Константин I
Мрамор.Инв. № 273.Флоренция, Галерея Уффици. Фото: И. А. Шурыгин

Константин I.

Мрамор.
Инв. № 273.

Флоренция, Галерея Уффици.

Описание:

168. Бюст с голо­вой Вален­та (?) (т. н. Кон­стан­тин) (инв. оп. 1914 № 273)

Ита­лий­ский мра­мор. Высота общая 0,39 м; антич­ной части 0,21 м.

Совре­мен­ная рестав­ра­ция: нос, пра­вая часть верх­ней губы, уши, части под­бо­род­ка (вос­пол­не­ны гип­сом). Тре­щи­на, начи­наю­ща­я­ся под под­бо­род­ком и про­хо­дя­щая по пра­вой поло­вине шеи до вер­ха голо­вы запол­не­на гип­сом и пок­ры­та шту­ка­тур­кой. Голо­ва уста­нов­ле­на на неболь­шой бюст совре­мен­ной работы из бело­го мра­мо­ра. На цоко­ле бело­го мра­мо­ра име­ет­ся таб­лич­ка с над­пи­сью CONSTANTINVS M. Следы повреж­де­ний на голо­ве, полу­чен­ные при пожа­ре в 1762 г. (Pelli), не опре­де­ля­ют­ся; воз­мож­но, они были уда­ле­ны при чист­ке поверх­но­сти.

Досто­вер­ных сведе­ний об исто­рии дан­но­го порт­ре­та до его поступ­ле­ния в Гале­рею не име­ет­ся. Извест­но, что в 1704 г. он при­сут­ст­во­вал в Гале­рее. Из упо­мя­ну­то­го выше сооб­ще­ния G. Pelli сле­ду­ет, что в 1762 г. бюст нахо­дил­ся в север­ной части III коридо­ра Гале­реи. С дру­гой сто­ро­ны, соглас­но запи­си в архи­ве Гале­реи Уффи­ци, XIV, при­веден­ной в ссыл­ке («…и голо­ва импе­ра­то­ра с диа­де­мой на голо­ве и накид­кой на пле­чах»), голо­ва мог­ла посту­пить в Гале­рею в 1781 г. при пере­ме­ще­нии пред­ме­тов искус­ства с вил­лы Анти­ми­но и Пра­то­ли­но. На про­тя­же­нии пред­ше­ст­во­вав­ших 20 лет голо­ва мог­ла отсут­ст­во­вать в Гале­рее, будучи вре­мен­но пере­ме­щен­ной из нее, как и мно­гие дру­гие пред­ме­ты. В XIX в. она была уста­нов­ле­на в III коридо­ре, где нахо­дит­ся и поныне.

Dütschke был сог­ла­сен с тра­ди­ци­он­ной иден­ти­фи­ка­ци­ей голо­вы как порт­ре­та Кон­стан­ти­на Вели­ко­го. J. Bernoulli на осно­ва­нии сти­ля и типа диа­де­мы иск­лю­чил воз­мож­ность такой иден­ти­фи­ка­ции и при­нял атри­бу­та­цию P. Arndt’а, кото­рый опре­де­лил, что это голо­ва Вален­ти­ни­а­на I (Amelung и Hekler счи­та­ли это утвер­жде­ние спор­ным), отме­чая при этом труд­но­сти иден­ти­фи­ка­ции, осо­бен­но при срав­не­нии с изо­бра­же­ни­я­ми на моне­тах. Недав­но к этой про­бле­ме вер­ну­лись H. P. L’Orange и R. Delbrück. Пер­вый счи­та­ет голо­ву более позд­ней, чем две колос­саль­ные голо­вы в палац­цо Кон­сер­ва­то­ров и, как и F. Poulsen, срав­ни­ва­ет ее с голо­вой в глип­то­те­ке Карлс­бер­га (Hekler, 305b; NyCSculpt, p. 536, Billedt, 771), а так­же с голо­вой из Три­ра (Delbrück KPortr, p. 193, ill. 90). R. Delbrück, как и преды­ду­щие авто­ры, рас­смат­ри­вая этот порт­рет как раз­ви­тие Кон­стан­ти­но­ва типа, уточ­нил, что порт­ре­ты Вален­ти­ни­а­на и Вален­та мог­ли быть изготов­ле­ны в Риме в 365—366 годах и, при­ни­мая во вни­ма­ние тип диа­де­мы, учреж­ден­ной Кон­стан­ти­ном на 20-летие сво­его про­воз­гла­ше­ния авгу­стом (325—326 гг.), счи­та­ет, что на порт­ре­те пред­став­лен Валент в воз­расте око­ло 50 лет. Порт­рет носит офи­ци­аль­ный харак­тер, поэто­му чер­ты его несколь­ко депер­со­на­ли­зи­ро­ва­ны. Хро­но­ло­гия не дает осно­ва­ний уточ­нить, Вален­ти­ни­ан это или Валент. Срав­не­ние его с порт­ре­том из Три­ра не поз­во­ля­ет иден­ти­фи­ци­ро­вать его как Вален­ти­ни­а­на I. На осно­ва­нии харак­тер­ных черт пред­по­чти­тель­ной явля­ет­ся его иден­ти­фи­ка­ция как Вален­та. A. Rumpf срав­нил порт­рет из Фло­рен­ции с т. н. «Кар­ма­ньо­лой» св. Мар­ка в Вене­ции вре­мен Юсти­ни­а­на (Stilphasen, ill. 37) [пор­фи­ро­вая голо­ва, пред­по­ло­жи­тель­но, Юсти­ни­а­на I, выстав­лен­ная на лод­жии собо­ра св. Мар­ка, соглас­но мест­ной тра­ди­ции зовет­ся «голо­вой Кар­ма­ньо­лы», по име­ни гра­фа, обез­глав­лен­но­го в Вене­ции по лож­но­му обви­не­нию в 1432 г. — И. Ш.] и пере­дви­нул вре­мя созда­ния порт­ре­та из Фло­рен­ции на более позд­ний срок (ок. 560 г.); одна­ко сог­ла­сить­ся со столь суще­ст­вен­ным изме­не­ни­ем дати­ров­ки невоз­мож­но.

