Саркофаг-ленос с орнаментом стригилато и ростовыми портретами покойных в эдикуле (т. н. «Саркофаг братьев») — фронтальная панель.

Мрамор. 220—250 гг. н. э.
Инв. № B 1 est.

Пиза, Кампосанто.

Описание:
B 1 est.

Выс. 1,285 м; дл. 2,65 м; шир. 1,43 м. Из «рас­ко­пок в Леван­те».

Сар­ко­фаг в фор­ме lenos или давиль­ни для вино­гра­да; на тыль­ной стен­ке изо­бра­же­ны две боль­шие мас­ки в фор­ме льви­ных голов с коль­ца­ми, вися­щи­ми из пастей. Фрон­таль­ная стен­ка по кра­ям от эди­ку­лы, рас­по­ло­жен­ной в цен­тре, пок­ры­та вол­ни­стым орна­мен­том стри­ги­ла­то; свер­ху стри­ги­ли упи­ра­ют­ся в кар­низ, состав­лен­ный из набо­ра листе­лей, тол­щи­на кото­рых умень­ша­ет­ся в направ­ле­нии свер­ху вниз. В ниж­ней части левой сто­ро­ны кар­ни­за име­ет­ся сред­не­ве­ко­вая над­пись.

Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что орна­мент стри­ги­ла­то сох­ра­нил­ся от пер­во­на­чаль­но­го вари­ан­та деко­ра, когда он пок­ры­вал поверх­ность пол­но­стью. Сле­ва, в выем­ке глу­би­ной око­ло 6 см, сто­ит жен­ская фигу­ра, пол­но­стью пок­ры­тая одеж­да­ми, со стер­ты­ми чер­та­ми лица; она оде­та в туни­ку и накид­ку, нис­па­даю­щую с пле­ча и скры­ваю­щую левую руку, тогда как пра­вая, согну­тая в лок­те, лежит на груди под накид­кой. Склад­ки туни­ки выпол­не­ны глу­бо­ки­ми, а накид­ки, нао­бо­рот, мел­ки­ми. При­чес­ка пыш­ны­ми мас­са­ми волос спус­ка­ет­ся по сто­ро­нам вдоль шеи; она отно­сит­ся при­бли­зи­тель­но к середине III в.

В цен­тре внут­ри хра­ма с боко­вы­ми акро­те­ри­я­ми в фор­ме паль­метт и цен­траль­ным, частич­но повреж­ден­ным, флан­ки­ро­ван­но­го виты­ми колон­на­ми с ком­по­зит­ны­ми капи­те­ля­ми, сто­ят две муж­ские фигу­ры. Муж­чи­на сле­ва полу­обер­нул­ся в пра­вую сто­ро­ну. Он одет в про­стор­ную тогу с обшир­ным сину­сом; на ногах сапож­ки; в левой руке он дер­жит сви­ток. Вто­рой пер­со­наж чуть выше ростом пер­во­го, одет в тогу с иду­щей наис­кось круп­ной жест­кой цен­траль­ной склад­кой (umbo); на ногах сапож­ки. В левой руке, от кото­рой оста­лась лишь верх­няя часть, он, воз­мож­но, дер­жал какой-то атри­бут. На зем­ле спра­ва и сле­ва от них вид­ны связ­ки пер­га­мент­ных свит­ков. Лица без­бо­ро­дые, худо­ща­вые (так в тек­сте: ит. i volti consunti — измож­ден­ные, изну­рен­ные лица — И. Ш.). В цен­тре меж­ду ними нахо­дит­ся сред­не­ве­ко­вый герб.

На пра­вом краю в такой же нише, как и сле­ва, сто­ит боро­да­тая муж­ская фигу­ра. Муж­чи­на одет в воин­ский сагум и пан­цирь, на ногах высо­кие сапож­ки. В пра­вой руке, сох­ра­нив­шей­ся выше пред­пле­чья, он, пред­по­ло­жи­тель­но, дер­жал какой-то атри­бут. Так­же и здесь орна­мент стри­ги­ла­то обры­ва­ет­ся, усту­пая место пер­со­на­жу на фигур­ном пьеде­ста­ле.

