Портрет Марка Випсания Агриппы
Лунский мрамор. I в. до н. э.Инв. № MC 2760.Рим, Капитолийские музеи, Музей Монтемартини (Электростанция Монтемартини), I. 62. Фото: С. И. Сосновский

Портрет Марка Випсания Агриппы.

Лунский мрамор. I в. до н. э.
Инв. № MC 2760.

Рим, Капитолийские музеи, Музей Монтемартини (Электростанция Монтемартини), I. 62.

Описание:

R2. Рим, Палац­цо Кон­сер­ва­то­ров, Новое кры­ло, зал III939 (рис. 99—102)[1]

Из Рима, в сред­ние века нахо­дил­ся воз­ле теат­ра Мар­цел­ла. Белый мра­мор. Общая высота: 37 см.; рас­сто­я­ние от ску­лы до ску­лы: 16 см. Хоро­шая сохран­ность. Утра­че­на часть носа, под­бо­ро­док и ниж­няя пра­вая часть шеи, незна­чи­тель­ные ско­лы на губах и левом ухе. Какой-то тём­ный налёт на лице и, осо­бен­но, на воло­сах.

На этом силь­но иде­а­ли­зи­ро­ван­ном порт­ре­те моло­дой Агрип­па смот­рит вле­во, воло­сы уло­же­ны отдель­ны­ми прядя­ми уме­рен­но­го объ­ё­ма, кото­рые фор­ми­ру­ют плот­ную и живо­пис­ную шапоч­ку волос. Подо лбом с мор­щи­на­ми начи­на­ют­ся мощ­ные над­бров­ные дуги, лицо оваль­ное, а рот закрыт. Схе­ма при­чёс­ки такая же, как и в бюсте из Вибо Вален­тии (R1) и, как и в том слу­чае, отдель­ные дета­ли вку­пе с пла­стич­но­стью при­чёс­ки ука­зы­ва­ют на то, что эта реп­ли­ка дати­ру­ет­ся ран­ней авгу­стов­ской эпо­хой940. То есть, речь идёт об одном из древ­ней­ших и сти­ли­сти­че­ски зна­чи­мых вари­ан­тов пер­вой типо­ло­гии бюстов Мар­ка Агрип­пы.

По мне­нию Коли­ни, этот бюст укра­шал ске­ну теат­ра Мар­цел­ла, но мас­са раз­лич­ных частей, най­ден­ных там же, не поз­во­ля­ет сде­лать окон­ча­тель­ные выво­ды по это­му пово­ду941. Прав­до­по­доб­ным пред­став­ля­ет­ся, что эта реп­ли­ка — из город­ской мастер­ской: того же про­из­вод­ства голо­ва Авгу­ста типа «При­ма Пор­та», о кото­рой пишет Пауль Цан­кер, и кото­рая была най­де­на там же и теперь тоже хра­нит­ся в Капи­то­лий­ских музе­ях942.

939В 1997 г. этот бюст хра­нил­ся в Музее Мон­те­мар­ти­ни (Элек­тро­стан­ция Мон­те­мар­ти­ни).

940Ср. с бюстом Авгу­ста из Остии (см. теперь: Boschung D. Die Bildnisse des Augustus. Berlin, 1993. Cat. № 41, Tav. 39), кото­рый тоже дати­ру­ет­ся ран­ней или сред­ней авгу­стов­ской эпо­хой. В кни­ге: Eck W., Fittschen K., Naumann F. Kaisersaal Porträts aus den Kapitolinischen Museen in Rom. Roma, 1986, рис. на стр. 52 ввер­ху, этот порт­рет Агрип­пы дати­ру­ет­ся 27 г. до н. э. О дати­ров­ке прото­ти­па см. выше, Cap. II, 1 a.

941См. выше, стр. 69.

942О порт­ре­те Авгу­ста это­го же кон­тек­ста, см. Fittchen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen. Mainz am Rhein, 1983. Vol. I. Cat. № 3. P. 3 сл., Tav. 4—6; но ср. Boschung D. Die Bildnisse des Augustus. Berlin, 1993. Cat. № 162. P. 175. Tav. 92 (эпо­ха Кали­гу­лы). См. теперь: La Rocca E. L’Arco di Germanico in Circo Flaminio // Bulletino della Commissione Archeologica Comunale di Roma. XCV. 1993. P. 90.

[1]В 2016 г. этот бюст нахо­дил­ся в Музее Мон­те­мар­ти­ни, а не в Новом кры­ле Капи­то­лий­ских музеев, как пишет И. Ромео. (Тари­вер­ди­е­ва С.).


Литература:
Colini A. M., Tre ritratti di età augustea rinvenuti in prossimità della scena del teatro di Marcello // Capitolium. 13. 1938. P. 399, n. 2, figg. 8—10.
Johansen F. S., Ritratti marmorei e bronzei di Marco Vipsanio Agrippa // AnalRom. 6. 1971. P. 28, fig. 11.
Faedo L. Aspetti della cultura figurativa in età romana, in Storia della Calabria antica. Età italica e romana, Reggio Calabria 1994 p. 599.
Faedo L. in Camposanto monumentale di Pisa. Le Antichità, a cura di S.Settis, vol. II , Modena 1984. N. 69. P. 138.
Roddaz J.-M. Marcus Agrippa. Rome, 1984. P. 619—620. Fig. 14.
Eck W., Fittschen K., Naumann F. Kaisersaal Porträts aus den Kapitolinischen Museen in Rom. Roma, 1986. Fig. a P. 52 e foto a colori, s. p.
Fittchen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen. Mainz am Rhein, 1983. Vol. I. Cat. № 3. P. 5.
Helbig W., Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, 4a ed., Tiibingen 1963. №1617 (Von Heintzh).
Hertel E. D., Untersuchungen zu Stil und Chronologie des Kaiser- und Prinzenporträts von Augustus bis Claudius, Bonn 1982. P. 252—253.
Hafter M. in: AA.W., Kaiser Augustus und die verlorene Republik, catalogo della mostra. Berlin, 1988. Cat. № 150. Pp. 313—314.

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1998 г. Текст: Romeo I. Ingenuus leo: l’immagine di Agrippa. Roma, 1998. P. 178. R2.
© 2017 г. Перевод с итал.: Таривердиева С. Э.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим имперский портрет марк випсаний агриппа g138 агриппы marcus vipsanius agrippa портрет портреты римский портрет лунский мрамор мужской портрет портретная раскрашенная голова агриппы полководец марк випсаний агриппа краска раскраска i 62 инв № mc 2760