Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите
Мрамор. Ок. 180 г. н. э.
Выс. 0,93 м, с крышкой 1,05 м; дл. 2,40 м; шир. 1,04 м; дл. крышки 2,58 м.
Инв. № С 9 est.
Пиза, Кампосанто. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите.

Мрамор. Ок. 180 г. н. э.
Выс. 0,93 м, с крышкой 1,05 м; дл. 2,40 м; шир. 1,04 м; дл. крышки 2,58 м.
Инв. № С 9 est.

Пиза, Кампосанто.

Описание:
C 9 est.

Выс. 0,93 м, с крыш­кой 1,05 м; дл. 2,40 м; шир. 1,04 м; дл. крыш­ки 2,58 м.
Ранее нахо­дил­ся у южной сто­ро­ны Дуо­мо рядом с ворота­ми.
Сар­ко­фаг пря­мо­уголь­ной фор­мы, крыш­ка высту­па­ет по длине за его пре­де­лы.

[Опи­са­ние фрон­таль­но­го релье­фа]

В левой части на зад­нем плане изо­бра­же­но зда­ние с тре­уголь­ным фрон­то­ном и пиляст­ра­ми коринф­ско­го орде­ра (пра­вая капи­тель едва уга­ды­ва­ет­ся). Сле­ва сто­ит жен­ская фигу­ра, заку­тан­ная в одеж­ды; ее взгляд обра­щен на глав­ное дей­ст­ву­ю­щее лицо — жен­щи­ну, кото­рая сидит в крес­ле со спин­кой и гну­ты­ми под­ло­кот­ни­ка­ми, поло­жив ноги на ска­ме­еч­ку с дву­мя завит­ка­ми, пока­зан­ную вни­зу в про­филь. Эти фигу­ры иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся как Фед­ра и слу­жан­ка. Фед­ра опу­сти­ла пра­вую руку на под­ло­кот­ник тро­на и уст­ре­ми­ла напря­жен­ный взгляд на сце­ну перед собой. Вни­зу рядом с ней сто­ит, раз­вер­нув­шись фрон­таль­но к зри­те­лю, обна­жен­ный ребе­нок с длин­ны­ми воло­са­ми (лицо и левая нога не сох­ра­ни­лись). У ее ног сто­ит, опи­ра­ясь на левую ногу и согнув в колене пра­вую, кры­ла­тый Эрот. Сбо­ку и в глу­бине мож­но видеть моло­дую жен­щи­ну, похо­жую на первую, и ста­ру­ху кор­ми­ли­цу с харак­тер­ной гре­че­ской при­чес­кой и реа­ли­стич­ны­ми чер­та­ми лица. На зад­нем плане раз­вер­нут боль­шой зана­вес (parapetasma), на фоне кото­ро­го, почти в цен­тре, сто­ит, повер­нув голо­ву напра­во, обна­жен­ный эфеб в хла­миде, наки­ну­той на левое пле­чо. Это Иппо­лит. По его левую руку из-за его фигу­ры высту­па­ет конь, изо­бра­жен­ный в про­филь; голо­ва коня утра­че­на до уров­ня нозд­рей. Вни­зу вид­не­ет­ся пес (мор­да и пра­вая лапа не сох­ра­ни­лись). По левую руку от Иппо­ли­та сто­ит еще один юно­ша в хла­миде, застег­ну­той на пле­че. Его скре­щен­ные ноги вызы­ва­ют ощу­ще­ние дви­же­ния в сто­ро­ну, про­ти­во­по­лож­ную его взгляду.

Спра­ва от него вид­не­ет­ся пиляст­ра с кан­не­лю­ра­ми, сто­я­щая на базе и явля­ю­ща­я­ся частью арки; она отде­ля­ет преды­ду­щую сце­ну от сле­дую­щей, изо­бра­жаю­щей охоту. Верх­няя часть иони­че­ско­го пиляст­ра несет баре­льеф­ное изо­бра­же­ние Вик­то­рии в длин­ном хитоне; спра­ва от нее нахо­дит­ся арка, а сле­ва — боль­шой факел.

