Саркофаг с изображением эротов-гирландофоров и портретом покойного в клипеусе
Мрамор.
1-я пол. III в. н. э.
Дл. 210 см, выс. 63 см, шир. 58 см.
Салерно, Кафедральный собор. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображением эротов-гирландофоров и портретом покойного в клипеусе.

Мрамор.
1-я пол. III в. н. э.
Дл. 210 см, выс. 63 см, шир. 58 см.

Салерно, Кафедральный собор.

Происхождение:
Салер­но, мест­ное про­из­вод­ство.

Описание:

Сар­ко­фаг с эрота­ми-гир­лян­до­фо­ра­ми и порт­ре­том покой­но­го в круг­лом меда­льоне

Место­на­хож­де­ние: Салер­но, Дуо­мо, атрий, южная сто­ро­на. Ранее нахо­дил­ся на антич­ном клад­би­ще к восто­ку от кам­па­ни­лы Дуо­мо.
Про­из­вод­ство: мест­ное.
Цвет: белый.
Раз­ме­ры: выс. 0,63 м; дл. 2,10 м; шир. 0,58 м.

Состо­я­ние:
a) Сар­ко­фаг: поверх­ност­ные дефек­ты. Мно­гие части релье­фа утра­че­ны. Верх­няя и ниж­няя листе­ли с мно­же­ст­вен­ны­ми ско­ла­ми. Внут­ри кли­пе­уса по сто­ро­нам от порт­ре­та чита­ют­ся бук­вы над­пи­си: DEPOSITUS / IOANIS TETTONI COLONIBUS NOSTRIS POSITUS TESTAMENTO.
b) Крыш­ка не при­над­ле­жит дан­но­му сар­ко­фа­гу, пред­став­ля­ет собой пере­ра­ботан­ную в совре­мен­ную эпо­ху пли­ту из чипол­ло, зак­ры­ваю­щую сар­ко­фаг.

Опи­са­ние: Сар­ко­фаг выпол­нен в виде моно­лит­но­го ящи­ка пря­мо­уголь­ной фор­мы, пере­д­няя поверх­ность кото­ро­го огра­ни­че­на свер­ху и сни­зу тон­ки­ми листе­ля­ми. На фрон­таль­ном релье­фе изо­бра­же­ны четы­ре обна­жен­ных эрота-гир­лян­до­фо­ра с пыш­ны­ми шеве­лю­ра­ми, обра­зу­ю­щие сим­мет­рич­ную ком­по­зи­цию. Каж­дый из них дер­жит в руке гир­лян­ду из фрук­тов и цве­тов, пере­вя­зан­ную длин­ной вол­ни­стой лен­той. Два край­них пут­ти как буд­то в тан­це дви­жут­ся кна­ру­жи, пере­но­ся вес на наруж­ную ногу; двое дру­гих обра­зу­ют сим­мет­рич­ную схе­му. Голо­ва каж­до­го эрота обра­ще­на в сто­ро­ну соседа. В цен­тре релье­фа рас­по­ло­жен круг­лый меда­льон с бюстом покой­но­го, огра­ни­чен­ный двой­ной листе­лью. Чер­ты лица чет­ко очер­че­ны. На покой­ном харак­тер­ное оде­я­ние — туни­ка и toga contabulata; у него име­ет­ся бород­ка, при­чес­ка корот­кая, спе­ре­ди обра­зу­ю­щая «шапоч­ку». На пра­вом тор­це сар­ко­фа­га изо­бра­жен в про­филь гриф, сидя­щий на зад­них лапах с высо­ко­под­ня­той голо­вой.

