Саркофаг с изображением покойных в клипеусе в окружении Времен года
Мрамор. 220—230 гг. н. э.Инв. № A 2 est.Пиза, Кампосанто. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображением покойных в клипеусе в окружении Времен года.

Мрамор. 220—230 гг. н. э.
Инв. № A 2 est.

Пиза, Кампосанто.

Описание:
A 2 est.
Высота 0,965 м; дли­на 2,23 м; шири­на 0,3 м.
Дар Рон­чо­ни (Roncioni).

Фрон­таль­ная пли­та сар­ко­фа­га. Сле­ва сто­ит кры­ла­тая муж­ская фигу­ра с отсут­ст­ву­ю­щим пра­вым кры­лом, лицо обра­ще­но к цен­траль­ной груп­пе фигур; вни­зу сле­ва вид­на сох­ра­нив­ша­я­ся часть кор­зин­ки. Спра­ва от него похо­жая фигу­ра с рас­кры­ты­ми кры­лья­ми смот­рит на преды­ду­щую, обра­зуя сим­мет­рич­ную схе­му. Меж­ду ними вни­зу рас­по­ло­же­на жен­ская фигу­ра в гима­тии, кото­рый, нис­па­дая с плеч, пок­ры­ва­ет ниж­нюю часть тела и остав­ля­ет откры­ты­ми грудь и живот; туло­ви­ще раз­вер­ну­то фрон­таль­но, ноги пока­за­ны в про­филь. Ее взгляд направ­лен к цен­тру сар­ко­фа­га, голо­ва при­под­ня­та вверх, воло­сы длин­ные, вью­щи­е­ся, сза­ди забра­ны в узел. Это тра­ди­ци­он­ное изо­бра­же­ние Тел­лус.

По дру­гую сто­ро­ну от цен­траль­но­го меда­льо­на нахо­дит­ся такая же пара кры­ла­тых муж­ских фигур с лица­ми, обра­щен­ны­ми друг к дру­гу, обрам­лен­ны­ми пыш­ны­ми длин­ны­ми прядя­ми вью­щих­ся волос, спус­каю­щих­ся на спи­ны. Меж­ду пра­вой парой кры­ла­тых гени­ев рас­по­ло­же­на полу­об­на­жен­ная боро­да­тая муж­ская фигу­ра, сим­мет­рич­ная жен­ской фигу­ре на про­ти­во­по­лож­ной сто­роне. Лицо так­же изо­бра­же­но в три чет­вер­ти, обна­жен­ное туло­ви­ще раз­вер­ну­то фрон­таль­но, ноги, пок­ры­тые гима­ти­ем, пока­за­ны в про­филь. Левая нога согну­та и нелов­ким обра­зом рас­по­ло­же­на меж­ду нога­ми кры­ла­то­го гения, сто­я­ще­го рядом с меда­льо­ном. Спра­ва от полу­об­на­жен­ной боро­да­той муж­ской фигу­ры вид­не­ет­ся нос суд­на и следы фигу­ры пти­цы, от кото­рой сох­ра­ни­лись толь­ко лап­ки. Без сомне­ния, это Оке­ан.

Ввер­ху меж­ду гени­я­ми висят кор­зин­ки, пол­ные фрук­тов и листьев. Вни­зу под цен­траль­ным меда­льо­ном изо­бра­же­ны повоз­ка (плуг? — И. Ш.), в кото­рую впря­же­на пара быков, и воз­ни­ца, голо­ва кото­ро­го не сох­ра­ни­лась; впе­ре­ди идет пут­ник с кор­зи­ной. На зад­нем плане вид­не­ют­ся дере­вья, вни­зу лежит опро­ки­ну­тая кор­зин­ка. Кры­ло край­не­го пра­во­го гения пере­хо­дит на боко­вую поверх­ность сар­ко­фа­га; види­мо, так же изги­ба­лось и не сох­ра­нив­ше­е­ся кры­ло край­не­го лево­го гения. В ниж­ней части отды­ха­ет малень­кое живот­ное, воз­мож­но, кош­ка.

На высту­паю­щей рам­ке меда­льо­на име­ет­ся рельеф­ное изо­бра­же­ние. Несмот­ря на плохую его сохран­ность, уве­рен­но рас­по­зна­ют­ся зна­ки Зоди­а­ка: спра­ва ввер­ху Рыбы, вни­зу Скор­пи­он, ввер­ху сле­ва Близ­не­цы. Подоб­ное раз­ме­ще­ние зна­ков Зоди­а­ка на рам­ке меда­льо­на мож­но видеть так­же на сар­ко­фа­ге Сас­са­ри (Hanfmann n. 492a).

Внут­ри меда­льо­на рас­по­ло­же­ны бюсты. Муж­ской бюст спра­ва с корот­кой боро­дой и воло­са­ми, обра­зу­ю­щи­ми пряди, под­ров­нен­ные ножом, в тоге con tabulatio. Жен­ский бюст нахо­дит­ся сле­ва, пыш­ная при­чес­ка харак­тер­на для III в., сза­ди накид­ка изги­ба­ет­ся широ­ким полу­кру­гом.

Дан­ный сар­ко­фаг отно­сит­ся к мно­го­чис­лен­ной груп­пе с цен­траль­ным меда­льо­ном и четырь­мя кры­ла­ты­ми пут­ти, оли­це­тво­ря­ю­щи­ми Вре­ме­на Года. В эту серию вхо­дят сар­ко­фа­ги из вил­лы Кар­пе­нья, Лув­ра, Калья­ри и Дам­бар­тон Оукс (Hanfmann nn. 465, 294, 498 u, 27). Полу­ле­жа­щие фигу­ры Оке­а­на и Тел­лус встре­ча­ют­ся на сар­ко­фа­гах из Иеру­са­ли­ма, Лув­ра, Вати­ка­на, Карлс­берг­ской глип­то­те­ки, Губ­био и Пор­то (Hanfmann, p. 38).
При­ня­то счи­тать, что зна­ки Зоди­а­ка вку­пе с полу­об­на­жен­ны­ми фигу­ра­ми Тел­лус и Оке­а­на выра­жа­ют сим­во­ли­че­ский апо­фе­оз покой­ных.

Наш сар­ко­фаг, види­мо, сле­ду­ет дати­ро­вать третьей дека­дой III века; Turcan отно­сит его к 240 году, одна­ко его точ­ка зре­ния вызы­ва­ет сомне­ния; и если жен­ская при­чес­ка харак­тер­на для кон­ца эпо­хи Севе­ров, то муж­ской порт­рет дати­ру­ет­ся не столь одно­знач­но и может быть отне­сен к более позд­не­му вре­ме­ни, хотя при­чес­ка и одеж­да соот­вет­ст­ву­ют ука­зан­но­му пери­о­ду.

Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 51—53.

Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 51—53.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим погребальная скульптура погребальный погребальные рельеф римская мифология mythologia romana саркофаг саркофаги sarcophagus времена года время года сезон щитовой саркофаг со щитом щитовые саркофаги клипеус clipeus clupeus sarcophagus imago clipeata кампосанто мрамор саркофаг с изображением с изображением покойных в клипеусе в окружении времен года времена года зодиак знаки зодиака clipeus imago clipeata toga contabulata рончони roncioni инв № a 2 est