Далее мож­но видеть жен­скую фигу­ру в корот­кой хла­миде, в сапож­ках и в шле­ме, со щитом в левой руке в глу­бине на зад­нем плане. Утра­че­ны пред­пле­чье и кисть пра­вой руки, кото­рая каса­лась тор­са всад­ни­ка, ска­чу­ще­го спе­ре­ди; ее хла­мида обра­зу­ет дугу над голо­вой и пере­се­ка­ет­ся с раз­ве­ваю­щей­ся хла­мидой всад­ни­ка. Это Арте­ми­да, пок­ро­ви­тель­ни­ца Иппо­ли­та. Под нога­ми коней ска­чет пес с под­ня­той вверх мор­дой; ниже него — дру­гой пес с утра­чен­ны­ми лапа­ми, а пра­вее — еще один, под­мя­тый каба­ном, с мор­дой, при­жа­той к зем­ле нога­ми зве­ря. На релье­фе пред­став­ле­на пере­д­няя часть фигу­ры каба­на с широ­ко рас­кры­той пастью. Зверь изо­бра­жен в момент, когда он выска­ки­ва­ет из пеще­ры в ска­ле. Край сар­ко­фа­га оформ­лен узло­ва­тым ство­лом дере­ва. Вни­зу на зад­нем плане вид­не­ют­ся неров­но­сти поч­вы и кустар­ни­ки, допол­ня­ю­щие лес­ной пей­заж, на фоне кото­ро­го про­ис­хо­дит дей­ст­вие.

В пра­вом верх­нем углу нахо­дит­ся фигу­ра боро­да­то­го пас­ту­ха, изо­бра­жен­ная в две тре­ти; он сто­ит, при­сло­нив­шись к дере­ву левым пле­чом. Его голов­ной убор опре­де­ля­ет­ся как pilos; хла­мида и корот­кая накид­ка остав­ля­ют откры­тым пра­вое пле­чо.

На левой боко­вой пане­ли крайне низ­ким релье­фом изо­бра­жен эфеб с охот­ни­чьим копьем. Он обна­жен, на пле­чи наки­ну­та хла­мида. За пово­дья он дер­жит ска­ку­на. Поза­ди него виден пас­тух с уби­тым зве­рем на пле­чах, в высо­ких сапож­ках и в таком же голов­ном убо­ре, как и пас­тух на фрон­таль­ном релье­фе.

На пра­вой пане­ли обна­жен­ный эфеб в хла­миде, наки­ну­той на пле­чи, опи­ра­ет­ся на копье. Перед ним пас­тух, похо­жий на опи­сан­но­го выше, дер­жит копье. Сни­зу изо­бра­жен пес на повод­ке, кото­рый, повер­нув голо­ву, смот­рит на пас­ту­ха.

Сце­на с Фед­рой в левой части фрон­таль­но­го релье­фа точ­но вос­про­из­во­дит схе­мы, пред­став­лен­ные на сар­ко­фа­гах Лув­ра, вил­лы Джу­сти­ни­а­ни-Мас­си­мо и Спа­ла­то, тогда как дру­гая часть релье­фа с охотой Иппо­ли­та напо­ми­на­ет сце­ны на сар­ко­фа­гах из Агри­джен­то и из Ленин­гра­да (Robert III, 2 №№ 161, 162, 163; 162, 164). Одна­ко мож­но утвер­ждать, что все эти груп­пы, когда-то выде­лен­ные Robert’ом, про­ис­хо­дят из одной общей схе­мы, несмот­ря на то, что суще­ст­ву­ют раз­ные вари­ан­ты рас­по­ло­же­ния сце­ны с Фед­рой (в одних слу­ча­ях в пра­вой, в дру­гих — в левой части релье­фа), исполь­зу­ют­ся раз­ные эле­мен­ты архи­тек­то­ни­ки и зана­ве­са (parapetasma), могут отсут­ст­во­вать при­зна­ки того, что храм на релье­фе посвя­щен Арте­ми­де, как, напри­мер, на сар­ко­фа­ге вил­лы Пам­фи­ли.

При оцен­ке лите­ра­тур­ных источ­ни­ков и опи­са­ния мифа об Иппо­ли­те у Эври­пида Robert (III, z, p. 169 ss.) выска­зы­вал пред­ва­ри­тель­ные и основ­ные сооб­ра­же­ния. Оби­лие источ­ни­ков, отно­ся­щих­ся к мифу, изо­бра­жен­но­му на сар­ко­фа­ге, заслу­жи­ва­ло более вни­ма­тель­но­го отно­ше­ния иссле­до­ва­те­лей, чем то, кото­рое им было ока­за­но.