Billedt — Tillaeg till Billedtavler af antieke Kunstvaerker, Ny-Carlsberg Gliptotek, København, 1907—1941.
Delbrück, KPortr — R. Delbrück, Spätantike Kaiserporträts von Konstantin der Grosse bis zum Ende des Westreiches, Berlin 1935.
NyCSculpt — F. Poulsen, Ny Carlsberg Glyptotek, Ancient Sculpture, Copenhagen 1951.
Stilphasen — A. Rumpf, Stilphasen der spätantiken Kunst, Köln — Opladen, 1957.


Литература:
G. Bencivenni già Pelli, Saggio istorico sulla reale Galleria di Firenze, I—III, Firenze, 1779, I, p. 405;
H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, 216;
H. Brunn, P. Arndt, Griechische und römische Porträts, München, 1891 e ss., 84—85;
Bemoulli, RIk, II, 3, pp. 219 e 252, tav. LI;
W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 102;
A. Hekler, Die Bildniskunst der Griechen und Römer, Stuttgart 1912, 307;
F. Poulsen, Ny Carlsberg Glyptotek, Ancient Sculpture, Copenhagen 1951, p. 536;
R. Delbrück, Spätantike Kaiserporträts von Konstantin der Grosse bis zum Ende des Westreiches, Berlin 1935, p. 184, tavv. 82—84;
H. P. L’Orange, Studien zur Geschichte des spätantiken Porträts, Oslo, 1933, pp. 63, n. 4 e 64;
B. M. Felletti Maj, Museo Nazionale Romano, I ritratti, Roma, 1953, n. 319, p. 160;
A. Rumpf, Stilphasen der spätantiken Kunst, Köln — Opladen, 1957, p. 42, tav. 37, fig. 173;
G. A. Mansuelli, Sculture antiche degli Uffizi, Milano, 1958, tav. XXXI;
Floriani Squarciapino, Bullettino della Commissione Archeologica comunale, Roma, LXXII, 1946—1948, pp. 95—101.

Documenti:
1781: Archivio della Galleria degli Uffizi, XIV, 7 (10 febbraio): (materiali conferiti dalle ville di Antimino e Pratolino) …e una testa d’Imperatore col diadema in testa e panno alle spalle, 178.
1786: Archivio della Galleria degli Uffizi, XIX: (inv. di riscontro 1769, II, 113).

Fot.: Sopr. Gall. 5657, 5659, 113141, 113142.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1961 г. Текст: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte II. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1961. P. 129—130, cat. no. 168, ill. 169 a, b.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский император валент ii валента imperator flavius valens валентиниан i валентиниана valentinianus династия константинова константина константин великий constantinus magnus скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст голова застежка фибула fibula италийский мрамор диадема diadema жемчуг из жемчуга жемчужный жемчужная жемчужное жемчужные margarita инв № 273