Портрет Марка Випсания Агриппы.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 62.
R2. Рим, Палаццо Консерваторов, Новое крыло, зал III939 (рис. 99—102)[1]
Из Рима, в средние века находился возле театра Марцелла. Белый мрамор. Общая высота: 37 см.; расстояние от скулы до скулы: 16 см. Хорошая сохранность. Утрачена часть носа, подбородок и нижняя правая часть шеи, незначительные сколы на губах и левом ухе. Какой-то тёмный налёт на лице и, особенно, на волосах.
На этом сильно идеализированном портрете молодой Агриппа смотрит влево, волосы уложены отдельными прядями умеренного объёма, которые формируют плотную и живописную шапочку волос. Подо лбом с морщинами начинаются мощные надбровные дуги, лицо овальное, а рот закрыт. Схема причёски такая же, как и в бюсте из Вибо Валентии (R1) и, как и в том случае, отдельные детали вкупе с пластичностью причёски указывают на то, что эта реплика датируется ранней августовской эпохой940. То есть, речь идёт об одном из древнейших и стилистически значимых вариантов первой типологии бюстов Марка Агриппы.
По мнению Колини, этот бюст украшал скену театра Марцелла, но масса различных частей, найденных там же, не позволяет сделать окончательные выводы по этому поводу941. Правдоподобным представляется, что эта реплика — из городской мастерской: того же производства голова Августа типа «Прима Порта», о которой пишет Пауль Цанкер, и которая была найдена там же и теперь тоже хранится в Капитолийских музеях942.
939В 1997 г. этот бюст хранился в Музее Монтемартини (Электростанция Монтемартини). 940Ср. с бюстом Августа из Остии (см. теперь: Boschung D. Die Bildnisse des Augustus. Berlin, 1993. Cat. № 41, Tav. 39), который тоже датируется ранней или средней августовской эпохой. В книге: Eck W., Fittschen K., Naumann F. Kaisersaal Porträts aus den Kapitolinischen Museen in Rom. Roma, 1986, рис. на стр. 52 вверху, этот портрет Агриппы датируется 27 г. до н. э. О датировке прототипа см. выше, Cap. II, 1 a. 941См. выше, стр. 69. 942О портрете Августа этого же контекста, см. Fittchen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen. Mainz am Rhein, 1983. Vol. I. Cat. № 3. P. 3 сл., Tav. 4—[1]В 2016 г. этот бюст находился в Музее Монтемартини, а не в Новом крыле Капитолийских музеев, как пишет И. Ромео. (Таривердиева С.).
Johansen F. S., Ritratti marmorei e bronzei di Marco Vipsanio Agrippa // AnalRom. 6. 1971. P. 28, fig. 11.
Faedo L. Aspetti della cultura figurativa in età romana, in Storia della Calabria antica. Età italica e romana, Reggio Calabria 1994 p. 599.
Faedo L. in Camposanto monumentale di Pisa. Le Antichità, a cura di S.Settis, vol. II , Modena 1984. N. 69. P. 138.
Roddaz J.-M. Marcus Agrippa. Rome, 1984. P. 619—
Eck W., Fittschen K., Naumann F. Kaisersaal Porträts aus den Kapitolinischen Museen in Rom. Roma, 1986. Fig. a P. 52 e foto a colori, s. p.
Fittchen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen. Mainz am Rhein, 1983. Vol. I. Cat. № 3. P. 5.
Helbig W., Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, 4a ed., Tiibingen 1963. №1617 (Von Heintzh).
Hertel E. D., Untersuchungen zu Stil und Chronologie des Kaiser- und Prinzenporträts von Augustus bis Claudius, Bonn 1982. P. 252—
Hafter M. in: AA.W., Kaiser Augustus und die verlorene Republik, catalogo della mostra. Berlin, 1988. Cat. № 150. Pp. 313—
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1998 г. Текст: Romeo I. Ingenuus leo: l’immagine di Agrippa. Roma, 1998. P. 178. R2.
© 2017 г. Перевод с итал.: Таривердиева С. Э.