На тыль­ной пане­ли две льви­ные мас­ки, раз­не­сен­ные друг от дру­га на 1,17 м, дер­жат в зубах по брон­зо­во­му коль­цу.

Осо­бое зна­че­ние дан­но­го сар­ко­фа­га, в деко­ре кото­ро­го льви­ные мас­ки с коль­ца­ми соче­та­ют­ся с изо­бра­же­ни­ем хра­ма с фигу­ра­ми покой­ных в цен­тре и дву­мя фигу­ра­ми (муж­ской и жен­ской) в скруг­лен­ных углах лено­са, обу­слов­ле­но отно­си­тель­но хоро­шо сох­ра­нив­ши­ми­ся порт­ре­та­ми двух цен­траль­ных фигур (лица боко­вых пер­со­на­жей сох­ра­ни­лись зна­чи­тель­но хуже). Цен­траль­ные фигу­ры вызы­ва­ют в памя­ти харак­тер­ные чер­ты луч­ших порт­ре­тов Гор­ди­а­на III (Felletti-Mai tav. XVII, 56, 58, 57, 61—62); При­чес­ка жен­ской фигу­ры обна­ру­жи­ва­ет явное сход­ство с при­чес­кой супру­ги Баль­би­на на зна­ме­ни­том сар­ко­фа­ге Пре­тек­ста­та (Felletti-Mai tav. XVI, 51—52), кото­рая напо­ми­на­ет при­чес­ки Юлии Месы и Юлии Сомии. И нако­нец, муж­ская фигу­ра в воин­ском обла­че­нии, хотя и с трудом под­даю­ща­я­ся интер­пре­та­ции, тем не менее, напо­ми­на­ет сво­им обли­ком Гор­ди­а­на I или III, но не Пупи­е­на.

Наш сар­ко­фаг может быть дати­ро­ван с точ­но­стью до трех деся­ти­ле­тий 220—250 года­ми н. э., учи­ты­вая, что пер­вые изо­бра­же­ния льви­ных масок с коль­ца­ми в зубах отно­сят­ся к 220 г., а их соче­та­ния с фигу­ра­ми извест­ны с середи­ны III в. н. э. Льви­ные мас­ки с коль­ца­ми мож­но так­же видеть на сар­ко­фа­ге A 14 int (пизан­ско­го Кам­по­сан­то — И. Ш.).

Над­пись ввер­ху сле­ва (48 × 4 см) отно­сит­ся к XIV в.

S(E)P(ULCRUM) FALCHONOR(UM)

(Гроб­ни­ца семей­ства Фаль­ко­ни — И. Ш.)

Герб семей­ства Фаль­ко­ни (14,5 × 12,5 см) пред­став­лен щитом с шах­мат­ным полем. Он рас­по­ло­жен меж­ду голо­ва­ми цен­траль­ных фигур. Состо­я­тель­ное купе­че­ское семей­ство Фаль­ко­ни было извест­но в Пизе в XIII—XIV веках (Cristiani, Nobilita ук. соч., с. 455—456).

P. S. Reinsberg выска­зал пред­по­ло­же­ние, что сар­ко­фаг был зака­зан роди­те­ля­ми для двух сво­их сыно­вей, умер­ших рань­ше отца и мате­ри. Об этом свиде­тель­ст­ву­ют порт­рет­ные изо­бра­же­ния моло­дых людей. Позд­нее в этом же сар­ко­фа­ге долж­ны были быть похо­ро­не­ны и сами роди­те­ли, изо­бра­же­ния кото­рых с заготов­ка­ми для порт­ре­тов флан­ки­ру­ют фрон­таль­ную панель. Таким обра­зом, дан­ный сар­ко­фаг явля­ет­ся семей­ным и был выпол­нен по инди­виду­аль­но­му зака­зу. — И. Ш.


Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 113—114.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Текст описания: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. С. 113—114.
© 2014 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мрамор саркофаг стригильный саркофаг-стригилато strigilato стригилато стригиллато рельеф кампосанто ленос фронтальная панель львиные маски протомы львиная маска колонна колонны стригиль композитный ордер храм эдикула aedicula акротерий акротерии тога тогатус лорика панцырь панцирь кюраса кираса обувь сапожки сагум портрет покойного покойных саркофаг братьев Инв № B 1 est