Саркофаг с центральными воротами, орнаментом стригилато и фигурами покойных по краям
Мрамор.
Выс. 1 м; дл. 2,14 м; шир. 1,06 м.
210—220 гг. н. э.
Инв. № A 8 est.Пиза, Кампосанто. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с центральными воротами, орнаментом стригилато и фигурами покойных по краям.

Мрамор.
Выс. 1 м; дл. 2,14 м; шир. 1,06 м.
210—220 гг. н. э.
Инв. № A 8 est.

Пиза, Кампосанто.

Происхождение:
Из Ску­о­ле ди Сан Мике­ле ин Бор­го.

Описание:
A 8 est. Выс. 1,00 м; дл. 2,14 м.; шир. 1,06 м. Из Ску­о­ле ди Сан Мике­ле ин Бор­го.

Без крыш­ки. На фрон­таль­ной сто­роне изо­бра­же­ны ворота с пря­мо­уголь­ны­ми пане­ля­ми, на кото­рых рас­по­ло­же­ны гении, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие Вре­ме­на года с сим­во­ла­ми, таки­ми как pedum, серп и живот­ное на пле­чах; ворота флан­ки­ро­ва­ны колон­на­ми с ком­по­зит­ны­ми капи­те­ля­ми, глад­ки­ми фуста­ми и про­фи­ли­ро­ван­ны­ми база­ми; над ворота­ми архит­рав, состав­лен­ный из листе­лей, и тре­уголь­ный тим­пан, ска­ты его обра­зо­ва­ны листе­ля­ми и оформ­ле­ны по кра­ям акро­те­ри­я­ми. В цен­тре тим­па­на име­ет­ся крест, кото­рый повто­ря­ет­ся на его вер­шине.

По кра­ям пане­ли глад­кие колон­ны с ком­по­зит­ны­ми капи­те­ля­ми отг­ра­ни­чи­ва­ют про­стран­ства, зад­ний план кото­рых оформ­лен рас­тя­ну­тым зана­ве­сом (parapetasma). Сле­ва сто­ит жен­ская фигу­ра в тоге и накид­ке, лицо ее пол­но­стью стер­то и загла­же­но, рука согну­та в лок­те; спра­ва сход­ная муж­ская фигу­ра в тоге с широ­ким сину­сом, лицо силь­но повреж­де­но, у ног лежит груда свит­ков.

На левой боко­вой пане­ли изо­бра­же­ны два гри­фа, обра­щен­ные друг к дру­гу, меж­ду кото­ры­ми нахо­дит­ся удли­нен­ная изящ­ная тра­ур­ная амфо­ра. На пра­вой боко­вой пане­ли низ­ким релье­фом изо­бра­жен кры­ла­тый Пегас с под­ня­ты­ми вверх пере­д­ни­ми нога­ми. Под ним нахо­дит­ся таз, веро­ят­но, брон­зо­вый, с руч­ка­ми, изо­гну­ты­ми вверх. Гри­фы или кры­ла­тые сфинк­сы на сар­ко­фа­гах с Вре­ме­на­ми года встре­ча­ют­ся доволь­но часто, напри­мер, на пизан­ском сар­ко­фа­ге (№ 36 Papini), на двух сар­ко­фа­гах Пре­тек­ста­та (Wilpert III табл. 276, 2—3), и сар­ко­фа­ге из Губ­био (ср. Hanfmann II с. 5 № 16), а так­же на мно­гих пизан­ских сар­ко­фа­гах с раз­но­об­раз­ны­ми мифо­ло­ги­че­ски­ми сце­на­ми.

О зна­че­нии гри­фо­нов в тра­ур­ном искус­стве см. так­же A. M. Bisi Il Grifone. Roma 1965. Гри­фон, явля­ясь пер­со­на­жем восточ­но­го про­ис­хож­де­ния, в эпо­ху импе­рии пере­ко­че­вал в гал­ло-рим­ское искус­ство; это же каса­ет­ся и обра­за сфинк­са в погре­баль­ном искус­стве.

