са). Одна­ко кра­си­вое юно­ше­ское тело лише­но силы и муже­ства гре­че­ских про­об­ра­зов. Его чув­ст­вен­ная кра­сота соеди­ня­ет­ся с выра­же­ни­ем том­ной гру­сти и какой-то покор­но­сти судь­бе.


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ. М., «Искусство», 1975, с. 58—59, илл. 94.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор портрет голова Антиной