Что же каса­ет­ся общей струк­ту­ры сце­ны, то сле­ду­ет отме­тить, что ее деле­ние цен­траль­ным пиляст­ром с кони­че­ской капи­те­лью почти пол­но­стью повто­ря­ет­ся на сар­ко­фа­гах Гри­го­ри­ан­ско­го свет­ско­го музея, Сан-Кле­мен­те, вил­лы Дориа Пам­фи­ли и вил­лы Джу­сти­ни­а­ни-Мас­си­мо. Одна­ко име­ет­ся серь­ез­ное отли­чие в изо­бра­же­нии фигу­ры Фед­ры на нашем сар­ко­фа­ге и на пере­чис­лен­ных выше, за иск­лю­че­ни­ем послед­не­го. Толь­ко на нашем сар­ко­фа­ге и сар­ко­фа­ге вил­лы Мас­си­мо Фед­ра обра­ще­на в сто­ро­ну Иппо­ли­та, уст­ре­мив на него страст­ный взгляд, в то вре­мя как на всех осталь­ных экзем­пля­рах она отвер­ну­лась в обрат­ную сто­ро­ну и при­слу­ши­ва­ет­ся к сове­там фигу­ры, сто­я­щей поза­ди тро­на. Подоб­ные раз­ли­чия наблюда­ют­ся и сре­ди сар­ко­фа­гов за пре­де­ла­ми Рима: лишь на сар­ко­фа­гах из палац­цо Мад­за­ро­са в Лук­ке, из Капуи и из Лио­на геро­и­ня повер­ну­та к Иппо­ли­ту, в то вре­мя как на сар­ко­фа­гах в Уффи­ци, Лув­ре и Бене­вен­то она отвер­ну­лась в про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну. Эти релье­фы пост­ро­е­ны по двум раз­ным схе­мам, веро­ят­но, соот­вет­ст­ву­ю­щим двум раз­ным поэ­ти­че­ским тра­ди­ци­ям. Две сце­ны на тор­цо­вых поверх­но­стях обна­ру­жи­ва­ют опре­де­лен­ное сход­ство с тор­цо­вы­ми сце­на­ми сар­ко­фа­га из Лук­ки, и еще боль­шее сход­ство с тако­вы­ми на сар­ко­фа­ге из Уффи­ци.

Тех­ни­ка изготов­ле­ния наше­го сар­ко­фа­га наи­луч­шим обра­зом соот­вет­ст­ву­ет худо­же­ст­вен­ным тра­ди­ци­ям эпо­хи Адри­а­на-Анто­ни­нов; не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным дати­ро­вать его позд­нее 190 г. Наи­бо­лее веро­ят­но, он был изготов­лен око­ло 180 г., как и дру­гой сар­ко­фаг из Лате­ра­на, и напо­ми­на­ет сар­ко­фа­ги со сце­на­ми мифа об Адо­ни­се, отно­ся­щи­е­ся к кон­цу эпо­хи Адри­а­на. Недав­но Lawrence дати­ро­вал его 185—195 года­ми, не при­во­дя, одна­ко, ника­ких кон­крет­ных аргу­мен­тов.

Robert исчер­пы­ваю­ще опи­сал отно­ше­ние к это­му сар­ко­фа­гу в Сред­ние века. Невоз­мож­но не упо­мя­нуть о том, что дан­ный сар­ко­фаг вдох­нов­лял Ник­ко­ло Пиза­но, когда тот созда­вал амвон Пизан­ско­го собо­ра: фигу­ры Фед­ры и ее кор­ми­ли­цы послу­жи­ли прото­ти­па­ми Девы Марии, св. Анны, т. н. Экк­ле­сии, анге­ла под­ле Рас­пя­тия и девоч­ки с кув­ши­ном в сцене Рож­де­ства; голо­ва Иппо­ли­та уга­ды­ва­ет­ся в чер­тах юно­ши рядом с пер­во­свя­щен­ни­ком, това­рищ Иппо­ли­та на коне послу­жил моде­лью для фигу­ры спра­ва от пер­во­свя­щен­ни­ка, а кони — для коней в сцене пок­ло­не­ния волх­вов.

Совре­мен­ная пли­та под сар­ко­фа­гом (160 × 42 см) содер­жит над­пись, кото­рая, веро­ят­но, явля­ет­ся копи­ей древ­не­го ори­ги­на­ла:

QUAMVIS PECCATRIX SUM DOMNA VOCATA BEATRIX
IN TUMULO MISSA IACEO QUAE COMITISSA
A(NNO) D(OMINI) MLXXVI.

Сар­ко­фаг гра­фи­ни Беат­ри­че нахо­дил­ся внут­ри кафед­раль­но­го собо­ра до 1303 г., когда архи­тек­тор Бур­гун­дио Тади рас­по­рядил­ся пере­ме­стить его к наруж­ной левой стене боль­шой апсиды; в над­пи­си 1303 г., выби­той там, упо­ми­на­ет­ся это собы­тие, а так­же год смер­ти гра­фи­ни Матиль­ды, доче­ри Беат­ри­че (1115 г.) и пере­чис­ля­ют­ся бога­тые пожерт­во­ва­ния Матиль­ды пизан­ско­му собо­ру. Там же нахо­дит­ся дру­гая над­пись, выпол­нен­ная в 1810 г., в кото­рой зафик­си­ро­ва­но пере­ме­ще­ние сар­ко­фа­га в Кам­по­сан­то.


Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 135—138.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Описание: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. С. 135—138.
© 2014 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: мрамор саркофаг миф о федре и ипполите федра ипполит Инв № С 9 est