Константин I
Мрамор.Инв. № 273 (инв. оп. 1914).Флоренция, Галерея Уффици. Фото: И. А. Шурыгин

Константин I.

Мрамор.
Инв. № 273 (инв. оп. 1914).

Флоренция, Галерея Уффици.

Описание:

168. Бюст с голо­вой Вален­та (?) (т. н. Кон­стан­тин) (инв. оп. 1914 № 273)

Ита­лий­ский мра­мор. Высота общая 0,39 м; антич­ной части 0,21 м.

Совре­мен­ная рестав­ра­ция: нос, пра­вая часть верх­ней губы, уши, части под­бо­род­ка (вос­пол­не­ны гип­сом). Тре­щи­на, начи­наю­ща­я­ся под под­бо­род­ком и про­хо­дя­щая по пра­вой поло­вине шеи до вер­ха голо­вы запол­не­на гип­сом и пок­ры­та шту­ка­тур­кой. Голо­ва уста­нов­ле­на на неболь­шой бюст совре­мен­ной работы из бело­го мра­мо­ра. На цоко­ле бело­го мра­мо­ра име­ет­ся таб­лич­ка с над­пи­сью CONSTANTINVS M. Следы повреж­де­ний на голо­ве, полу­чен­ные при пожа­ре в 1762 г. (Pelli), не опре­де­ля­ют­ся; воз­мож­но, они были уда­ле­ны при чист­ке поверх­но­сти.

Досто­вер­ных сведе­ний об исто­рии дан­но­го порт­ре­та до его поступ­ле­ния в Гале­рею не име­ет­ся. Извест­но, что в 1704 г. он при­сут­ст­во­вал в Гале­рее. Из упо­мя­ну­то­го выше сооб­ще­ния G. Pelli сле­ду­ет, что в 1762 г. бюст нахо­дил­ся в север­ной части III коридо­ра Гале­реи. С дру­гой сто­ро­ны, соглас­но запи­си в архи­ве Гале­реи Уффи­ци, XIV, при­веден­ной в ссыл­ке («…и голо­ва Импе­ра­то­ра с диа­де­мой на голо­ве и накид­кой на пле­чах»), голо­ва мог­ла посту­пить в Гале­рею в 1781 г. при пере­ме­ще­нии пред­ме­тов искус­ства с вил­лы Анти­ми­но и Пра­то­ли­но. На про­тя­же­нии пред­ше­ст­во­вав­ших 20 лет голо­ва мог­ла отсут­ст­во­вать в Гале­рее, будучи вре­мен­но пере­ме­щен­ной из нее, как и мно­гие дру­гие пред­ме­ты. В XIX в. она была уста­нов­ле­на в III коридо­ре, где нахо­дит­ся и поныне.

Dütschke был сог­ла­сен с тра­ди­ци­он­ной иден­ти­фи­ка­ци­ей голо­вы как порт­ре­та Кон­стан­ти­на Вели­ко­го. J. Bernoulli на осно­ва­нии сти­ля и типа диа­де­мы иск­лю­чил воз­мож­ность такой иден­ти­фи­ка­ции и при­нял атри­бу­та­цию P. Arndt’а, кото­рый опре­де­лил, что это голо­ва Вален­ти­ни­а­на I (Amelung и Hekler счи­та­ли это утвер­жде­ние спор­ным), отме­чая при этом труд­но­сти иден­ти­фи­ка­ции, осо­бен­но при срав­не­нии с изо­бра­же­ни­я­ми на моне­тах. Недав­но к этой про­бле­ме вер­ну­лись H. P. L’Orange и R. Delbrück. Пер­вый счи­та­ет голо­ву более позд­ней, чем две колос­саль­ные голо­вы в палац­цо Кон­сер­ва­то­ров и, как и F. Poulsen, срав­ни­ва­ет ее с голо­вой в глип­то­те­ке Карлс­бер­га (Hekler, 305b; NyCSculpt, p. 536, Billedt, 771), а так­же с голо­вой из Три­ра (Delbrück KPortr, p. 193, ill. 90). R. Delbrück, как и преды­ду­щие авто­ры, рас­смат­ри­вая этот порт­рет как раз­ви­тие Кон­стан­ти­но­ва типа, уточ­нил, что порт­ре­ты Вален­ти­ни­а­на и Вален­та мог­ли быть изготов­ле­ны в Риме в 365—366 годах и, при­ни­мая во вни­ма­ние тип диа­де­мы, учреж­ден­ной Кон­стан­ти­ном на 20-летие сво­его про­воз­гла­ше­ния авгу­стом (325—326 гг.), счи­та­ет, что на порт­ре­те пред­став­лен Валент в воз­расте око­ло 50 лет. Порт­рет носит офи­ци­аль­ный харак­тер, поэто­му чер­ты его несколь­ко депер­со­на­ли­зи­ро­ва­ны. Хро­но­ло­гия не дает осно­ва­ний уточ­нить, Вален­ти­ни­ан это или Валент. Срав­не­ние его с порт­ре­том из Три­ра не поз­во­ля­ет иден­ти­фи­ци­ро­вать его как Вален­ти­ни­а­на I. На осно­ва­нии харак­тер­ных черт пред­по­чти­тель­ной явля­ет­ся его иден­ти­фи­ка­ция как Вален­та. A. Rumpf срав­нил порт­рет из Фло­рен­ции с т. н. «Кар­ма­ньо­лой» св. Мар­ка в Вене­ции вре­мен Юсти­ни­а­на (Stilphasen, ill. 37) [пор­фи­ро­вая голо­ва, пред­по­ло­жи­тель­но, Юсти­ни­а­на I, выстав­лен­ная на лод­жии собо­ра св. Мар­ка, соглас­но мест­ной тра­ди­ции зовет­ся «голо­вой Кар­ма­ньо­лы», по име­ни гра­фа, обез­глав­лен­но­го в Вене­ции по лож­но­му обви­не­нию в 1432 г. — И. Ш.] и пере­дви­нул вре­мя созда­ния порт­ре­та из Фло­рен­ции на более позд­ний срок (ок. 560 г.); одна­ко сог­ла­сить­ся со столь суще­ст­вен­ным изме­не­ни­ем дати­ров­ки невоз­мож­но.

