Арка аргентариев (арка Септимия Севера на Бычьем форуме)
Надпись на аттике.
Мрамор. 204 г.
Рим, Арка аргентариев. Фото: И. А. Шурыгин

Арка аргентариев (арка Септимия Севера на Бычьем форуме).

Надпись на аттике.
Мрамор. 204 г.

Рим, Арка аргентариев.

Описание:
CIL VI 1035 (p. 3071, 3777, 4318, 4340)

Imp(eratori) Caes(ari) L(ucio) Septimio Severo Pio Pertinaci Aug(usto) Arabic(o) Adiabenic(o) Parth(ico) max(imo) fortissimo felicissimo / pontif(ici) max(imo) trib(unicia) potest(ate) XII imp(eratori) XI co(n)s(uli) III patri patriae et / Imp(eratori) Caes(ari) M(arco) Aurelio Antonino Pio Felici Aug(usto) trib(unicia) potest(ate) VII co(n)s(uli) I<II p(atri) p(atriae) proco(n)s(uli) fortissimo felicissimoque principi> et / Iuliae Aug(ustae) matri Aug(usti) <n(ostri)> et castrorum et <senatus et patriae et> Imp(eratoris) Caes(aris) M(arci) Aureli Antonini Pii Felicis Aug(usti) / <Parthici maximi Brittannici maximi> / argentari(i) et negotiantes boari(i) huius loci qui / invehent / devoti numini eorum

Импе­ра­то­ру Цеза­рю, Луцию Сеп­ти­мию Севе­ру Пию Пер­ти­на­к­су, Авгу­сту, [заво­е­ва­те­лю] ара­бов, адиа­бе­нов и пар­фян, вели­чай­ше­му, силь­ней­ше­му, счаст­ли­вей­ше­му Вели­ко­му Пон­ти­фи­ку, 12 раз обле­чен­но­му три­бун­ской вла­стью, 11 раз про­воз­гла­шен­но­му импе­ра­то­ром, три­жды кон­су­лу, Отцу Оте­че­ства, а так­же Импе­ра­то­ру Цеза­рю, Мар­ку Авре­лию Анто­ни­ну Пию Фелик­су, Авгу­сту, 7 раз обле­чен­но­му три­бун­ской вла­стью, три­жды кон­су­лу, Отцу Оте­че­ства, силь­ней­ше­му, счаст­ли­вей­ше­му пове­ли­те­лю, а так­же Юлии Авгу­сте, мате­ри наше­го Авгу­ста, импе­ра­тор­ских рези­ден­ций, сена­та, Оте­че­ства и Импе­ра­то­ра Цеза­ря, Мар­ка Авре­лия Анто­ни­на Пия Фелик­са, Авгу­ста, вели­ко­го заво­е­ва­те­ля пар­фян и бри­тов, арген­та­рии и тор­гов­цы Бычье­го [фору­ма], кото­рые при­но­сят на это место [свои день­ги и това­ры], бла­го­го­вей­но [посвя­ща­ют] их боже­ст­вен­но­сти.

Самым выра­зи­тель­ным и убеди­тель­ным свиде­тель­ст­вом уни­что­же­ния изо­бра­же­ний Плав­цил­лы и посвя­щен­ных ей над­пи­сей слу­жит арка арген­та­ри­ев. Сте­сан­ный уча­сток релье­фа пра­вой части запад­ной внут­рен­ней пане­ли соот­вет­ст­ву­ет фигу­ре Плав­цил­лы, сто­я­щей рядом с Плав­ци­а­ном, ее отцом. Кро­ме того, упо­ми­на­ние о Плав­цил­ле в чет­вер­той стро­ке над­пи­си на атти­ке было стер­то и в 211 г. н. э. заме­не­но новым титу­лом Юлии Дом­ны (Mater Senatus et Patriae). Изна­чаль­но эта стро­ка чита­лась так:

IVLIAE AVG. MATRI AVGG. ET CASTRORVM ET FVLVIAE PLAVTILLAE AVG. IMP. CAES. M. AVRELI ANTONINI PII FELECIS AVG. (D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 4—5 and De Maria, 1988).

