Саркофаг с изображением покойных в клипеусе в окружении Времен года
Мрамор. 220—230 гг. н. э.Инв. № A 2 est.Пиза, Кампосанто. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображением покойных в клипеусе в окружении Времен года.

Мрамор. 220—230 гг. н. э.
Инв. № A 2 est.

Пиза, Кампосанто.

Описание:
A 2 est.
Высота 0,965 м; дли­на 2,23 м; шири­на 0,3 м.
Дар Рон­чо­ни (Roncioni).

Фрон­таль­ная пли­та сар­ко­фа­га. Сле­ва сто­ит кры­ла­тая муж­ская фигу­ра с отсут­ст­ву­ю­щим пра­вым кры­лом, лицо обра­ще­но к цен­траль­ной груп­пе фигур; вни­зу сле­ва вид­на сох­ра­нив­ша­я­ся часть кор­зин­ки. Спра­ва от него похо­жая фигу­ра с рас­кры­ты­ми кры­лья­ми смот­рит на преды­ду­щую, обра­зуя сим­мет­рич­ную схе­му. Меж­ду ними вни­зу рас­по­ло­же­на жен­ская фигу­ра в гима­тии, кото­рый, нис­па­дая с плеч, пок­ры­ва­ет ниж­нюю часть тела и остав­ля­ет откры­ты­ми грудь и живот; туло­ви­ще раз­вер­ну­то фрон­таль­но, ноги пока­за­ны в про­филь. Ее взгляд направ­лен к цен­тру сар­ко­фа­га, голо­ва при­под­ня­та вверх, воло­сы длин­ные, вью­щи­е­ся, сза­ди забра­ны в узел. Это тра­ди­ци­он­ное изо­бра­же­ние Тел­лус.

По дру­гую сто­ро­ну от цен­траль­но­го меда­льо­на нахо­дит­ся такая же пара кры­ла­тых муж­ских фигур с лица­ми, обра­щен­ны­ми друг к дру­гу, обрам­лен­ны­ми пыш­ны­ми длин­ны­ми прядя­ми вью­щих­ся волос, спус­каю­щих­ся на спи­ны. Меж­ду пра­вой парой кры­ла­тых гени­ев рас­по­ло­же­на полу­об­на­жен­ная боро­да­тая муж­ская фигу­ра, сим­мет­рич­ная жен­ской фигу­ре на про­ти­во­по­лож­ной сто­роне. Лицо так­же изо­бра­же­но в три чет­вер­ти, обна­жен­ное туло­ви­ще раз­вер­ну­то фрон­таль­но, ноги, пок­ры­тые гима­ти­ем, пока­за­ны в про­филь. Левая нога согну­та и нелов­ким обра­зом рас­по­ло­же­на меж­ду нога­ми кры­ла­то­го гения, сто­я­ще­го рядом с меда­льо­ном. Спра­ва от полу­об­на­жен­ной боро­да­той муж­ской фигу­ры вид­не­ет­ся нос суд­на и следы фигу­ры пти­цы, от кото­рой сох­ра­ни­лись толь­ко лап­ки. Без сомне­ния, это Оке­ан.

Ввер­ху меж­ду гени­я­ми висят кор­зин­ки, пол­ные фрук­тов и листьев. Вни­зу под цен­траль­ным меда­льо­ном изо­бра­же­ны повоз­ка (плуг? — И. Ш.), в кото­рую впря­же­на пара быков, и воз­ни­ца, голо­ва кото­ро­го не сох­ра­ни­лась; впе­ре­ди идет пут­ник с кор­зи­ной. На зад­нем плане вид­не­ют­ся дере­вья, вни­зу лежит опро­ки­ну­тая кор­зин­ка. Кры­ло край­не­го пра­во­го гения пере­хо­дит на боко­вую поверх­ность сар­ко­фа­га; види­мо, так же изги­ба­лось и не сох­ра­нив­ше­е­ся кры­ло край­не­го лево­го гения. В ниж­ней части отды­ха­ет малень­кое живот­ное, воз­мож­но, кош­ка.

На высту­паю­щей рам­ке меда­льо­на име­ет­ся рельеф­ное изо­бра­же­ние. Несмот­ря на плохую его сохран­ность, уве­рен­но рас­по­зна­ют­ся зна­ки Зоди­а­ка: спра­ва ввер­ху Рыбы, вни­зу Скор­пи­он, ввер­ху сле­ва Близ­не­цы. Подоб­ное раз­ме­ще­ние зна­ков Зоди­а­ка на рам­ке меда­льо­на мож­но видеть так­же на сар­ко­фа­ге Сас­са­ри (Hanfmann n. 492a).

Внут­ри меда­льо­на рас­по­ло­же­ны бюсты. Муж­ской бюст спра­ва с корот­кой боро­дой и воло­са­ми, обра­зу­ю­щи­ми пряди, под­ров­нен­ные ножом, в тоге con tabulatio. Жен­ский бюст нахо­дит­ся сле­ва, пыш­ная при­чес­ка харак­тер­на для III в., сза­ди накид­ка изги­ба­ет­ся широ­ким полу­кру­гом.

Дан­ный сар­ко­фаг отно­сит­ся к мно­го­чис­лен­ной груп­пе с цен­траль­ным меда­льо­ном и четырь­мя кры­ла­ты­ми пут­ти, оли­це­тво­ря­ю­щи­ми Вре­ме­на Года. В эту серию вхо­дят сар­ко­фа­ги из вил­лы Кар­пе­нья, Лув­ра, Калья­ри и Дам­бар­тон Оукс (Hanfmann nn. 465, 294, 498 u, 27). Полу­ле­жа­щие фигу­ры Оке­а­на и Тел­лус встре­ча­ют­ся на сар­ко­фа­гах из Иеру­са­ли­ма, Лув­ра, Вати­ка­на, Карлс­берг­ской глип­то­те­ки, Губ­био и Пор­то (Hanfmann, p. 38).
При­ня­то счи­тать, что зна­ки Зоди­а­ка вку­пе с полу­об­на­жен­ны­ми фигу­ра­ми Тел­лус и Оке­а­на выра­жа­ют сим­во­ли­че­ский апо­фе­оз покой­ных.

Наш сар­ко­фаг, види­мо, сле­ду­ет дати­ро­вать третьей дека­дой III века; Turcan отно­сит его к 240 году, одна­ко его точ­ка зре­ния вызы­ва­ет сомне­ния; и если жен­ская при­чес­ка харак­тер­на для кон­ца эпо­хи Севе­ров, то муж­ской порт­рет дати­ру­ет­ся не столь одно­знач­но и может быть отне­сен к более позд­не­му вре­ме­ни, хотя при­чес­ка и одеж­да соот­вет­ст­ву­ют ука­зан­но­му пери­о­ду.

Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 51—53.

Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 51—53.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: римская мифология mythologia romana времена года время сезон скульптура скульптурный sculptura римский римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi щитовой со щитом щитовые клипеус в круглом медальоне щитовидный медальон clipeus clupeus imago clipeata рельеф кампосанто мрамор с изображением покойных клипеусе окружении времен зодиак знаки зодиака toga contabulata рончони roncioni инв № a 2 est