Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (фронтальная панель)
Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № C 21 est.
Пиза, Кампосанто. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (фронтальная панель).

Мрамор. Ок. 190 г. н. э.
Инв. № C 21 est.

Пиза, Кампосанто.

Происхождение:
Из аббат­ства Сан Дзе­но.

Описание:
C 21 est.
Выс. 1,05 м.; дл. 2,40 м.; шир. 0,97 м.
Из аббат­ства Сан Дзе­но (Abbazia di S. Zeno).

Сар­ко­фаг в фор­ме пря­мо­уголь­но­го ящи­ка. По кра­ям фрон­таль­но­го релье­фа нахо­дят­ся фигу­ры Вик­то­рий, под кото­ры­ми сто­ят спра­ва — фигу­ра плен­ни­ка в тоге с бахром­ча­той кай­мой и длин­ной накид­кой, а сле­ва — плен­ни­цы с высо­ким поя­сом; обе фигу­ры без голов. Сце­на бит­вы рим­лян с вар­ва­ра­ми пред­став­ле­на, соглас­но тра­ди­ци­он­ной схе­ме, тре­мя ряда­ми кон­ных вои­нов, изо­бра­жен­ных в верх­ней части, кото­рым про­ти­во­сто­ят изо­бра­жен­ные ниже вар­ва­ры, про­иг­ры­ваю­щие схват­ку. В цен­тре име­ет­ся обшир­ная лаку­на, на месте кото­рой долж­на была рас­по­ла­гать­ся фигу­ра импе­ра­то­ра, окру­жен­но­го сорат­ни­ка­ми.

Тор­цы сар­ко­фа­га. На левой сто­роне изо­бра­же­на сце­на выра­же­ния покор­но­сти (submissio): рим­ский леги­о­нер соп­ро­вож­да­ет двух вар­ва­ров и маль­чи­ка. Один из вар­ва­ров скло­нив­шись, при­ка­са­ет­ся к коле­ну импе­ра­то­ра, рядом с кото­рым сто­ят офи­цер в шле­ме и зна­ме­но­сец (vexillarius). Три рим­ля­ни­на нахо­дят­ся на лагер­ной три­буне (suggestus). На пра­вой сто­роне дру­гой вар­вар, при­па­дая на коле­но, молит импе­ра­то­ра, сидя­ще­го на ска­мье (subsellium) во двор­це (обо­зна­чен­ном аркой и пиляст­ром). Ввер­ху сим­во­ли­че­ская жен­ская фигу­ра (воз­мож­но, Доб­лесть — Virtus) в накид­ке и корот­ком пал­ли­у­ме дер­жит шлем импе­ра­то­ра, а фигу­ра боро­да­то­го муж­чи­ны в туни­ке с корот­ки­ми рука­ва­ми (Сла­ва — Honos?) ука­зу­ет на сце­ну.

На гораздо более рос­кош­ных сар­ко­фа­гах гале­реи Бор­ге­зе в Риме, вил­лы Дориа Пам­фи­ли и вил­лы Джу­сти­ни­а­ни темы вар­ва­ров — двух фигур, сто­я­щих по кра­ям, — пред­став­ле­ны более слож­но, а син­та­к­сис ком­по­зи­ции крайне запу­тан. Одна­ко наш сар­ко­фаг так­же не лишен фун­да­мен­таль­ных тем, кото­рые обна­ру­жи­ва­ют­ся в фигу­рах пав­ших вои­нов, а так­же в вих­ре ска­чу­щих кон­ни­ков в цен­траль­ной, утра­чен­ной, части пизан­ско­го сар­ко­фа­га. Ком­по­зи­ции на боко­вых поверх­но­стях вызы­ва­ют в памя­ти сце­ны submissio на сар­ко­фа­ге с вил­лы Тавер­на о Пари­зи во Фра­с­ка­ти, непо­да­ле­ку от Пизы.

Дан­ный сар­ко­фаг вхо­дит в серию, содер­жа­щую экзем­пля­ры из церк­ви Сан Пао­ло, Кази­но Дориа Пам­фи­ли, вил­лы Джу­сти­ни­а­ни, вил­лы Бор­ге­зе, а так­же два шедев­ра: сар­ко­фаг из Каве ди Пьет­ра­ла­та в Нацио­наль­ном музее Рима (име­ет­ся в виду сар­ко­фаг из Пор­то­нач­чо — И. Ш.), а так­же сар­ко­фаг из кол­лек­ции Лудо­ви­зи в том же музее. Имен­но с послед­ним сар­ко­фа­гом наш обна­ру­жи­ва­ет наи­боль­шее сход­ство (что ука­зы­ва­ет на общий архе­тип), хотя плен­ни­ки на кра­ях релье­фа напо­ми­на­ют сар­ко­фаг из Пьет­ра­ла­ты. Отсут­ст­вие почти всех голов — след ярост­ной работы идей­ных раз­ру­ши­те­лей — и боль­шая лаку­на в цен­траль­ной части рож­да­ют чув­ство разо­ча­ро­ва­ния. В целом же, пре­вос­ход­ная тех­ни­ка изо­бра­же­ния коней и сох­ра­нив­ших­ся голов леги­о­не­ров, а так­же раз­ве­ваю­щих­ся одежд, и опре­де­лен­ные физио­но­ми­че­ские чер­ты, такие как окла­ди­стые боро­ды, поз­во­ля­ют уве­рен­но дати­ро­вать пизан­ский сар­ко­фаг при­бли­зи­тель­но 190 годом н. э.

Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 151—152.

Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 151—152.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: кампосанто мрамор саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника военного генерала фронтальная панель сражение битва схватка Инв № C 21 est XXXII 32