Было выска­за­но вполне убеди­тель­ное пред­по­ло­же­ние о том, что арка нес­ла груп­по­вое скульп­тур­ное изо­бра­же­ние импе­ра­тор­ской семьи, и, в таком слу­чае, ста­туя Плав­цил­лы была демон­ти­ро­ва­на (и пере­плав­ле­на) в то же самое вре­мя, когда был сте­сан ее рельеф­ный порт­рет и стер­то упо­ми­на­ние о ней в над­пи­си (De Maria, 1988). При­сут­ст­вие име­ни Плав­ци­а­на в над­пи­си и его порт­ре­тов на релье­фах внут­рен­них пане­лей арки дает осно­ва­ние пред­по­ло­жить, что его ста­туя так­же укра­ша­ла аттик и, веро­ят­но, была уни­что­же­на после его смер­ти в 205 г.

В антич­ную эпо­ху над­пись на атти­ке южной сто­ро­ны арки арген­та­ри­ев по край­ней мере два­жды под­вер­га­лась изме­не­ни­ям (CIL VI 1035; D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 1939, 3—13; M. Pallotino, 1946, 37—38). Пятая ее стро­ка, един­ст­вен­ная из всех пол­но­стью стер­тая и выре­зан­ная зано­во, ста­ла про­слав­лять Кара­кал­лу:

PARTHICI MAXIMI BRITANNICI MAXIMI.

Под бук­ва­ми и в меж­бук­вен­ных про­ме­жут­ках явно про­смат­ри­ва­ют­ся следы сте­сы­ва­ния. Эта стро­ка коро­че пяти осталь­ных и содер­жит зна­чи­тель­но мень­ше букв. В насто­я­щее вре­мя стро­ка 5 состо­ит из 30 букв. Осталь­ные стро­ки, в поряд­ке убы­ва­ния:

стро­ка 2 (не изме­ня­лась в антич­но­сти) = 47

стро­ка 6 (изме­не­на в антич­но­сти) = 57

стро­ка 1 (не изме­ня­лась в антич­но­сти) = 81

стро­ка 4 (изме­не­на в антич­но­сти) = 84.

Веро­ят­но, изна­чаль­но в пятой стро­ке упо­ми­нал­ся Плав­ци­ан в каче­стве comes augustorum и отца Плав­цил­лы, новой авгу­сты. Наи­боль­шим при­зна­ни­ем поль­зу­ет­ся сле­дую­щий ее исход­ный вари­ант:

VXORI FILLIAE PLAVTIANI PONTIFICIS NOBILISSIMI PR. PR. COS. II NECESSARII ET COMITIS AVGG (D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 1939, 5—6, n. 10).

Пятая стро­ка была сте­са­на после смер­ти Плав­ци­а­на в 205 г. и в тече­ние несколь­ких лет оста­ва­лась пустой. Она мог­ла быть запол­не­на вновь не рань­ше 210 г. н. э., когда Кара­кал­ла полу­чил титул Britannicus Maximus (D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 1939, 6). Веро­ят­нее все­го, новый текст в этой стро­ке появил­ся одно­вре­мен­но с изме­не­ни­я­ми, вне­сен­ны­ми в 211 или 212 г. в стро­ки с име­на­ми Геты и Плав­цил­лы после того как те были под­верг­ну­ты damnationes memoriae. Эта стро­ка, оста­ва­ясь стер­той (in rasura) и неза­пол­нен­ной в тече­ние более шести лет, в паре с отсут­ст­во­вав­шим изо­бра­же­ни­ем Плав­ци­а­на на запад­ной пане­ли, слу­жи­ла зри­мым напо­ми­на­ни­ем о его паде­нии и про­яв­ле­ни­ем abolitio memoriae (сти­ра­ния памя­ти), под­ра­зу­ме­вав­ше­го уни­что­же­ние всех его порт­ре­тов и над­пи­сей, упо­ми­нав­ших о нем.

