Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите
Мрамор. Ок. 180 г. н. э.
Выс. 0,93 м, с крышкой 1,05 м; дл. 2,40 м; шир. 1,04 м; дл. крышки 2,58 м.
Инв. № С 9 est.Пиза, Кампосанто. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите.

Мрамор. Ок. 180 г. н. э.
Выс. 0,93 м, с крышкой 1,05 м; дл. 2,40 м; шир. 1,04 м; дл. крышки 2,58 м.
Инв. № С 9 est.

Пиза, Кампосанто.

Описание:
C 9 est.

Выс. 0,93 м, с крыш­кой 1,05 м; дл. 2,40 м; шир. 1,04 м; дл. крыш­ки 2,58 м.
Ранее нахо­дил­ся у южной сто­ро­ны Дуо­мо рядом с ворота­ми.
Сар­ко­фаг пря­мо­уголь­ной фор­мы, крыш­ка высту­па­ет по длине за его пре­де­лы.

[Опи­са­ние фрон­таль­но­го релье­фа]

В левой части на зад­нем плане изо­бра­же­но зда­ние с тре­уголь­ным фрон­то­ном и пиляст­ра­ми коринф­ско­го орде­ра (пра­вая капи­тель едва уга­ды­ва­ет­ся). Сле­ва сто­ит жен­ская фигу­ра, заку­тан­ная в одеж­ды; ее взгляд обра­щен на глав­ное дей­ст­ву­ю­щее лицо — жен­щи­ну, кото­рая сидит в крес­ле со спин­кой и гну­ты­ми под­ло­кот­ни­ка­ми, поло­жив ноги на ска­ме­еч­ку с дву­мя завит­ка­ми, пока­зан­ную вни­зу в про­филь. Эти фигу­ры иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся как Фед­ра и слу­жан­ка. Фед­ра опу­сти­ла пра­вую руку на под­ло­кот­ник тро­на и уст­ре­ми­ла напря­жен­ный взгляд на сце­ну перед собой. Вни­зу рядом с ней сто­ит, раз­вер­нув­шись фрон­таль­но к зри­те­лю, обна­жен­ный ребе­нок с длин­ны­ми воло­са­ми (лицо и левая нога не сох­ра­ни­лись). У ее ног сто­ит, опи­ра­ясь на левую ногу и согнув в колене пра­вую, кры­ла­тый Эрот. Сбо­ку и в глу­бине мож­но видеть моло­дую жен­щи­ну, похо­жую на первую, и ста­ру­ху кор­ми­ли­цу с харак­тер­ной гре­че­ской при­чес­кой и реа­ли­стич­ны­ми чер­та­ми лица. На зад­нем плане раз­вер­нут боль­шой зана­вес (parapetasma), на фоне кото­ро­го, почти в цен­тре, сто­ит, повер­нув голо­ву напра­во, обна­жен­ный эфеб в хла­миде, наки­ну­той на левое пле­чо. Это Иппо­лит. По его левую руку из-за его фигу­ры высту­па­ет конь, изо­бра­жен­ный в про­филь; голо­ва коня утра­че­на до уров­ня нозд­рей. Вни­зу вид­не­ет­ся пес (мор­да и пра­вая лапа не сох­ра­ни­лись). По левую руку от Иппо­ли­та сто­ит еще один юно­ша в хла­миде, застег­ну­той на пле­че. Его скре­щен­ные ноги вызы­ва­ют ощу­ще­ние дви­же­ния в сто­ро­ну, про­ти­во­по­лож­ную его взгляду.

Спра­ва от него вид­не­ет­ся пиляст­ра с кан­не­лю­ра­ми, сто­я­щая на базе и явля­ю­ща­я­ся частью арки; она отде­ля­ет преды­ду­щую сце­ну от сле­дую­щей, изо­бра­жаю­щей охоту. Верх­няя часть иони­че­ско­го пиляст­ра несет баре­льеф­ное изо­бра­же­ние Вик­то­рии в длин­ном хитоне; спра­ва от нее нахо­дит­ся арка, а сле­ва — боль­шой факел.