Обсуж­де­ние: Соглас­но Staibano, кото­рый впер­вые интер­пре­ти­ро­вал над­пись в кли­пе­усе по сто­ро­нам от порт­ре­та покой­но­го, сар­ко­фаг был исполь­зо­ван семей­ст­вом Тет­тоне (Tettone), извест­ным в Салер­но в VIII в.; дан­ный факт под­твер­жда­ет, что одна из древ­ней­ших салерн­ских семей исполь­зо­ва­ла антич­ные сар­ко­фа­ги в каче­стве усы­паль­ниц. В древ­но­сти этот сар­ко­фаг, как и осталь­ные салерн­ские сар­ко­фа­ги, нахо­дил­ся на антич­ном клад­би­ще рядом с Дуо­мо, а в насто­я­щее вре­мя он сто­ит в пра­вом кры­ле мону­мен­таль­но­го атрия собо­ра. Рельеф дан­но­го экзем­пля­ра, про­из­веден­но­го в кам­пан­ской мастер­ской, функ­ци­о­ни­ро­вав­шей в кон­це II в. н. э., пред­став­ля­ет собой сво­бод­ную ком­по­зи­цию из раз­лич­ных тем (мотив гир­лянд, тра­ди­ци­он­ный для Малой Азии, сме­шан с темой эротов, оли­це­тво­ря­ю­щих вре­ме­на года). Его ико­но­гра­фия опре­де­лен­но напо­ми­на­ет неко­то­рые типич­ные чер­ты сар­ко­фа­гов с темой «Вре­ме­на года», такие как фор­ма кли­пе­уса, пред­став­ля­ю­ще­го собой окан­то­ван­ный меда­льон с вогну­той поверх­но­стью, или рас­по­ло­же­ние четы­рех при­тан­цо­вы­ваю­щих эротов, дер­жа­щих в руках вме­сто типич­ных кор­зи­нок пыш­ные гир­лян­ды с фрук­та­ми и цве­та­ми. Matz под­чер­ки­вал алле­го­рич­ность и сим­во­лич­ность это­го жан­ра, не име­ю­ще­го ника­ко­го отно­ше­ния к мифо­ло­ги­че­ско­му типу сар­ко­фа­гов. Hanfmann и Turcan интер­пре­ти­ро­ва­ли гени­ев в каче­стве Вре­мен года, при­но­ся­щих дары покой­но­му. Пред­став­ля­ет­ся полез­ным срав­не­ние с неко­то­ры­ми дру­ги­ми сар­ко­фа­га­ми, несу­щи­ми релье­фы на тему Вре­мен года, выпол­нен­ны­ми по схо­жей ико­но­гра­фи­че­ской схе­ме: один из них выстав­лен в пизан­ском мону­мен­таль­ном Кам­по­сан­то, дру­гой — в Остии, тре­тий — в рим­ском палац­цо Мат­теи, чет­вер­тый — в глип­то­те­ке Копен­га­ге­на. Соглас­но схе­ме Krantz’а, в нача­ле III в. н. э. появ­ля­ет­ся тип с четырь­мя тан­цу­ю­щи­ми либо сто­я­щи­ми эрота­миВре­ме­на­ми года, двое из кото­рых явля­ют­ся кли­пе­о­фо­ра­ми. Наш слу­чай отли­ча­ет­ся тем, что жест­кая сим­мет­рич­ная схе­ма в ком­по­зи­ци­он­ном отно­ше­нии пред­став­ля­ет­ся состо­я­щей из трех частей: две боко­вые — сим­мет­рич­ные, сво­ей ста­тич­но­стью опре­де­лен­но фоку­си­ру­ют вни­ма­ние на цен­траль­ном кли­пе­усе; даже танец здесь сво­дит­ся к застыв­шей холод­ной схе­ме. Подоб­ная же схе­ма вос­про­из­веде­на с неболь­ши­ми вари­а­ци­я­ми и упро­ще­ни­ем темы еще на двух сар­ко­фа­гах, про­из­веден­ных в Кам­па­нии. Один из них хра­нит­ся в музее Сан­нио в Бене­вен­то; на нем пред­став­ле­ны четы­ре пут­ти, дер­жа­щих лав­ро­вые гир­лян­ды и цен­траль­ный лав­ро­вый венок. Вто­рой сар­ко­фаг, иден­тич­ный пер­во­му, но работы низ­ко­го каче­ства, нахо­дит­ся в Анти­ква­рии Тер­ра­чи­ны. Мотив листьев акан­та под кли­пе­усом мож­но видеть так­же на салерн­ском сар­ко­фа­ге с релье­фом на мор­скую тему, изготов­лен­ным, по-види­мо­му, в той же мастер­ской.

Типо­ло­гия порт­ре­та и изо­бра­жен­ная на нем toga contabulata с гори­зон­таль­ной склад­кой дра­пи­ров­ки соот­вет­ст­ву­ют вку­сам и моде середи­ны III века н. э.

Angela Palmentieri

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 256—257.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor мужчина мужчины мужской портрет саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi портреты портретный портретная времена года время сезон щитовой со щитом щитовые клипеус в круглом медальоне щитовидный медальон clipeus clupeus imago clipeata мужская рельефы рельефный мрамор гирлянда гирлянды serta борода бородатый barba barbatum тения лента повязка taenia tainia крылатый крылатого alatus alata фрукт фрукты плод плоды frux fruges тога тоге toga тогатус togatus гирландофор гирляндофор гирляндофоры контабулата контабуларий контабулярий contabulata contabulatio акант аканф лист листья аканта аканфа acantus depositus ioanis tettoni colonibus nostris positus testamento