С арки арген­та­ри­ев были так­же уда­ле­ны все визу­аль­ные и эпи­гра­фи­че­ские упо­ми­на­ния о Гете таким же обра­зом, как это было сде­ла­но в отно­ше­нии Плав­ци­а­на и Плав­цил­лы. Третья строч­ка посвя­ти­тель­ной над­пи­си, про­слав­ляв­шая Кара­кал­лу и Гету, в исход­ном вари­ан­те чита­лась так:

IMP. CAES. M. AVRELIO ANTONINO PIO FELICI AVG. TRIB. POTEST. VII COS. ET P. SEPTIMIO GETAE NOBILISSIMO CAESARI ET (D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 1939, 4—6; M. Pallotino, 1946, 37—38; S. De Maria, 1988, 308).

Титул Геты Nobilissimus Caesar был уда­лен и заме­нен новы­ми титу­ла­ми Кара­кал­лы:

III P. P. PROCOS. FORTISSIMO FELICISSIMOQVE PRINCIPI

После COS стро­ка оста­ет­ся стер­той и неза­пол­нен­ной (in rasura). Тре­тий кон­суль­ский срок Кара­кал­лы начал­ся 1 янва­ря 208 г., а чет­вер­тый — 1 янва­ря 213 г. Посколь­ку в изме­нен­ной над­пи­си он име­ну­ет­ся COS III, ее пере­ра­бот­ку мож­но надеж­но дати­ро­вать 208—213 года­ми, а точ­нее, вре­ме­нем после убий­ства и про­кля­тия Геты в 212 г. (см. D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 1939, 4).

Обра­ще­ние к Кара­кал­ле, как к Fortissimus Princeps, застав­ля­ет вспом­нить пере­ра­ботан­ную над­пись на арке, сто­я­щей на Forum Romanum, в кото­рой Сеп­ти­мий и Кара­кал­ла наз­ва­ны fortissimi principes. Из над­пи­си было уда­ле­но и вто­рое упо­ми­на­ние о Гете. В чет­вер­той стро­ке Юлия Дом­на изна­чаль­но име­но­ва­лась как «Мать авгу­стов и воен­ных город­ков (либо импе­ра­тор­ских рези­ден­ций — И. Ш.)» (MATER AVGG. ET CASTRORUM) (D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 1939, 4; M. Pallotino, 1946, 31; S. de Maria, 1988, 309). До 211 г. Гету часто назы­ва­ли авгу­стом несмот­ря на то, что в над­пи­сях к его изо­бра­же­ни­ям до это­го года титул Augustus не встре­ча­ет­ся (D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 1939, n. 8; M. Pallotino, 1946, 31). F. Ghedini (1984, 27—28) недав­но под­верг­ла сомне­нию воз­мож­ность напи­са­ния AVGG. в пер­во­на­чаль­ном вари­ан­те над­пи­си; она счи­та­ет пра­виль­ным вари­ант AVG. N. В сво­ем пред­по­ло­же­нии она исхо­дит из того, что на камне под бук­вой N не име­ет­ся таких глу­бо­ких сле­дов сте­сы­ва­ния преды­ду­ще­го тек­ста, как под осталь­ны­ми пере­ра­ботан­ны­ми частя­ми над­пи­си. Она пола­га­ет, что титул Юлии Дом­ны MATER AVG. N. был заме­нен на более рас­про­стра­нен­ный в те годы титул MATER AVGVSTI ET CAESARIS, для кото­ро­го в над­пи­си ока­за­лось недо­ста­точ­но места. Одна­ко пред­став­ля­ет­ся неве­ро­ят­ным, чтобы при жиз­ни Сеп­ти­мия Севе­ра в отно­ше­нии Кара­кал­лы мог при­ме­нять­ся титул Augustus Noster (D. E. L. Haynes and P. D. Hirst, 1939, 4).