Далее мож­но видеть жен­скую фигу­ру в корот­кой хла­миде, в сапож­ках и в шле­ме, со щитом в левой руке в глу­бине на зад­нем плане. Утра­че­ны пред­пле­чье и кисть пра­вой руки, кото­рая каса­лась тор­са всад­ни­ка, ска­чу­ще­го спе­ре­ди; ее хла­мида обра­зу­ет дугу над голо­вой и пере­се­ка­ет­ся с раз­ве­ваю­щей­ся хла­мидой всад­ни­ка. Это Арте­ми­да, пок­ро­ви­тель­ни­ца Иппо­ли­та. Под нога­ми коней ска­чет пес с под­ня­той вверх мор­дой; ниже него — дру­гой пес с утра­чен­ны­ми лапа­ми, а пра­вее — еще один, под­мя­тый каба­ном, с мор­дой, при­жа­той к зем­ле нога­ми зве­ря. На релье­фе пред­став­ле­на пере­д­няя часть фигу­ры каба­на с широ­ко рас­кры­той пастью. Зверь изо­бра­жен в момент, когда он выска­ки­ва­ет из пеще­ры в ска­ле. Край сар­ко­фа­га оформ­лен узло­ва­тым ство­лом дере­ва. Вни­зу на зад­нем плане вид­не­ют­ся неров­но­сти поч­вы и кустар­ни­ки, допол­ня­ю­щие лес­ной пей­заж, на фоне кото­ро­го про­ис­хо­дит дей­ст­вие.

В пра­вом верх­нем углу нахо­дит­ся фигу­ра боро­да­то­го пас­ту­ха, изо­бра­жен­ная в две тре­ти; он сто­ит, при­сло­нив­шись к дере­ву левым пле­чом. Его голов­ной убор опре­де­ля­ет­ся как pilos; хла­мида и корот­кая накид­ка остав­ля­ют откры­тым пра­вое пле­чо.

На левой боко­вой пане­ли крайне низ­ким релье­фом изо­бра­жен эфеб с охот­ни­чьим копьем. Он обна­жен, на пле­чи наки­ну­та хла­мида. За пово­дья он дер­жит ска­ку­на. Поза­ди него виден пас­тух с уби­тым зве­рем на пле­чах, в высо­ких сапож­ках и в таком же голов­ном убо­ре, как и пас­тух на фрон­таль­ном релье­фе.

На пра­вой пане­ли обна­жен­ный эфеб в хла­миде, наки­ну­той на пле­чи, опи­ра­ет­ся на копье. Перед ним пас­тух, похо­жий на опи­сан­но­го выше, дер­жит копье. Сни­зу изо­бра­жен пес на повод­ке, кото­рый, повер­нув голо­ву, смот­рит на пас­ту­ха.

Сце­на с Фед­рой в левой части фрон­таль­но­го релье­фа точ­но вос­про­из­во­дит схе­мы, пред­став­лен­ные на сар­ко­фа­гах Лув­ра, вил­лы Джу­сти­ни­а­ни-Мас­си­мо и Спа­ла­то, тогда как дру­гая часть релье­фа с охотой Иппо­ли­та напо­ми­на­ет сце­ны на сар­ко­фа­гах из Агри­джен­то и из Ленин­гра­да (Robert III, 2 №№ 161, 162, 163; 162, 164). Одна­ко мож­но утвер­ждать, что все эти груп­пы, когда-то выде­лен­ные Robert’ом, про­ис­хо­дят из одной общей схе­мы, несмот­ря на то, что суще­ст­ву­ют раз­ные вари­ан­ты рас­по­ло­же­ния сце­ны с Фед­рой (в одних слу­ча­ях в пра­вой, в дру­гих — в левой части релье­фа), исполь­зу­ют­ся раз­ные эле­мен­ты архи­тек­то­ни­ки и зана­ве­са (parapetasma), могут отсут­ст­во­вать при­зна­ки того, что храм на релье­фе посвя­щен Арте­ми­де, как, напри­мер, на сар­ко­фа­ге вил­лы Пам­фи­ли.

При оцен­ке лите­ра­тур­ных источ­ни­ков и опи­са­ния мифа об Иппо­ли­те у Эври­пида Robert (III, z, p. 169 ss.) выска­зы­вал пред­ва­ри­тель­ные и основ­ные сооб­ра­же­ния. Оби­лие источ­ни­ков, отно­ся­щих­ся к мифу, изо­бра­жен­но­му на сар­ко­фа­ге, заслу­жи­ва­ло более вни­ма­тель­но­го отно­ше­ния иссле­до­ва­те­лей, чем то, кото­рое им было ока­за­но.