Billedt — Tillaeg till Billedtavler af antieke Kunstvaerker, Ny-Carlsberg Gliptotek, København, 1907—1941.
Delbrück, KPortr — R. Delbrück, Spätantike Kaiserporträts von Konstantin der Grosse bis zum Ende des Westreiches, Berlin 1935.
NyCSculpt — F. Poulsen, Ny Carlsberg Glyptotek, Ancient Sculpture, Copenhagen 1951.
Stilphasen — A. Rumpf, Stilphasen der spätantiken Kunst, Köln — Opladen, 1957.


Литература:
G. Bencivenni già Pelli, Saggio istorico sulla reale Galleria di Firenze, I—III, Firenze, 1779, I, p. 405;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, 216;
H. Brunn, P. Arndt, Griechische und römische Porträts, München, 1891 e ss., 84—85;
Bemoulli, RIk, II, 3, pp. 219 e 252, tav. LI;
W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 102;
A. Hekler, Die Bildniskunst der Griechen und Römer, Stuttgart 1912, 307;
F. Poulsen, Ny Carlsberg Glyptotek, Ancient Sculpture, Copenhagen 1951, p. 536;
R. Delbrück, Spätantike Kaiserporträts von Konstantin der Grosse bis zum Ende des Westreiches, Berlin 1935, p. 184, tavv. 82—84;
H. P. L’Orange, Studien zur Geschichte des spätantiken Porträts, Oslo, 1933, pp. 63, n. 4 e 64;
B. M. Felletti Maj, Museo Nazionale Romano, I ritratti, Roma, 1953, n. 319, p. 160;
A. Rumpf, Stilphasen der spätantiken Kunst, Köln — Opladen, 1957, p. 42, tav. 37, fig. 173;
G. A. Mansuelli, Sculture antiche degli Uffizi, Milano, 1958, tav. XXXI;
Floriani Squarciapino, Bullettino della Commissione Archeologica comunale, Roma, LXXII, 1946—1948, pp. 95—101.

Documenti:
1781: Archivio della Galleria degli Uffizi, XIV, 7 (10 febbraio): (materiali conferiti dalle ville di Antimino e Pratolino) …e una testa d’Imperatore col diadema in testa e panno alle spalle, 178.
1786: Archivio della Galleria degli Uffizi, XIX: (inv. di riscontro 1769, II, 113).

Fot.: Sopr. Gall. 5657, 5659, 113141, 113142.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1961 г. Текст: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte II. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1961. P. 129—130, cat. no. 168, ill. 169 a, b.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет римский император константин i великий imperator constantinus i magnus портрет портреты римский портрет голова бюст мрамор мужской портрет голова римский император константин i великий валент ii валентиниан i жемчужная диадема инв № 273 (инв. оп. 1914)