После про­кля­тия памя­ти о Гете (damnatio memoriae) упо­ми­на­ние о нем и о Кара­кал­ле как об авгу­стах AVGG в мно­же­ст­вен­ном чис­ле было заме­не­но на AVG в един­ст­вен­ном чис­ле; титул Юлии Дом­ны был изме­нен на «Мать наше­го авгу­ста и воен­ных город­ков» (MATER AVG. N. ET CASTRORUM). По подоб­но­му незна­чи­тель­но­му изме­не­нию в над­пи­си мож­но судить о той тща­тель­но­сти с кото­рой уни­что­жа­лись все упо­ми­на­ния о Гете.

После уда­ле­ния из над­пи­си посвя­ще­ний Гете и ее пере­ра­бот­ки в ней появи­лись новые упо­ми­на­ния о Кара­кал­ле и Юлии Домне. В стро­ках 3 и 4 Кара­кал­ла назван felix и felicissimus, т. е. счаст­ли­вый и счаст­ли­вей­ший одно­вре­мен­но. В чет­вер­той стро­ке имя и титу­лы Кара­кал­лы при­веде­ны в гене­ти­ве, посколь­ку в пер­во­на­чаль­ном вари­ан­те они отно­си­лись к Плав­цил­ле, его супру­ге. Одна­ко после того как имя Плав­цил­лы было заме­не­но име­нем Юлии Дом­ны, име­на и титу­лы Кара­кал­лы ста­ли читать­ся вме­сте с име­нем Юлии Дом­ны, кото­рая полу­чи­ла титул «Мате­ри наше­го авгу­ста (Кара­кал­лы) и воен­ных город­ков, и сена­та, и оте­че­ства, и импе­ра­то­ра цеза­ря Мар­ка Авре­лия Анто­ни­на Пия, счаст­ли­во­го авгу­ста (Кара­кал­лы)»:

IVLIAE AVG. MATRI AVG. N. ET CASTRORVM ET SENATVS ET PATRIAE ET IMP. CAES. M. AVRELI ANTONINI PII FELICIS AVG.

В резуль­та­те Юлия Дом­на ока­за­лась два­жды упо­мя­ну­той как мать Кара­кал­лы.

MUTILATION AND TRANSFORMATION. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture.
By Eric R. Varner Brill/Leiden. Boston 2004. (пер. с англ. И. Ш.).

Литература:
Eric R. Varner. Mutilation and Transformation. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture. Brill/Leiden. Boston 2004.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2004 г. Описание: Eric R. Varner. Mutilation and Transformation. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture. Brill/Leiden. Boston 2004.
Пер. с лат. и англ.: И. А. Шурыгин.

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: архитектура architectura эпиграфика надпись надписи epigraphia скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф римская римские рим посвятительная надпись арка аргентариев arcus argentariorum monumentum argentariorum арка аргентариев arcus argentariorum monumentum argentariorum арка аргентариев arcus argentariorum cil vi 1035 imperatori caesari lucio septimio severo pio pertinaci augusto arabico adiabenico parthico maximo fortissimo felicissimo pontifici maximo tribunicia potestate xii imperatori xi consuli iii patri patriae et imperatori caesari marco aurelio antonino pio felici augusto tribunicia potestate vii consuli iii patri patriae proconsuli fortissimo felicissimoque principi et iuliae augustae matri augusti nostri et castrorum et senatus et patriae et imperatoris caesaris marci aureli antonini pii felicis augusti parthici maximi brittannici maximi argentarii et negotiantes boarii huius loci qui invehent devoti numini eorum каракалла юлия домна гета плавциан плавцилла