Что же каса­ет­ся общей струк­ту­ры сце­ны, то сле­ду­ет отме­тить, что ее деле­ние цен­траль­ным пиляст­ром с кони­че­ской капи­те­лью почти пол­но­стью повто­ря­ет­ся на сар­ко­фа­гах Гри­го­ри­ан­ско­го свет­ско­го музея, Сан-Кле­мен­те, вил­лы Дориа Пам­фи­ли и вил­лы Джу­сти­ни­а­ни-Мас­си­мо. Одна­ко име­ет­ся серь­ез­ное отли­чие в изо­бра­же­нии фигу­ры Фед­ры на нашем сар­ко­фа­ге и на пере­чис­лен­ных выше, за иск­лю­че­ни­ем послед­не­го. Толь­ко на нашем сар­ко­фа­ге и сар­ко­фа­ге вил­лы Мас­си­мо Фед­ра обра­ще­на в сто­ро­ну Иппо­ли­та, уст­ре­мив на него страст­ный взгляд, в то вре­мя как на всех осталь­ных экзем­пля­рах она отвер­ну­лась в обрат­ную сто­ро­ну и при­слу­ши­ва­ет­ся к сове­там фигу­ры, сто­я­щей поза­ди тро­на. Подоб­ные раз­ли­чия наблюда­ют­ся и сре­ди сар­ко­фа­гов за пре­де­ла­ми Рима: лишь на сар­ко­фа­гах из палац­цо Мад­за­ро­са в Лук­ке, из Капуи и из Лио­на геро­и­ня повер­ну­та к Иппо­ли­ту, в то вре­мя как на сар­ко­фа­гах в Уффи­ци, Лув­ре и Бене­вен­то она отвер­ну­лась в про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну. Эти релье­фы пост­ро­е­ны по двум раз­ным схе­мам, веро­ят­но, соот­вет­ст­ву­ю­щим двум раз­ным поэ­ти­че­ским тра­ди­ци­ям. Две сце­ны на тор­цо­вых поверх­но­стях обна­ру­жи­ва­ют опре­де­лен­ное сход­ство с тор­цо­вы­ми сце­на­ми сар­ко­фа­га из Лук­ки, и еще боль­шее сход­ство с тако­вы­ми на сар­ко­фа­ге из Уффи­ци.

Тех­ни­ка изготов­ле­ния наше­го сар­ко­фа­га наи­луч­шим обра­зом соот­вет­ст­ву­ет худо­же­ст­вен­ным тра­ди­ци­ям эпо­хи Адри­а­на-Анто­ни­нов; не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным дати­ро­вать его позд­нее 190 г. Наи­бо­лее веро­ят­но, он был изготов­лен око­ло 180 г., как и дру­гой сар­ко­фаг из Лате­ра­на, и напо­ми­на­ет сар­ко­фа­ги со сце­на­ми мифа об Адо­ни­се, отно­ся­щи­е­ся к кон­цу эпо­хи Адри­а­на. Недав­но Lawrence дати­ро­вал его 185—195 года­ми, не при­во­дя, одна­ко, ника­ких кон­крет­ных аргу­мен­тов.

Robert исчер­пы­ваю­ще опи­сал отно­ше­ние к это­му сар­ко­фа­гу в Сред­ние века. Невоз­мож­но не упо­мя­нуть о том, что дан­ный сар­ко­фаг вдох­нов­лял Ник­ко­ло Пиза­но, когда тот созда­вал амвон Пизан­ско­го собо­ра: фигу­ры Фед­ры и ее кор­ми­ли­цы послу­жи­ли прото­ти­па­ми Девы Марии, св. Анны, т. н. Экк­ле­сии, анге­ла под­ле Рас­пя­тия и девоч­ки с кув­ши­ном в сцене Рож­де­ства; голо­ва Иппо­ли­та уга­ды­ва­ет­ся в чер­тах юно­ши рядом с пер­во­свя­щен­ни­ком, това­рищ Иппо­ли­та на коне послу­жил моде­лью для фигу­ры спра­ва от пер­во­свя­щен­ни­ка, а кони — для коней в сцене пок­ло­не­ния волх­вов.

Совре­мен­ная пли­та под сар­ко­фа­гом (160 × 42 см) содер­жит над­пись, кото­рая, веро­ят­но, явля­ет­ся копи­ей древ­не­го ори­ги­на­ла:

QUAMVIS PECCATRIX SUM DOMNA VOCATA BEATRIX
IN TUMULO MISSA IACEO QUAE COMITISSA
A(NNO) D(OMINI) MLXXVI.

Сар­ко­фаг гра­фи­ни Беат­ри­че нахо­дил­ся внут­ри кафед­раль­но­го собо­ра до 1303 г., когда архи­тек­тор Бур­гун­дио Тади рас­по­рядил­ся пере­ме­стить его к наруж­ной левой стене боль­шой апсиды; в над­пи­си 1303 г., выби­той там, упо­ми­на­ет­ся это собы­тие, а так­же год смер­ти гра­фи­ни Матиль­ды, доче­ри Беат­ри­че (1115 г.) и пере­чис­ля­ют­ся бога­тые пожерт­во­ва­ния Матиль­ды пизан­ско­му собо­ру. Там же нахо­дит­ся дру­гая над­пись, выпол­нен­ная в 1810 г., в кото­рой зафик­си­ро­ва­но пере­ме­ще­ние сар­ко­фа­га в Кам­по­сан­то.


Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 135—138.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Описание: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. С. 135—138.
© 2014 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor федра федры phaedra ипполит ипполита hippolytus саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мрамор саркофаг миф о федре и ипполите федра ипполит инв № с 9 est
free counters