Саркофаг с центральными воротами, орнаментом стригилато и фигурами покойных по краям
Мрамор.
Выс. 1 м; дл. 2,14 м; шир. 1,06 м.
210—220 гг. н. э.
Инв. № A 8 est.Пиза, Кампосанто. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с центральными воротами, орнаментом стригилато и фигурами покойных по краям.

Мрамор.
Выс. 1 м; дл. 2,14 м; шир. 1,06 м.
210—220 гг. н. э.
Инв. № A 8 est.

Пиза, Кампосанто.

Происхождение:
Из Ску­о­ле ди Сан Мике­ле ин Бор­го.

Описание:
A 8 est. Выс. 1,00 м; дл. 2,14 м.; шир. 1,06 м. Из Ску­о­ле ди Сан Мике­ле ин Бор­го.

Без крыш­ки. На фрон­таль­ной сто­роне изо­бра­же­ны ворота с пря­мо­уголь­ны­ми пане­ля­ми, на кото­рых рас­по­ло­же­ны гении, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие Вре­ме­на года с сим­во­ла­ми, таки­ми как pedum, серп и живот­ное на пле­чах; ворота флан­ки­ро­ва­ны колон­на­ми с ком­по­зит­ны­ми капи­те­ля­ми, глад­ки­ми фуста­ми и про­фи­ли­ро­ван­ны­ми база­ми; над ворота­ми архит­рав, состав­лен­ный из листе­лей, и тре­уголь­ный тим­пан, ска­ты его обра­зо­ва­ны листе­ля­ми и оформ­ле­ны по кра­ям акро­те­ри­я­ми. В цен­тре тим­па­на име­ет­ся крест, кото­рый повто­ря­ет­ся на его вер­шине.

По кра­ям пане­ли глад­кие колон­ны с ком­по­зит­ны­ми капи­те­ля­ми отг­ра­ни­чи­ва­ют про­стран­ства, зад­ний план кото­рых оформ­лен рас­тя­ну­тым зана­ве­сом (parapetasma). Сле­ва сто­ит жен­ская фигу­ра в тоге и накид­ке, лицо ее пол­но­стью стер­то и загла­же­но, рука согну­та в лок­те; спра­ва сход­ная муж­ская фигу­ра в тоге с широ­ким сину­сом, лицо силь­но повреж­де­но, у ног лежит груда свит­ков.

На левой боко­вой пане­ли изо­бра­же­ны два гри­фа, обра­щен­ные друг к дру­гу, меж­ду кото­ры­ми нахо­дит­ся удли­нен­ная изящ­ная тра­ур­ная амфо­ра. На пра­вой боко­вой пане­ли низ­ким релье­фом изо­бра­жен кры­ла­тый Пегас с под­ня­ты­ми вверх пере­д­ни­ми нога­ми. Под ним нахо­дит­ся таз, веро­ят­но, брон­зо­вый, с руч­ка­ми, изо­гну­ты­ми вверх. Гри­фы или кры­ла­тые сфинк­сы на сар­ко­фа­гах с Вре­ме­на­ми года встре­ча­ют­ся доволь­но часто, напри­мер, на пизан­ском сар­ко­фа­ге (№ 36 Papini), на двух сар­ко­фа­гах Пре­тек­ста­та (Wilpert III табл. 276, 2—3), и сар­ко­фа­ге из Губ­био (ср. Hanfmann II с. 5 № 16), а так­же на мно­гих пизан­ских сар­ко­фа­гах с раз­но­об­раз­ны­ми мифо­ло­ги­че­ски­ми сце­на­ми.

О зна­че­нии гри­фо­нов в тра­ур­ном искус­стве см. так­же A. M. Bisi Il Grifone. Roma 1965. Гри­фон, явля­ясь пер­со­на­жем восточ­но­го про­ис­хож­де­ния, в эпо­ху импе­рии пере­ко­че­вал в гал­ло-рим­ское искус­ство; это же каса­ет­ся и обра­за сфинк­са в погре­баль­ном искус­стве.