Фрон­таль­ная панель пред­став­ля­ет собой смесь раз­ных типов сар­ко­фа­гов: стри­ги­ла­то, с фигу­ра­ми покой­ных по кра­ям на фоне parapetasma, с цен­траль­ны­ми ворота­ми. Сход­ное изо­бра­же­ние пер­во­го моти­ва мож­но видеть на сар­ко­фа­ге во дво­ре Капи­то­лий­ских музеев, у кото­ро­го в цен­траль­ном ова­ле вид­на фигур­ка Вик­то­рии, а по кра­ям от пря­мо­уголь­но­го кар­ту­ша рас­по­ло­же­ны сце­ны охоты. На сар­ко­фа­гах в музе­ях Остии и Лио­на, на пьяц­ца Мор­га­на в Риме и во двор­це Кон­сер­ва­то­ров мож­но видеть сход­ные фигу­ры покой­ных. Дру­гой тип — с ворота­ми гроб­ни­цы в цен­тре релье­фа — пред­став­лен так­же на сар­ко­фа­ге в палац­цо Колон­на, где четы­ре пане­ли ворот укра­ше­ны изо­бра­же­ни­я­ми ство­рок, клю­ча, зам­ка и тан­цу­ю­щей фигу­ры; в палац­цо Тавер­на (со створ­ка­ми, клю­чом и зам­ком на четы­рех пане­лях ворот); в музее Сан Мар­ти­но в Неа­по­ле (пане­ли с изо­бра­же­ни­я­ми зер­кал без укра­ше­ний); в Дже­нан­цо вил­ла Рина (с пане­ля­ми, несу­щи­ми изо­бра­же­ния масок Гор­го­ны и львов; две­ри полуот­кры­ты); в палац­цо Бар­бе­ри­ни (с четырь­мя пане­ля­ми, деко­ри­ро­ван­ны­ми льви­ны­ми мас­ка­ми вогну­ты­ми пане­ля­ми без деко­ра над кар­ни­зом); в кафед­раль­ном собо­ре Генуи (четы­ре пане­ли, укра­шен­ные мас­ка­ми львов и силе­нов, клю­чом и зам­ком); в аме­ри­кан­ской церк­ви на виа Нацио­на­ле в Риме (четы­ре деко­ри­ро­ван­ные пане­ли); на виа дел­ла Скро­фа, 39 в Риме; в крип­те кафед­раль­но­го собо­ра в Палер­мо, ныне в Нацио­наль­ном музее; в бази­ли­ке Сан Гави­но ди Пор­то Торрес; в тунис­ском музее Бар­до (с четырь­мя пане­ля­ми, укра­шен­ны­ми кон­цен­три­че­ски­ми пря­мо­уголь­ни­ка­ми); в кафед­раль­ном собо­ре Палер­мо (с глад­ки­ми пане­ля­ми и деко­ра­тив­ны­ми шай­ба­ми на пере­кре­стьях кося­ков).

Отно­си­тель­но дати­ров­ки сар­ко­фа­га сле­ду­ет отме­тить, что ее мож­но уста­но­вить по сти­лю изо­бра­же­ния и при­чес­ке жен­ской фигу­ры. Косые склад­ки слож­но­го оде­я­ния, в осо­бен­но­сти, при­чес­ка с дву­мя мяг­ки­ми мас­сив­ны­ми прядя­ми, обрам­ля­ю­щи­ми лицо, напо­ми­на­ют более изо­бра­же­ния Юлии Дом­ны, чем Юлии Мам­меи; мы дати­ру­ем сар­ко­фаг при­бли­зи­тель­но 210—220 года­ми н. э., при­ни­мая во вни­ма­ние так­же оде­я­ние муж­ской фигу­ры.


Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 59—60.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Текст: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. С. 59—60.
© 2014 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные мифология mythologia romana гений гения genius саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi времена года время сезон мрамор стригильный саркофаг-стригилато strigilato стригилато стригиллато рельеф центральные ворота колонна колонны стригиль тога тогатус синус инв № a 8 est