Фрон­таль­ная панель пред­став­ля­ет собой смесь раз­ных типов сар­ко­фа­гов: стри­ги­ла­то, с фигу­ра­ми покой­ных по кра­ям на фоне parapetasma, с цен­траль­ны­ми ворота­ми. Сход­ное изо­бра­же­ние пер­во­го моти­ва мож­но видеть на сар­ко­фа­ге во дво­ре Капи­то­лий­ских музеев, у кото­ро­го в цен­траль­ном ова­ле вид­на фигур­ка Вик­то­рии, а по кра­ям от пря­мо­уголь­но­го кар­ту­ша рас­по­ло­же­ны сце­ны охоты. На сар­ко­фа­гах в музе­ях Остии и Лио­на, на пьяц­ца Мор­га­на в Риме и во двор­це Кон­сер­ва­то­ров мож­но видеть сход­ные фигу­ры покой­ных. Дру­гой тип — с ворота­ми гроб­ни­цы в цен­тре релье­фа — пред­став­лен так­же на сар­ко­фа­ге в палац­цо Колон­на, где четы­ре пане­ли ворот укра­ше­ны изо­бра­же­ни­я­ми ство­рок, клю­ча, зам­ка и тан­цу­ю­щей фигу­ры; в палац­цо Тавер­на (со створ­ка­ми, клю­чом и зам­ком на четы­рех пане­лях ворот); в музее Сан Мар­ти­но в Неа­по­ле (пане­ли с изо­бра­же­ни­я­ми зер­кал без укра­ше­ний); в Дже­нан­цо вил­ла Рина (с пане­ля­ми, несу­щи­ми изо­бра­же­ния масок Гор­го­ны и львов; две­ри полуот­кры­ты); в палац­цо Бар­бе­ри­ни (с четырь­мя пане­ля­ми, деко­ри­ро­ван­ны­ми льви­ны­ми мас­ка­ми вогну­ты­ми пане­ля­ми без деко­ра над кар­ни­зом); в кафед­раль­ном собо­ре Генуи (четы­ре пане­ли, укра­шен­ные мас­ка­ми львов и силе­нов, клю­чом и зам­ком); в аме­ри­кан­ской церк­ви на виа Нацио­на­ле в Риме (четы­ре деко­ри­ро­ван­ные пане­ли); на виа дел­ла Скро­фа, 39 в Риме; в крип­те кафед­раль­но­го собо­ра в Палер­мо, ныне в Нацио­наль­ном музее; в бази­ли­ке Сан Гави­но ди Пор­то Торрес; в тунис­ском музее Бар­до (с четырь­мя пане­ля­ми, укра­шен­ны­ми кон­цен­три­че­ски­ми пря­мо­уголь­ни­ка­ми); в кафед­раль­ном собо­ре Палер­мо (с глад­ки­ми пане­ля­ми и деко­ра­тив­ны­ми шай­ба­ми на пере­кре­стьях кося­ков).

Отно­си­тель­но дати­ров­ки сар­ко­фа­га сле­ду­ет отме­тить, что ее мож­но уста­но­вить по сти­лю изо­бра­же­ния и при­чес­ке жен­ской фигу­ры. Косые склад­ки слож­но­го оде­я­ния, в осо­бен­но­сти, при­чес­ка с дву­мя мяг­ки­ми мас­сив­ны­ми прядя­ми, обрам­ля­ю­щи­ми лицо, напо­ми­на­ют более изо­бра­же­ния Юлии Дом­ны, чем Юлии Мам­меи; мы дати­ру­ем сар­ко­фаг при­бли­зи­тель­но 210—220 года­ми н. э., при­ни­мая во вни­ма­ние так­же оде­я­ние муж­ской фигу­ры.


Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 59—60.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Текст: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. С. 59—60.
© 2014 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальные римская мифология mythologia romana гений гения genius саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi времена года время года сезон мрамор саркофаг стригильный саркофаг-стригилато strigilato стригилато стригиллато рельеф центральные ворота времена года колонна колонны стригиль тога тогатус синус инв № a 8 est